Стоит ли открывать бизнес сегодня?
https://otr-online.ru/programmy/finansovaya-gramotnost/stoit-li-otkryvat-biznes-segodnya-60787.html
Ксения Падерина: Здравствуйте, это «Финансовая грамотность», программа о том, как зарабатывать, копить и тратить деньги с умом. С вами я, Ксения Падерина. Желание открыть свое дело есть у многих. Но стоит ли это делать в период кризиса? Или надо подождать лучших времен? Могут ли сложные экономические реалии стать трамплином для бизнеса? Сейчас разберемся. За последние три месяца количество субъектов малого и среднего бизнеса в России выросло на 100 тысяч и составляет более 6 миллионов. По числу предпринимателей лидирует Центральный федеральный округ. За ним с большим отрывом следуют Приволжский, Северо-Западный и Южный. Наименее активный Северо-Кавказский федеральный округ. Самая распространенная деятельность, которую выбирает малый и средний бизнес – торговля. Эксперты считают, что, во-первых, приобретение товаров – наша жизненная необходимость, а во-вторых, сфера торговли не вызывает больших трудностей при организации и ведении бизнеса. На фоне сложной экономической ситуации большинство компаний ощутили снижение спроса на свою продукцию и услуги. Однако у 15% малого и среднего бизнеса дела даже пошли в гору. Более 80% предпринимателей не намерены сдаваться и прекращать работать. Они и раньше сталкивались с кризисами, поэтому готовы искать новые модели ведения бизнеса, учиться быстро реагировать и принимать решения, чтобы не попасть в воронку из-за санкций. И многие компании видят для себя хорошие перспективы после ухода из России иностранных брендов. Ксения Падерина: Сегодня в студии «Финансовой грамотности» Дина Григолая, Виталий Машков и Егор Калина. Здравствуйте! Все: Здравствуйте! Добрый день! Ксения Падерина: Как вы считаете, вот в принципе стоит открывать какой-то бизнес сегодня? Виталий Машков: Открытие бизнеса, оно всегда сопряжено с определенным риском. И, наверное, там не бывает какого-то комфортного времени для предпринимателя, чтобы открыть тот или иной… Ксения Падерина: То есть, лучшего времени не будет? Егор Калина: Китайская мудрость гласит, что нет лучшего времени, чтобы начать, чем сейчас. Виталий Машков: В чем-то будет лучше, там, на следующем этапе, да? Но сейчас, например, абсолютно точно хорошая история для открытия бизнеса в тех нишах, с которых ушли многие-многие компании с иностранным участием. Ксения Падерина: Расскажите нам, сейчас в какую сторону двигаться? Виталий Машков: Сейчас такое понятие бытует, как технологический суверенитет. И его, конечно же, нужно выстраивать. То есть, в первую очередь, это IT-отрасль. Это могут быть и студенческие какие-то коллективы, которые активно работают в IT-отрасли, заменили вот тех самых партнеров, которые теперь нам не поставляют ту продукцию, те услуги, которые поставлялись раньше. Еще, конечно, важно, плацдарм для IT – это, конечно, то железо, которое тоже сейчас перестает поставляться в нашу страну. То есть, это какие-то комплектующие для компьютеров, и так далее, и так далее. Ксения Падерина: То есть, это все может производиться у нас здесь, в России? Виталий Машков: Конечно. Мы, безусловно, в этом уверены, это все может производиться в России. Ряд компаний уже начинают это производить. И отдельная поддержка есть для таких компаний, которые в IT-отрасли трудятся. И для начинающих предпринимателей есть ряд поддержек, которые реализуются. Именно для начинающих IT-компаний. Это и льготная по налогообложению поддержка, и разное абсолютно обучение, которое сейчас доступно бесплатно для таких предпринимателей, для начинающих предпринимателей, в первую очередь. Потому что, конечно, любой предприниматель, который думает о том, чтобы открыть бизнес, он должен для себя просчитать и структурировать некий бизнес-план. Куда он будет бить, в какую целевую аудиторию? Какие средства ему нужны? Какие риски? Какие есть игроки на рынке? Какие конкуренты, ну и так далее. И все эти вопросы, собственно, должны сняться вот на этапе подготовки, перед тем, чтобы открыть бизнес. Ксения Падерина: Но вот если мы не берем сферу IT, какие-то есть сферы, которые сейчас скорее всего будут востребованы? Егор Калина: Я бы назвал, безусловно, это внутренний туризм. Ну посмотрите, какое количество сейчас людей, которые устремились на наши побережья. Ксения Падерина: Согласна. Егор Калина: И не только. Ксения Падерина: Да и не только побережья. Сейчас «Золотое Кольцо» просто трещит, извините. Ни одной гостиницы не снять, ни в один ресторан не зайти. Егор Калина: Вот очень простой пример. Те же самые глэмпинги, да? Когда-то еще об этом никто не знал, это, по сути, такие люксовые палатки. И сейчас они просто растут, как грибы, и в преддверии детских каникул, летних праздников всех… Не знаю, вот у меня, допустим, дочка едет в один из таких лагерей. Поэтому внутренний туризм. Локальные бренды. Обратите внимание, в торговых центрах какое количество шоу-румов с отечественными дизайнерами и отечественными тканями, и так далее. Сейчас очень просто войти на этот рынок. Ксения Падерина: Но вот при этом говорят же, что мало купить ткань, например, даже российского производства найти. Но нужно купить нитки, пуговицы, молнии и прочее. А это все раньше, по крайней мере, было не нашим. То есть, сейчас, может быть, об этом подумать? О том, чтобы открывать какое-то производство небольшое? Там, условных пуговиц или чего-то еще, чтобы это сопутствовало развитию вот этого бизнеса? Егор Калина: Ну, я могу сказать так, что в каждой крупной компании сейчас, вот, например, корпорациях больших есть в стратегии пункт: выращивать собственных поставщиков. Это касается абсолютно любой сферы. Виталий Машков: Мы сейчас совместно с крупнейшими заказчиками, которые осуществляют закупки по 223 Федеральному закону, разработали совместную программу по доращиванию поставщиков до уровня, соответственно, поставщика крупнейших заказчиков. Смотрим на предприятие очень предметно, выявляем его точки роста, что нужно сделать. Если ему нужно оборудование, то мы помогаем это оборудование, соответственно, ему получить. Если нужны какие-то компетенции, то мы стараемся эти компетенции вырастить у предпринимателя, доводя его, собственно, до того состояния, когда он сможет закрыть потребность крупной компании. Ну и вообще в принципе, надо сказать, что мы же наделены полномочиями по контролю за исполнением квоты по закупкам. То есть, есть специальные квоты, установленные Правительством. Крупные компании, которые работают, закупают по 223 закону, 25% от своего 100% объема закупок должны осуществить только у субъектов малого и среднего предпринимательства. Это огромный рынок. Вот по результатам прошлого года объем закупок именно у субъектов малого и среднего предпринимательства крупными компаниями составил более 4,3 триллионов рублей. Причем надо сказать, что это ежегодный возобновляемый рынок сбыта для малых и средних компаний, который ежегодно растет. Дина Григолая: Согласна со всем, что сказали коллеги. Действительно, много мер поддерживающих есть. Есть институты развития, которые помогают малым и средним предприятиям. Из интересных, вот для тех, кто сейчас задумывается… Ксения Падерина: Да, вот кто хочет только стартовать. Дина Григолая: О самостоятельном старте, помимо призыва, что нет более удачного времени, чем сейчас, тут абсолютно согласна с этим, это так. Будут кризисы, будут спокойные более времена, но начинать нужно, если есть внутренняя готовность. Но начало приведет к успеху, скорее всего, в случае хорошей подготовки. Ксения Падерина: Да, вот что вот, как? Дина Григолая: И с точки зрения подготовки я бы сказала о двух таких значимых аспектах. Первое: можно посмотреть на рынок в разные стороны, посмотреть, кто потенциальный конкурент, какие услуги есть. Сейчас довольно много есть курсов и онлайн-школ, которые позволяют в тестовом режиме, и на государственном уровне также есть эти программы, пройти акселерацию. То есть, посмотреть внимательно программу обучающую, на что нужно посмотреть. И после этого нарисовать фактически свой бизнес в виде слайдов, в виде записок, бумажек, дорожной карты и так далее, как ты сам решишь. Еще один важный момент: смотреть шире на идею своего бизнеса и на конкурентов. Потому что, если ты хочешь продавать пряники в курортном месте летом, это отличный ход. Но только, возможно, тебе нужно смотреть на конкурентов не в категории «пряники», а смотреть шире. Любые сладости, любое быстрое питание, которое в этом ценовом диапазоне. Очень часто люди не готовы, особенно начинающие, они видят свою нишу довольно узко. Они говорят: «Я умею делать леденцы. Я их буду продавать детям вот в этом месте». Но на самом деле думать нужно о том, кто тратит деньги, кто принимает решения, кто влияет на это решение. Ксения Падерина: Так. Дина Григолая: И в данном случае это родители. Ксения Падерина: Да. Покупают леденцы родители. Дина Григолая: И работать нужно не только с сегментом, кому должен понравиться этот леденец, а, соответственно, работать и говорить… Виталий Машков: Стимулировать. Дина Григолая: Конечно, стимулировать спрос на уровне родителей. И так далее. Но это отдельные уже, узкие аспекты. Принципиально что еще хотела бы добавить, когда мы ставим вопрос: удачное время или нет, стоит начинать или нет, нужно вначале по-честному ответить внутри себя: «Я готов взять на себя эти риски? Я готов взять на себя эти обязательства?». По собственному управлению не только временем, не только деньгами, а в потенциале, это значит и сотрудники, если растет предприятие, это и взаимоотношения с подрядчиками, и так далее. То есть, это довольно важные такие, честные внутренние вопросы, на которые нужно для начала ответить. Ксения Падерина: У нас есть сюжет. Давайте его посмотрим. СЮЖЕТ Максим Болий: Я Максим Болий. Я бизнесмен, и я знаю, как часто бывает сложно удерживать бизнес на плаву, особенно последние два-три года. Я вообще по образованию оперный певец, я заканчивал консерваторию. 17 лет я посвятил музыке, но у меня с детства было два увлечения: это самолеты и музыка. После неудачной карьеры я начал искать, чем заниматься. Собирался в авиационный поступать, но пришла жестокая перестройка, и скорректировал планы, думаю, очень многих людей, в том числе, и нашей семьи. Мы переехали в Воронеж. Мы жили на Кавказе. И так как я хорошо знал авиацию, я начал продавать билеты. Просто в удовольствие. А потом в какой-то момент я понял, что из этого можно сделать бизнес. И вот таким образом родилась компания. Сотрудница: В этом направлении летают компании «Аэрофлот», «Сибирь» и «Уральские авиалинии». У вас есть предпочтения? Максим Болий: В основном складывается общение с клиентом через почту, через телефонную связь и через WhatsApp. Каждый клиент выбирает так, как ему удобно. В нашем, во всяком случае, узком, так скажем, оффлайн агентском бизнесе работает «сарафанное радио». То есть, в основном нам клиенты приводят клиентов. Мы все-таки направлены на корпоративных клиентов, бизнес-клиентов, которым нужен определенный уровень сервиса и определенный уровень реакции. То есть, они не могут себе позволить звонить в авиакомпанию или в какой-то такой маркетплейс, где все сведено вообще до минимума, работа напрямую с клиентом. Сотрудница: По этому номера телефона с вами связаться? Клиент: Да, по этому номеру. Сотрудница: Также понадобится адрес электронной почты вашей. Максим Болий: Самая большая проблема, почему может рухнуть бизнес – когда у нас было все хорошо, работало, работало, внешние обстоятельства поменялись, и мы не приспособились, мы не услышали, не успели сориентироваться. 2014-й год. Я думал, что мы закроемся. Бизнес весь лихорадило, начинали всех отключать, либо деньги. Соответственно, у нас корпоративные клиенты, они нам плохо платят, мы, соответственно, по цепочке, плохо нас отключают. Мы были какие-то дни просто парализованы. Какими-то совершенно нереальными схемами выписывали билеты, так нас лихорадило месяца три. Ну, так же, как и весь рынок, то есть, это было реально тяжелое время. Ближе когда пошло время к ковиду, пассажиропоток переместился очень сильно в Казахстан, Узбекистан, Эмираты, конечно же, Турция и Африка. Мы сидели на Красной площади 12 лет, нам пришлось переезжать в более скромный офис. Конечно, сократили зарплаты, ужались до минимума по количеству сотрудников. Тем не менее мы, я считаю, достаточно ровно пережили ковид. Если кто-то начинает бизнес, то естественно, сейчас большие возможности. Это подтверждает и наш бизнес, который существует с 2009-го года. Бизнес хорошо открывать в моменты кризиса. Как пережить? Тут, наверное, сложно что-то советовать, но, думаю, быть креативным, искать какие-то пути обхода, в каких бы обстоятельствах мы ни оказывались. И, конечно же, быть ориентированным, прежде всего, на потребности клиента. Ксения Падерина: Ну вот предположим, человек уже все, созрел, «хочу». Хочу, например, делать пряники, или, там, леденцы, или, там, шить юбки. Куда в первую очередь стоит обратиться за помощью? Виталий Машков: Есть федеральные меры поддержки, которые мы реализовываем, как Федеральный институт развития. Есть региональные меры поддержки, которые реализуются в конкретном регионе. И часто бывает, что у регионов есть своя специфика. Кто-то больше на агропромышленный комплекс, кто-то больше на производственный сектор представлен. И что мы сделали? Мы на «МСП.рф», это онлайн-ресурс, который собрал в одном месте, на одном, по сути, сайте, помимо разного рода сервисов, которые помогают предпринимателю, еще и информацию о том, какие меры поддержки есть на региональном уровне, на федеральном уровне, в одном месте. То есть, начинающий предприниматель, вот абсолютно, я полностью согласен с коллегами о том, что действительно, здесь должна быть готовность и должна быть подготовленность с точки зрения информированности о том, в какую нишу ты заходишь, какие у тебя конкуренты, что у тебя есть. Вот это все, собственно, вся эта информация может быть предоставлена у нас на сервисе. Там и бесплатные, ну, во-первых, сервис вообще, в принципе, бесплатный, потому что мы реализуем бесплатную поддержку для субъектов МСП, значит, там и обучающие разные треки представлены, как для начинающих, так и для тех уже, кто начал бизнес, тех, кто его активнейшим образом ведет и тех, кто только собирается начинать какой-то бизнес, в том числе и для самозанятых. Там и представлены различные инструменты по рынкам сбыта, куда сбывать ту продукцию, которую вы собираетесь производить, предприниматели. Причем, это сбыт и с точки зрения каких-то государственных компаний, так и сбыт с точки зрения других субъектов МСП, предпринимателей, которые будут покупать эту продукцию, так и крупных компаний, которые не подпадают под разные законы по закупкам. Ну и вообще весь перечень сервисов, который, собственно, помогает предпринимателю осуществлять предпринимательскую деятельность. Куда податься, если нужен дешевый кредит, где взять какое-то помещение у региона либо на федеральном уровне, и как проанализировать свое предприятие, если оно уже есть, какое предприятие открыть. У нас есть тест, который человек проходит, и система сама ему подбирает, во-первых, меры поддержки, это первая история, именно с привязкой к его региону. Вторая история – это то, что потенциальный предприниматель на основании ответов, ему предоставляется информация, какую правовую форму, это будет индивидуальное предприятие или это ООО. Какой налоговый режим ему больше подходит, исходя из данных по его потенциальной выручке, то, как он видит это, свой предстоящий бизнес. То есть вот, «МСП.рф». Мы всем рекомендуем просто зайти, зарегистрироваться. Во-первых, ресурс бесплатный, во-вторых, просто понажимать на кнопки и посмотреть, что он из себя представляет. Дина Григолая: Если резюмировать то, что сейчас прозвучало, можно сказать о том, что есть принципиальные такие очень базовые вопросы, которые человек сам себе может задать. Первое – к какому типу продукта или бизнеса относится то, что он себе придумал. Ксения Падерина: Да. Дина Григолая: Если это стартап, внутри которого технология, это один путь. И для этого пути есть свой набор инструментов, о котором можно узнать, допустим. Есть путь, когда ты создаешь нечто своими руками: печешь, шьешь, обучаешь и так далее. Это второй путь. И третий путь – это когда у тебя, например, требование, что тебе нужна команда специальная, или тебе нужно интегрировать. То есть, ты придумал партнерство к какому-то продукту. Тогда это третий путь, как ты двигаешься. Соответственно, все это про предпринимательство, но каждый из этих путей, он, немножечко по-разному старт должен быть организован. И во всех случаях, мне кажется, если есть смелость для начала, есть уже такая готовность, конечно, нужно активно в себе культивировать две доминанты. Первое – это способность очень быстро, коротко и интересно рассказывать про свой продукт. Есть такое понятие, что, если вдруг ты случайно оказался в лифте с нужным человеком, у тебя есть одна минута, и ты должен в этот момент рассказать, и ты можешь рассказать про этот продукт, значит, ты хорошо понимаешь, что это за бизнес, что это за продукт. Это очень хороший тест. Вот. Это, наверное, одна вещь. А вторая – вообще способность продвигать себя. То есть, быть активным, я бы даже сказала, проактивным. То есть, активно посмотреть, какие у тебя друзья, связи, какие возможности, с кем ты когда пересекался и так далее. То есть, начать с такого чек-листа: а что у меня, собственно, есть для того, чтобы быть успешным в этом начинании? Ксения Падерина: Как я могу весь свой багаж, который жизненный, который у меня накопился, как я могу использовать, да, для этого бизнеса? Дина Григолая: Конечно. Как его упаковать, как собственный продукт. Егор Калина: Я хотел бы тоже дополнить. Мы развиваем малый бизнес, и у нас обслуживается каждый второй предприниматель в нашей стране. И мы фактически каждый день общаемся с предпринимателями. И наиболее распространенный путь в предпринимательство и вообще в бизнес – это так называемый «из подчиненных в конкуренты». То есть, когда люди… Ксения Падерина: Когда человек из какой-то компании, да? Егор Калина: Работают и получают экспертизу в каком-то бизнесе непосредственном, они в нем понимают очень хорошо. И настает тот момент, когда они чувствуют, что они, в общем-то, смогут справиться с этим бизнесом самостоятельно, либо с какой-то небольшой командой. И они отпочковываются от этого бизнеса и открывают свой. Тем не менее, есть огромное количество примеров, когда какая-нибудь девушка милая либо парень работает в офисе, он чувствует, что он занимается не своим делом, а вот его призвание, не знаю, печь хлеб либо пиццу, делать мороженое либо открыть салон красоты, там, осуществить свою мечту. То в этом случае моя большая рекомендация к таким бизнес-ориентированным ребятам – уйти из офиса и поработать в этом салоне красоты. Ксения Падерина: То есть, все-таки погрузиться в эту атмосферу. Егор Калина: Погрузиться, максимально понять, в чем подвох, где могут быть тонкие места. Ксения Падерина: Может быть, какие-то слабые стороны? Егор Калина: Да. Ксения Падерина: Что ты можешь улучшить? Егор Калина: Да. Где-то могут сотрудники нехорошо поступать, какие поставщики лучше, какие хуже, как выбирать правильно локацию, за что выбирают клиенты. Ну, то есть, максимально погрузиться в ту сферу бизнеса, которая тебя привлекает, и которая является твоей мечтой. И только после этого, когда ты уже на себя это все примерил, действовать дальше. В нашем банке мы не так давно реализовали платформу, которая называется «Бизнес-старт», где начинающий предприниматель, еще не самозанятый, ну вот просто, обычный человек может с самого первого шага выбрать отрасль, которая ему интересна. И проходить обучение, видеоинструкции, расчеты, мат.финансовые модели, выбор локаций. И потом этот сервис ведет постепенно к регистрации бизнеса и к открытию расчетного счета, и дальнейшего уже, как бы, ведения бизнеса. Ксения Падерина: Это тоже бесплатно? Егор Калина: Конечно, это бесплатно. Ксения Падерина: Здорово. Так, ну вот, мне кажется, что опять же новички многие боятся все потерять. То есть, придумал бизнес, там, не знаю, понабрал кредитов, у тебя не пошло, и ты еще, там, и квартиру потерял, много денег потерял, должен, но ничего не добился. То есть, что можно сделать для того, чтобы не попасть в такую ситуацию? Где можно вот соломки подстелить? Егор Калина: Чем лучше ты подготовишься, тем меньше шансов того, что ты потерпишь неудачу. Это первое. Второе – не стоит брать кредит на начало бизнеса. Ну вот прямо этого нельзя делать, тем более, продавать какие-то активы, там, не знаю, квартиру, машину, и так далее, и так далее. Ну может быть, машину можно, потому что это все-таки пассив. Ксения Падерина: Да-да, не актив, да, да. Егор Калина: Это первое. Второе – протестировать гипотезу. Всегда, либо той услуги, либо того товара, который собираешься производить. Понравится ли он твоему окружению, твоим друзьям, товарищам, знакомым, родственникам. Протестировать спрос в части стоимости, и так далее. И только после этого, когда ты уверен уже в том, что ты сможешь реализовать свой продукт, в общем, приступать к делу. Ксения Падерина: Получается, что, когда люди говорят: «Кредит на развитие бизнеса», это все-таки на развитие уже существующего бизнеса, да? Егор Калина: Да, когда ты точно уверен в своей финансовой модели, что бизнес работает по таким законам, что вот тебе, для того, чтобы он быстрее развивался, с той нормой прибыли, с теми затратами с понятными, уже понятная финансовая модель, которая отстроена, может быть, несколькими годами. Только вот в этом случае, да, имеет смысл обращаться за заемными средствами только для того, чтобы быстрее, ну, увеличить скорость развития компании. Дина Григолая: Кредит – это финансовый инструмент. Это не ужас-ужас, которого нужно бояться. Это разумное средство, с помощью которого можно достигать результат на определенном этапе. Просто нужно считать внимательно цифры, ну и быть в компании с теми, кто умеет эту модель считать. И быть адаптивным, потому что рынок меняется каждый день, и нужно к этому быть готовым. Виталий Машков: Ну, наверное, здесь вопрос, скорее, опять же финансовой модели и просчетов, какие тебе средства нужны. То есть, это будут заемные средства. Плюс еще же, мы не только о кредитах можем говорить, но на сегодняшний день есть такое понятие, как, например, бизнес-ангелы. Либо некоторые инвесторы… Ксения Падерина: Кто это? Виталий Машков: Ну, то есть, это люди, которые помогают… Ксения Падерина: Первый раз слышу, честно. Виталий Машков: Это люди, которые помогают сформулировать и поддерживают конкретный бизнес начинающего предпринимателя. То есть, это некие, раньше это называлось инвесторами, собственно. Дина Григолая: Они и деньги, и… Виталий Машков: Да, они и деньги дают, и поддерживают, там, с точки зрения авторитета, с точки зрения каких-то связей начинающее предприятие. Ксения Падерина: И где их искать, этих ангелов? Виталий Машков: Знаете, на самом деле, это достаточно тоже открытая информация сейчас. Во-первых, ну, я не могу не сказать о нашей платформе, потому что они там представлены. Ксения Падерина: Они там тоже есть. Ангелы там тоже есть. Виталий Машков: Ну и плюс очень много проходит мероприятий, в том числе, для начинающих предпринимателей. И на них присутствуют и инвесторы, и бизнес-ангелы. Ксения Падерина: Есть ли какие-то меры поддержки именно со стороны банков? Егор Калина: Довольно большое количество банков является, ну, скажем так, операторами государственных программ, которые помогают развитию малого и среднего бизнеса. И мы, как крупнейший банк, естественно, являемся оператором, и самым крупным по реализации мер поддержки в части финансирования. У нас есть собственные истории, связанные с помощью предпринимателям. Но они связаны с тем, что мы, предположим, на определенный период времени даем пакет услуг рассчетно-кассового обслуживания, который платный, а мы ему даем, условно говоря, на полгода бесплатный Вещи, связанные с нашими экосистемными продуктами, которые тоже в обычное время у нас платные, а вот именно в такие периоды мы предоставляем их, в общем-то, бесплатно. На сайте нашего банка можно ввести ИНН и узнать абсолютно всю информацию на субсидии, льготы, гранты, кредиты, и так далее, и так далее, которые именно для твоего бизнеса доступны тебе прямо сейчас, тут же подать заявку на кредитование, и сделать так, чтобы воспользоваться этой программой. Ксения Падерина: Спасибо большое! Было очень интересно. Давайте попробуем подвести небольшие итоги. Нет лучшего времени для старта бизнеса, чем сегодняшний день. Несмотря ни на что, не стоит откладывать на другой день старт, если ты чувствуешь в себе уверенность, уверенность в своих силах. Но при этом, конечно же, нужно подготовиться, провести какое-то исследование рынка, обратиться за поддержкой, тем более, что этой поддержки много. Есть поддержка от государства, есть даже поддержка от банка. Все это было бы неплохо изучить, все это взять на вооружение. И стартовать, чтобы был успех обязательно. Если вы что-то не запомнили, ничего страшного. Смотрите и пересматривайте «Финансовую грамотность». Увидимся через неделю.