Леонид Млечин: Общественное телевидение России и Всероссийский государственный институт кинематографии рассказывают о наших самых выдающихся кинематографистах. Наш сегодняшний герой не кинорежиссёр. И в кадре он, к сожалению, появлялся очень редко. Но есть фильмы, которые, кажется, остались в нашей памяти только потому, что там прозвучали его песни. И они никуда не исчезли, они продолжают звучать и волновать наши сердца. Это драматург и прозаик, сценарист и бард, лауреат государственной премии Булат Шалвович Окуджава. БУЛАТ ОКУДЖАВА. КАК ОН ДЫШИТ, ТАК И ПИШЕТ Леонид Млечин: Две его самые блистательные песни, которые знает вся страна, мы услышали практически в один год, когда на экран вышли два чудесных фильма – «Белое солнце в пустыне» народного артиста России и лауреата государственной премии Владимира Яковлевича Мотыля и «Белорусский вокзал» народного артиста России Андрея Сергеевича Смирнова. «Белое солнце в пустыне» – фильм, снятый как увлекательнейший боевик, потряс зрителей своей искренностью, душевностью и юмором. И песня Булата Окуджавы «Ваше благородие, госпожа удача». ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ», РЕЖИССЁР: В. МОТЫЛЬ, 1970 Г. Леонид Млечин: В «Белорусском вокзале», возможно, лучшем фильме этого жанра, песня Окуджавы стала эмоциональной кульминацией сюжета. Сцену, когда она звучит, невозможно забыть. Песню исполняет народная артистка России, лауреат государственной премии Нина Николаевна Ургант. И она с трудом удерживается от слёз. А мы не можем. Как и другие герои этой потрясающей ленты, которую снял замечательный кинорежиссёр Андрей Смирнов. ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «БЕЛОРУССКИЙ ВОКЗАЛ», РЕЖИССЁР: А. СМИРНОВ, 1970 Г. Леонид Млечин: Даже если бы Булат Окуджава написал только эти две песни, он всё равно остался бы в истории кинематографа. Но его стихи и его песни звучат в восьми десятках фильмов. И он прожил большую и сложную жизнь. И фронт был лишь одним из испытаний, через которые он прошёл с большой честью и благородством. Он родился в Москве, вырос в Тифлисе, где его отец был партийным работником. Потом его отца отправили в Нижний Тагил, где он стал первым секретарём горкома. В 37-м его расстреляли, посадили его братьев, его сестру, которая была замужем за знаменитым грузинским поэтом Галактионом Табидзе. А мать Булата Окуджавы посадили в Карагандинский лагерь. Так что рос будущий поэт один. Потом началась война, и он устремился на фронт. Окуджава говорил сам о себе: «Сын врагов народа». Это ранило и побуждало идти на фронт, чтобы доказать всем, что значит для него его прекрасная, единственная, неповторимая Отчизна. Военные песни Булата Окуджавы сыграли важную роль в формировании нашей духовной жизни. Он поэт фронтового поколения и послевоенного, тех, чьи родители сражались, тех, кто рос в убеждении, что самые благородные чувства, которые когда-либо существовали, связывали их родителей-фронтовиков, и тех, кто вернулся домой, и тех, кто не вернулся. И всегда помнили об огромных жертвах и страданиях, перенесённых нашей страной, склоняли голову перед солдатами и командирами Красной армии, которые мужественно сражались и погибали. Этим настроением проникнута его песня «До свидания, мальчики», которая позвучала в фильме «Не самый удачный день», вышедшем на экраны в 1966. ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «НЕ САМЫЙ УДАЧНЫЙ ДЕНЬ», РЕЖИССЁР: Е. ЕГОРОВ, 1966 Г. Елена Камбурова: Много лет тому назад я оказалась в одном доме, где на катушечном магнитофоне звучали песни. Я так прислушивалась: странно и мелодии, и слова, и манера исполнения были совершенно не похожи на то, что я обычно слышала по радио. Да и фамилия какая-то была странная – Окуджава. Мне тогда и в голову не могло прийти, что пройдёт какое-то время, и я встречусь с Булатом Окуджавой. Не просто встречусь, а буду дружна с ним. И, собственно, первую же песню, которую я записала на радиостанции «Юность», это была «Баллада о Лёньке Королёве». И вот тогда впервые имя Булата Окуджавы было произнесено официально по радио. ФРАГМЕНТ ИЗ «ПЕСЕНКИ О ЛЁНЬКЕ КОРОЛЁВЕ», МУЗЫКА И СТИХИ: Б. ОКУДЖАВА, 1985 Г., ИСПОЛНЯЕТ: Е. КАМБУРОВА Леонид Млечин: Окуджаву призвали в Красную армию, когда ему исполнилось 18 лет, в 1942-м. Служил миномётчиком в 5-м Гвардейском Донском кавалерийском казачьем корпусе. Воевал на Закавказском фронте, был тяжело ранен в бою под Моздоком, награждён. После войны окончил Тбилисский университет, был школьным учителем, а в 1956-м вышел его первый сборник стихов. Он работал в издательстве «Молодая гвардия», в «Литературной газете», писал стихи и пел свои песни Фильмы с песнями как-то считались, мне кажется, по второму разряду: музыкальное кино – это так, это не высшее искусство. Да, это какое-то время было такое. Сергей Каптерев: До середины 50-х годов, с того момента, с 1938-го вообще не занимались музыкой в целом, музыкой в кино или киномузыкой в фильмах. И только потом этим заинтересовались, и вот наступила оттепель, и там уж эти песни все стали опять настолько важны. То есть я бы сказал, что они определяли пространство фильма, атмосферу и общественное пространство того времени. ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «ЗАСТАВА ИЛЬИЧА», РЕЖИССЁР: М. ХУЦИЕВ, 1965 Г. Леонид Млечин: Булат Окуджава возникает в эпохальном фильме Марлена Мартыновича Хуциева «Застава Ильича». На вечере поэзии в Политехническом музее он поёт «Сентиментальный марш». ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «ЗАСТАВА ИЛЬИЧА», РЕЖИССЁР: М. ХУЦИЕВ, 1965 Г. Елена Камбурова: Это счастье, что его пригласили в кино и что дальше были песни в кино. Его лучшая часть слушателей и зрителей его знали, знают и, надеюсь, будут знать. Вот это очень важно. ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «ЗАКОННЫЙ БРАК», РЕЖИССЁР: А. МКРТЧЯН, 1985 Г. Леонид Млечин: Окуджава сам поёт в кадре в военной мелодраме режиссёра Альберта Саркисовича Мкртчяна «Законный брак». Эту ленту назвали лучшим фильмом 1985 года. Главные роли сыграли народные артисты России и лауреаты государственной премии Игорь Матвеевич Костолевский и Наталья Николаевна Белохвостикова. ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «ЗАКОННЫЙ БРАК», РЕЖИССЁР: А. МКРТЧЯН, 1985 Г. Леонид Млечин: Чаще всего соавтором Окуджавы был талантливый композитор Исаак Иосифович Шварц – народный артист России и лауреат государственной премии. Они практически ровесники и судьбы схожи. Отец Шварца, профессор Ленинградского университета, был расстрелян. Мать выслали в Киргизию, где она преподавала в школе. Исаак Шварц на фронте служил сапёром, был контужен. Они вместе создали тридцать две песни. Самые популярные: «Ваше благородие, госпожа удача» из «Белого солнца пустыни», «Кавалергарды, век недолог» из «Звезда пленительного счастья», романс «Любовь и разлука» из фильма «Нас венчали не в церкви» и песни из «Соломенной шляпки». Сергей Каптерев: Всё-таки мы – представители литературной культуры, литературной нации. И мне кажется, что вот такие понятные, чистые, отличные, передающие эмоции слова в песне, они очень важны для нас, даже больше, чем для многих других кинематографических наций Леонид Млечин: А ещё Булат Окуджава писал прекрасную прозу и сценарии. Вместе с Петром Ефимовичем Тодоровским они написали сценарий фильма «Верность», который вышел в 1965 году. Два фронтовика хотели рассказать о войне, через которую они прошли. Трагедия Гражданской войны стала сюжетом фильма Виталия Михайловича Кольцова «На ясный огонь». Это экранизация давней повести Михаила Михайловича Зощенко. Играют народные артисты СССР – Ролан Антонович Быков, Лев Константинович Дуров, Евгений Александрович Евстигнеев и, конечно же, Татьяна Васильевна Доронина, которая спела «Надежды маленький оркестрик» и другие песни Булата Окуджавы. ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «НА ЯСНЫЙ ОГОНЬ», РЕЖИССЁР: В. КОЛЬЦОВ, 1975 Г. Леонид Млечин: Двухсерийный фильм «Покровские ворота», который невероятно одарённый артист и режиссёр Михаил Михайлович Козаков снял по сценарию известного драматурга и сценариста Леонида Генриховича Зорина, стал явлением в кинематографе. Конечно, там прекрасный Олег Евгеньевич Меншиков и Леонид Сергеевич Броневой, но особую роль сыграли песни Окуджавы. В его исполнении прозвучали «Песенка об Арбате», «Часовые любви». Сам Михаил Козаков отмечал: «Лежащая на поверхности идея сцементировать “Покровские ворота” песнями Булата Окуджавы стала одной из причин зрительского успеха». ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «ПОКРОВСКИЕ ВОРОТА», РЕЖИССЁР: М. КОЗАКОВ, 1982 Г. Леонид Млечин: Как обидно, что Булата Окуджаву так мало снимали. Он поёт или читает свои стихи так изящно и без пафоса. Не зря его называли наследником Серебряного века. А ведь это время взлёта русской поэзии. И с моей точки зрения он неповторим, хотя Владимир Семёнович Высоцкий открыто говорил, что считает его своим крёстным отцом. Я помню Булата Шалвовича Окуджаву, человека очень благородного и ранимого. Ах, сколько же вокруг было желающих укорять его в мнимых грехах и поучать свысока! Говорят, что настоящая поэзия бессмертна. Созданная Окуджавой тому пример. В 1975-м на экраны вышел фильм народного артиста России, режиссёра Гавриила Георгиевича Егиазарова «От зари до зари». Герой ленты не может забыть войну. В фильме прозвучала песня на стихе Окуджавы «Бери шинель, пошли домой». ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «ОТ ЗАРИ ДО ЗАРИ», РЕЖИССЁР: Г. ЕГИАЗАРОВ, 1975 Г. Леонид Млечин: Её стали исполнять на радио, и песня безумно понравилась любимому зрителями актёру и режиссёру Леониду Фёдоровичу Быкову. И под эту песню Окуджавы Леонид Быков стал снимать фильм «Аты-баты, шли солдаты…», над сценарием которого работал один из лучших военных писателей Борис Львович Васильев. Когда Быков узнал, что песня «Бери шинель» уже прозвучала в ленте «От зари до зари», он просто лишился дара речи. И всё равно оставил её в своём фильме, который станет для него последним. ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «АТЫ-БАТЫ, ШЛИ СОЛДАТЫ…», РЕЖИССЁР: Л. БЫКОВ, 1977 Г. Леонид Млечин: Но и на этом киноистория этой песни не завершается. В 2018 вышла на экраны лента режиссера и сценариста Алексея Леонидовича Сидорова «Т-34», самый кассовый фильм года. И в финальных титрах вновь звучит эта же песня Булата Окуджавы. Замечательный поэт-фронтовик Александр Трифонович Твардовский писал некогда своему любимому автору, тоже фронтовику, Василию Владимировичу Быкову: «Всё минется, а правда останется». Останется и настоящий кинематограф, и настоящая фронтовая поэзия. Вот почему мы сегодня вспоминаем стихи и песни гвардии рядового Булата Шалвовича Окуджавы.