Александр Бобенко: Я удивлeн, что есть какие угодно политические партии, а партии науки нет
https://otr-online.ru/programmy/gamburgskii-schet/professor-berlinskogo-tehnicheskogo-18337.html
Ольга
Орлова: В российском прокате идeт документальный фильм Екатерины Ерeменко
"Буквальная геометрия". Фильм построен вокруг большого международного
проекта по дискретизации в геометрии и динамике. С героем этого фильма и
научным руководителем проекта, профессором Технического университета Берлина
Александром Бобенко мы беседуем по гамбургскому счeту.
Добрый
день, Александр. Спасибо, что пришли к нам в студию.
Александр
Бобенко: Добрый день, Оля.
Александр
Бобенко. Родился в городе Ленинграде в 1960 году. В 1983 году окончил
физический факультет Ленинградского университета. В 1985 году защитил
кандидатскую диссертацию. В 1991 году получил степень доктора
физико-математических наук. С 1983-го по 1993-й годы работал в ленинградском
отделении Математического института имени Стеклова Российской академии наук. С
1990-го по 1992-й годы был обладателем стипендии Фонда Александра фон
Гумбольдта. С 1993 года – профессор Технического университета Берлина, автор
нескольких книг и более 100 научных публикаций, руководитель DFG-центра "Дискретизация в геометрии
и динамике". Область научных интересов: геометрия, математическая физика,
в частности, дискретная дифференциальная геометрия, визуализация и интегрируемые
системы.
О.О.:
В российский прокат вышел фильм "Буквальная геометрия" –
документальный фильм о математике. Это вообще редкое явление – фильм о
математике. А, с другой стороны, нечасто учeный-математик становится героем
целого фильма, и такого международного, который показывают и по всей России, и
в других странах, и я знаю, что были премьеры в Нью-Йорке. Как вы дошли до
жизни такой? Как с вами это случилось?
А.Б.: Это
такое удачное стечение обстоятельств. Я работаю в Берлине. Этот проект в
Берлине. И Катя Ерeменко тоже живeт в Берлине. И она снимала уже фильмы про
математиков.
О.О.:
Катя Ерeменко – это режиссeр этого фильма, которая уже делала фильм о
математике. Кто был инициатором – вы или она?
А.Б.:
Трудно сказать. Просто у нас появился такой совместный интерес, мы поговорили,
и уже из этого возникла идея: почему бы не сделать фильм про этот проект? Это было
интересно и ей, и мне тоже.
О.О.:
Тогда рассказывайте про сам проект. Проект рассчитан на 12 лет. Это 2 млн евро
в год. Европейский проект с участием многих математиков, около 60 человек.
Какие задачи у этого проекта?
А.Б.:
Это проект немецкий. И основные два университета, которые там работают – это
Берлин и Мюнхен. И основная задача – это изучать разные интересные дискретные
модели в математике, дискретные модели в геометрии, дискретные динамические
системы. И мы изучаем такие очень нетривиальные и очень умные дискретизации,
такие, которые сохраняют какие-то определeнные важные свойства непрерывных
моделей, которые мы дискретизуем.
О.О.:
Фильм заканчивается списком научных публикаций, которые были опубликованы в
хороших престижных международных журналах, которые родились в итоге этого
проекта. Это кто так решил?
А.Б.:
Это я предложил. Потому что я решил: ну что ж, мы о чeм-то говорим, а в
принципе зрителям будет довольно трудно понять. Математика представлена очень
коротко, и совсем трудно разобраться иногда. Поэтому тем, кто заинтересуется –
вот, пожалуйста. Кто хочет почитать, пожалуйста, список публикаций в конце
фильма идeт.
О.О.:
Но если говорить о более общих задачах и предполагаемых результатах вашего
проекта, может быть, какие-то области сдвинутся, может быть, какие-то новые
области появятся?
А.Б.:
Ну, да. Этот проект на самом деле предусмотрен не то, что мы просто взяли, сели
все вместе, написали наши публикации. Это так называемые структурно формирующие
проекты. Эти большие проекты в Германии для этого предназначены, что они
немножко сдвигают науку в определeнном направлении.
Некоторое направление считается перспективным, что здесь
надо сосредоточить усилия большого числа учeных и как-то это побольше
поддержать. Но это одно из таких направлений. И это сводится к тому, что
немножко в эту сторону сдвигается политика университетов по найму следующих
профессоров или сотрудников, чуть-чуть это всe поддерживается.
О.О.:
То есть это задаeт некий вектор развития даже университета, вокруг которого
этот проект формируется.
А.Б.:
Да, точно. DFG –
это немецкое научное общество, которое даeт деньги на такой проект. Оно побуждает
университеты тоже немножко сдвинуться в эту сторону. То есть университет должен
подыграть.
О.О.:
Знаете, мне как зрителю было очень интересно, что фильм так устроен, большая часть фильма – это такие
хаотичные обсуждения. Всe строится вокруг математических семинаров, когда люди
ходят, машут руками, произносят одни и те же фразы по 50 раз. И кажется, что
это какое-то броуновское движение. А потом раз так в конце: вот вам список
публикаций, вот вам некоторые практические приложения, о которых мы ещe
поговорим чуть позже. И это тоже ваша была идея так сделать, или это уже режиссeр?
А.Б.:
Нет, это уже, конечно, режиссeр.
О.О.:
Это режиссeр так тонко почувствовала, как из этого математического хаоса
рождается такой порядок?
А.Б.:
Да, да. Тут мы совершенно ни при чeм. Она просто снимала нас много. И, конечно,
там большинство в этот фильм не вошло. А уже потом выбрала кусочки, которые она
совместила вместе.
О.О.:
А давайте мы сейчас посмотрим фрагмент вместе с нашими зрителями.
Вот
видите, человек, далeкий от обычной академической жизни, посмотрит и увидит,
что они катаются на лодке, танцуют, у них на голове прыгают дети. А потом это
превращается в жeсткие конструкции. Всe-таки это же совершенно удивительно, что
одним из приложений тех исследований, которыми вы занимались, получились такие
конструкции, связанные во Франции с Эйфелевой башней.
А.Б.:
Да. Это, конечно, довольно неожиданное приложение всей этой теории.
О.О.:
А как это произошло?
А.Б.:
Это придумал Хельмут Потман. Это коллега из Вены. Он придумал такие конические
сети. Это была его чисто геометрическая конструкция, которая частично уже была
мотивирована приложениями в архитектурной геометрии. Но, конечно, я совершенно
не ожидал, что от такой математической теории, которая совершенно
содержательная, очень новая и интересная, до такой практической реализации
пройдeт 8 лет. Тут всe сейчас было моментально. То есть возникла фирма, которая
работает. Разработан software,
основанный на дискретной дифференциальной геометрии. Это, опять же, фирма
Потмана. И они сотрудничают с крупными фирмами, которые действительно строят
такие дома, это называется free-form architecture (архитектура свободных
форм) - "долой от прямого угла". И оказалось такое вполне реальное и
интересное приложение.
О.О.:
А ведь у Потмана какая-то необычная и нетипичная для математика судьба,
правильно?
А.Б.:
Да. То есть он математиком стал тоже не сразу.
О.О.:
Да. Он был учителем рисования. И чтобы учитель рисования попал в математику –
это…
А.Б.: В
общем, образование у него хорошее. Он не самоучка. И он в принципе выучился, он
настоящий геометр. Я бы сказал, что тут более неожиданно то, что такой геометр,
который работает в совершенно академической области, вдруг занимается
архитектурой и достигает таких интересных приложений в архитектуре. Вот это, на
мой взгляд, совершенно неожиданно. И также то, что это происходит так быстро.
Но этому способствовало то, что он читал лекции для
архитекторов. Тогда он, видимо, лучше понимает, в чeм же там проблема, и
приводит просто ближе к этим задачам. То есть когда люди занимаются какими-то
конкретными проблемами в приложении, конечно, это немножко двигает и математику
в эту сторону. Но тут я вам скажу, что важно, что не просто взяли какую-то задачу
и стали решать в архитектуре, а параллельно развилась целая область математики.
Совершенно такая содержательная. Там есть статьи в совершенно приличных научных
журналах, не связанные с архитектурой.
О.О.:
В общем-то, то, что произошло с вашим проектом – это классическая иллюстрация к
оправданию всех фундаментальных исследований.
А.Б.:
Да. Сейчас, я думаю, стало всe-таки немножко побыстрее. Это связано, наверное,
всe-таки с компьютерами, потому что появились новые способы решения задач. И,
конечно, внедрение тоже стало быстрее. Но и эта область, с которой мы работаем,
она, конечно, тоже частично мотивирована приложениями. Но даже не в архитектуре
скорее, а в компьютерной графике. Потому что поверхности в компьютере все
дискретны, они все состоят из треугольничков. И нужно понимать, как с ними
работать, как развить теорию этих поверхностей, состоящих из треугольничков, если
грубо сказать.
О.О.:
На пресс-конференции, когда была премьера фильма, вы сказали, что в вашем
понимании сценария не было, а, естественно, режиссeр Екатерина Ерeменко
сказала: что вы, что вы - сценарий был. Но, с одной стороны, вы, наверное,
поняли, как по-разному люди представляют себе план работ. Что такое план работ
у математика и что такое план работ у режиссeра, сценарий. Но все эти такие
идиллические картины – занятие спортом, обсуждение где-то на природе, и дети, и
так далее – это всe вы заранее обсудили, договорились, что вас будут снимать в бытовой
жизни, или это происходило спонтанно?
А.Б.: Я
думаю, моя точка зрения, что в классическом понимании всe-таки сценария не
было, потому что если он был, то он довольно сильно всe-таки поменялся в конце,
потому что была такая интерактивная работа. Она смотрела, как мы работаем,
снимала что-то, после этого рождались какие-то идеи что-то изменить. То есть, я
думаю, конечный продукт довольно сильно отличается, мне так кажется, от той
задумки, которая была с самого начала. Но в целом и общем, наверное, это
сохранено.
О.О.:
Так и у вас проект тоже отличается, как я понимаю?
А.Б.:
Да, абсолютно. Потому что в математике это самое интересное. Потому что когда
возникает какая-то смычка и что-то такое неожиданное, то это неожиданное и
оказывается часто важным. Потому что если мы уже знаем, что мы будем делать,
можем сказать, что будет через 4 года, то на самом деле это важно, хорошо. Но
это на самом деле хороший крепкий результат.
О.О.:
Но не вызов.
А.Б.: Но
не вызов. А всегда интересно, когда происходит что-то такое неожиданное, что-то
вдруг, чего никто не ожидал, из какой-то другой области совершенно что-то
появилось, вдруг сомкнулось и возникло. В такой момент есть возможность
получить действительно что-то очень важное.
О.О.:
У вас появляется два легендарных человека в фильме – это Джон Нэш и Фримен
Дайсон. Они оба из Принстона, в фильме они как бы помещены в берлинские реалии.
Но они появляются ведь таким голосом прошлого, истории, классики. Зачем? Они
вообще в математической реальности для вас существуют? Они понимают, чем вы
занимаетесь? Вы можете им это объяснить? Интересно ли им это? Это всe-таки уже
ходячие классики.
А.Б.:
Это скорее вопрос к режиссeру, а не ко мне.
О.О.:
Нэша уже нету. То есть успели снять.
А.Б.:
Трагически погиб.
О.О.:
Это были последние, наверное, съeмки. Как математические игроки на этом поле
они для вас существуют?
А.Б.: Конечно.
Дайсон был в Берлине, мы с ним беседовали.
О.О.:
Он понял, чем вы занимаетесь?
А.Б.:
Да, понял. На самом деле мы тоже с… писали работу как раз в это время. Она
очень близка к тому, чем Дайсон сам занимался. А… доказывал гипотезы Дайсона.
То есть на самом деле это довольно рядом.
О.О.:
Нэш сам в фильме говорит как всегда, что он не математик. Это, видимо, у него
уже такая фишка была.
А.Б.:
Это я не знаю.
О.О.:
Он несколько раз говорит, что он не математик.
А.Б.:
Это я не знаю. Я говорю, я Нэша не видел, она его снимала в Америке. И, в
общем, это удивительно, что она так сделала, что он…
О.О.:
Он органично вошeл в ваш фильм и в эту математическую жизнь. Вы знаете, что Нэш,
может быть, был одним из самых знаменитых математиков последнего времени во
многом благодаря художественному фильму "Игры разума". И не так давно
большую популярность приобрeл фильм об Алане Тьюринге, это "Игра в
имитацию". И то, что математика – это всe время игра, игра, это так
обыгрывается в общественном поле, что математика – игра. При этом, например, от
физиков очень часто можно слышать, что математика, конечно, не наука. Это,
конечно, не игра, но и не наука. Это язык. Для вас всe-таки математика – это
что?
А.Б.:
Для меня это не игра, конечно. То есть математика – это очень серьeзно. А фильм
назывался "Игры разума", но так он называется "Beautiful mind", то есть это на самом деле
больше фильм всe-таки не про математику, а про болезнь, про то, как человек
сходит с ума. А математика, я считаю, что очень серьeзная вещь. Тут с физиками
я, пожалуй, не соглашусь.
О.О.:
Это самостоятельная наука, или всe-таки это язык для описания других областей?
А.Б.:
Это, конечно, язык, но не только язык. То есть математика стоит над всеми
науками. Она изучает структуры, которые во многих науках существуют, изучает их
взаимосвязь. То есть она как бы супернаука в этом плане. Эти вещи существуют в
реальности, мы их, может быть, не видим. Но они есть. И математика их изучает.
В некотором плане это наука наук, то есть самая главная наука. Это совсем не
язык. Язык – это мы просто что-то определяем, что-то говорим. А тут огромное
внутреннее содержание, связь между объектами. Так что я тут не соглашусь, что
это просто язык.
О.О.:
Ещe 10 лет назад подобный проект, где участвуют математики, которые уехали из
России, и математики, которые до сих пор работают в России и которые начали
свою работу в России, молодые математики, и вообще из всех других стран, ещe 10
лет назад это было абсолютно типично и не было никаких проблем. Сейчас чувствуете
ли вы какие-то изменения в отношениях, в климате, в работе с тем, что люди из
разных стран как взаимодействуют?
А.Б.:
Если мы говорим про этот конкретный проект, то этот проект немецкий, то есть
это в основном учeные, которые работают в Германии, и гости, которые туда приезжают.
О.О.:
Да, но там же разные люди из разных стран. И, опять-таки, есть немцы, а есть
выходцы из России.
А.Б.:
Да, конечно. Коллектив интернациональный. В основном немецкий, но
интернациональный тоже. На самом деле, я таких особых изменений, честно говоря,
не вижу. Конечно, люди стали больше обращать внимания на политику, больше заботиться
о своей безопасности, может быть.
О.О.:
Вы вообще о политике стали больше говорить по сравнению с тем, как это было лет
10 назад.
А.Б.:
Пожалуй, да. Я думаю, что немножко больше. Особенно когда что-нибудь случится,
то, конечно, у нас в коллективе пьют кофе, то эта тема возникает.
О.О.:
Вы уехали из России более 20 лет назад, но то, что вы выходец из России и вам
доверяют такой громадный длительный проект с большим финансированием, вы стоите
во главе этого проекта. Это насколько типично, нетипично? Вы как иностранец в
Германии чувствовали какую-то дискриминацию именно в том, что вы не немец? В
карьерном смысле.
А.Б.: Я
хочу сказать, что это не должно выглядеть так, что есть такой проект, и я им
один руковожу. Конечно же, это не так.
О.О.:
А вы Карабас-Барабас?
А.Б.:
Нет, это, конечно, не так. То есть у нас есть совет этого проекта, который
состоит из 5 человек.
О.О.:
Коллегиальный?
А.Б.:
Коллегиальный, да. Я начальник всего проекта, но, тем не менее, я руковожу не
один, а с коллегами. И насчeт дискриминации… Я, честно говоря…
О.О.:
То есть вы в своих карьерных каких-то этапах никогда этого не чувствовали? Чтоб
вы понимали, что на одну и ту же позицию при прочих равных взяли немца, а не
вас?
А.Б.:
Мне мешают другие вещи на самом деле больше. Незнание языка. Вот это очень
огромный недостаток, который мне сильно мешал. Потому что когда я приехал в
Германию, у меня были знания немецкого - ноль. И поэтому с коллегами что-то
обсуждали, математику проще обсуждать, а уже какие-то дела, связанные с работой
университета или что-то… Это ж как выглядит? Сидят 12 человек за столом,
правильно? И все очень корректно и очень обтекаемо говорят какие-то утверждения
довольно сложные на немецком языке. Понятно, что это довольно трудно вмешаться
иностранцу. И я думаю, что иностранцев вот это именно сдерживает. Потому что
если люди хорошо работают и действительно могут помочь, могут проявить, могут
какие-то инициативы предложить, то я, честно говоря, не видел такого отрицания.
Я могу пример рассказать, с чем я недавно столкнулся.
Есть другой фонд в Германии, который поддерживает науку, называется
"Фольксваген Штифтунг".
О.О.:
Концерна "Фольксваген"?
А.Б.: На
самом деле, тоже полуправительственный фонд поддержки науки. И они выдвинули
инициативу год назад, наверное, или, может, чуть больше поддержать проекты
совместно украинско-российско-немецкие. Политический подтекст понятен: чтобы учeные
вместе что-то сделали.
О.О.:
Интеллектуальные пролетарии всех стран, объединяйтесь.
А.Б.:
Да. Я считаю, что это хорошая инициатива. Я человек с украинской фамилией, с
русскими корнями, сейчас работающий в Германии, я так подумал: кто, если не я,
должен принимать в этом участие? И мы написали заявку на то, чтобы организовать
такую математическую школу. Математическая школа – это невинное дело. Учим
аспирантов, которые приехали из Украины, из России, из Германии всех вместе
какой-то нашей математической науке. И я удивился, что на самом деле даже в
чисто таком случае всe равно какие-то были вопросы. Насколько описание всей
этой программы корректное, насколько достаточно украинцев. В общем, политика всe
равно немножко вмешалась. И даже были отдельные коллеги, которые думали,
участвовать в этом или не участвовать. Это меня немножко удивило. Потому что,
мне кажется, в таких вещах нужно, конечно, обязательно участвовать. И это как
раз такая вещь, которая поддерживает и ремонтирует отношения между учeными,
между странами. Может, кино снимем про это тогда.
О.О.:
Это прекрасная идея. А режиссeра Екатерину Ерeменко позовeте, надеюсь?
А.Б.:
Про это совершенно рано говорить.
О.О.:
Это уже как получится. А на самом деле, сколько до окончания вашего проекта по
дискретной геометрии? Сколько это ещe будет длиться?
А.Б.:
Сейчас у нас 4 года кончается.
О.О.:
И у вас ещe 8 лет.
А.Б.:
Это, на самом деле, тоже сейчас приедет комиссия, нас оценят. Если мы хорошо
работали, нас продлят ещe на 4 года, потом ещe на 4 года. То есть такой
процесс.
О.О.:
Я как раз хотела спросить: будете ли вы снимать кино по окончании проекта? Потому
что это же будет совсем другая серия. Понимаете, "Буквальная геометрия
2".
А.Б.:
Вопрос не ко мне. Это зависит уже от тех, кто делает кино. Я кино не делаю.
О.О.:
Скажите, а как ваши коллеги-математики реагируют на ваш такой нестандартный ход
с фильмом?
А.Б.: А
по-разному. Некоторые скептически, некоторые потом меняют свою точку зрения,
некоторые очень позитивно. Люди разные. У всех своя точка зрения. Я бы не
сказал, что есть одна точка зрения.
О.О.:
Всe-таки учeные очень консервативны. И когда вы решили такое предпринято, то
есть вы понимали, что вы обрекаете себя на очень едкие комментарии?
А.Б.:
Да, я знаю. Но в этом для меня ничего неожиданного нет. У меня здесь чeткая
точка зрения, что я считаю, что про науку очень мало делается и кино, и вообще
информации. Наука недорекламирована, недообъяснена. И в это надо очень
вкладываться, и это надо делать. Я удивлeн, что какие угодно есть политические
партии, но партии науки нет. Хотя наука вообще всю нашу жизнь определяет. Если
мы смотрим, как мы жили 200 лет назад и живeм сейчас, всe совершенно
по-другому. Это не менеджеры сделали и не какие-то бизнесмены, это сделали учeные.
Кто-то придумал электричество, и всe наше развитие всe-таки от науки идeт. И
это, конечно, надо всем объяснять, потому что это так.
О.О.:
Кто ваш любимый герой в истории математики?
А.Б.:
Мне тут трудно быть оригинальным. Я думаю, что, конечно, Леонард Эйлер. Потому
что главный математик XVIII
века, половину жизни прожил в России, половину жизни прожил в Германии и
перевернул на самом деле всю математику. И жизнью жил тоже полноценной. У него
было, по-моему, 13 детей, что ли. Они по нему ползали, когда он писал научные
труды.
О.О.:
В фильме героям разным задаeтся один и тот же вопрос: а чем они готовы
пожертвовать ради математики? И практически все отвечают, что ничем важным они
жертвовать не готовы. А почему вообще это возникает? Математика требует жертв?
А.Б.:
Требует, конечно. Если тратишь время на математику, значит не тратишь время на
детей. Это так стоит вопрос. То есть должен быть действительно какой-то баланс.
Есть люди, которые действительно абсолютно гениальны, они и должны делать эту
математику. А есть люди более-менее нормальные. Но им надо делать и то, и
другое, и нужно находить правильный баланс. Математика – это ужасно интересно,
но это не всe. Так что это правильно.
О.О.:
Спасибо большое. У нас в программе был профессор Технического университета
Берлина Александр Бобенко.