Леонид Млечин: Общественное телевидение России и Всероссийский государственный институт кинематографии рассказывают о наших выдающихся режиссерах, выпускниках ВГИКа. Наш сегодняшний герой – Эдмонд Гарегинович Кеосаян. Увы, жизнь его была слишком короткая, он не успел получить все награды, которых он был достоин, но его талант был оценен сразу. Свидетельство тому – зрительская любовь и восхищение. Когда он снял фильм «Приключения неуловимых мстителей», его в первый же год посмотрело 54 миллиона зрителей. Когда он снял «Новые приключения неуловимых мстителей», их посмотрели 66 миллионов зрителей. Я был один из них. Но главное другое, совсем недавно я вновь посмотрел оба фильма, и с таким же восхищением и удовольствием, как и много лет назад. И я понял, ну мы просто обязаны рассказать о человеке, который доставляет нам такое удовольствие на протяжении стольких десятилетий. Голос за кадром: Стремительное действие, трюки, увлекательные приключения. Фильм, снятый умелой рукой, держит зрителя в постоянном напряжении. Но это еще и попытка отказаться от навязанных канонов. Так и только так можно рассказать о Гражданской войне. Попытка изменить оптику, посмотреть другими глазами на ту эпоху. По этому пути в позднесоветские годы пошли и другие талантливые режиссеры. Но вершина этого жанра – фильмы Эдмонда Кеосаяна «Приключения неуловимых мстителей» и «Новые приключения неуловимых», невероятно удачные. Александр Карпиловский: Я все детство смотрел «Неуловимых мстителей» везде, где только можно: в пионерском лагере, в деревне, в каких-то кинотеатрах и под открытым небом, и по телевизору, ну просто везде. Поэтому, конечно, это фильм, на котором лично сформировалось мое какое-то вот общекультурное мировоззрение. Тигран Кеосаян: Во-первых, он всегда все знал. То есть он знал, что ему надо. Это, знаете, бывает такая чаплинская школа кинематографа, когда ему наплевать, кто там оператор. Ну, конечно, не наплевать было папе. Но он, как бы, сам знаем, он сам говорит: «Вот сюда камеру поставим, вот это, здесь я с артистом пошел работать». Художник сам покрасил в красный цвет или в зеленый цвет лестницу. Вот батя был, скорее, в эту сторону, хотя с ним работали потрясающие профессионалы. Лаура Кеосаян: Он сохранил вот это, то, что творческие люди, наверное, должны сохранять в себе этого ребенка, которому интересно поиграть в разные игры. Вот в этот вестерн было очень интересно, как это, то есть у нас никто его не снимал. У него был азарт огромный, насколько я знаю. Ну и видно это по пленке. Голос за кадром: И вот что еще бросается в глаза. Атмосфера в советском обществе менялась. И когда в фильме «Новые приключения неуловимых» звучал утвержденный еще императором Николаем I первый государственный гимн Российской Империи, это произвело неожиданно сильное впечатление, на которое авторы фильма верно и не рассчитывали. Леонид Млечин: Белые офицеры в хорошо сшитых мундирах с прекрасной выправкой нравились зрителям больше, чем поднадоевшие большевики в мятых кожанках. Когда на экране заиграли царский гимн, и один за другим вставали эти белые офицеры, в зрителях просыпалось нечто вроде ностальгии. Много лет спустя мы снимались в одной программе, я подошел к Армену Джигарханяну, который блистательно сыграл роль белого офицера, и поблагодарил его именно за эту роль. Он довольно улыбнулся, а я подумал, что я, наверное, миллионный зритель, который благодарит его за это. В позднесоветском обществе началось переосмысление истории. И кинематограф Кеосаяна сыграл в этом определенную роль. Голос за кадром: Эдмонд Кеосаян родился в 1936-м году в Ленинакане, ныне город называется Гюмри. Вырос без отца. Бывшего царского офицера в 1937-м году репрессировали, семью отправили в ссылку на Алтай. Вернулись после войны, жили очень скудно. Сам Кеосаян вспоминал: «Школьником я был никаким. Ходил только на гуманитарные предметы, а математику не любил с детства и прогуливал. Чтобы отсидеться во время уроков, ходили либо в баню, за 20 копеек проводили весь день в тепле, либо в кино, с одним билетом на руках переходили из зала в зал. Мы эти фильмы уже наизусть знали». Эдмонд Кеосаян учился в Московском институте народного хозяйства имени Георгия Валентиновича Плеханова, но ушел. В автобиографии написал: «Чувствую, явно не то». Поступил на актерский факультет Ереванского театрального института, снялся в фильме «Когда друзья рядом», работал конферансье в Государственном эстрадном оркестре под руководством народного артиста СССР, дирижера и композитора Константина Арбеляна. И несколько раз пытался поступить во ВГИК. Наконец, его приняли на режиссерский факультет, и сразу на второй курс. Учился в мастерской народного артиста СССР Ефима Львовича Дзигана, который снял два исторических фильма «Мы из Кронштадта» о балтийских моряках и «Если завтра война», который очень нравился Сталину. Сергей Каптерев: Связь дзигановских «Мы из Кронштадта» с «Неуловимыми мстителями», одним из шедевров, так сказать, Кеосаяна не случайна, мне кажется, она там есть. Потому что показать вот этот пафос революции и одновременно детали быта – это он научился у своего мастера. Это действительно был и, видимо, хороший преподаватель. Не зря его посылали в Пекин, он там преподавал в академии, в киноакадемии. Если ты хороший режиссер, это не значит, что ты хороший преподаватель иногда. А вот тут было это. Леонид Млечин: Меня еще потрясло, что он несколько раз пытался поступить во ВГИК. То есть ему очень хотелось, у него душа там просто кипела и горела. Сергей Каптерев: Многие из тех, кого мы сейчас знаем, из режиссеров, они в конце концов поступали во ВГИК не с первого раза и становились звездами советского и мирового кино. Вот это желание действительно его поступить туда, куда он хочет, поступить, оно дало самое важное: он сразу понял, что для того, чтобы исполнять какие-то свои желания дальше, он должен стать отличным профессионалом. Это одна из черт Эдмонда Кеосаяна, его профессионализм во всем. Он готовил фильм уже, ну как учили в советском кино, ты должен уже иметь какую-то не просто концепцию, а концепцию, уже обросшую какими-то деталями, еще чем-то. Ведь если мы возьмем «Неуловимых мстителей», избежать этого нельзя, это же тоже придуман коллектив, который он провел, как бы, через другие фильмы. И понятно, что иногда это опасно, но в лучшие моменты этого первого замечательного фильма, второго замечательного фильма, это блестящая просто спайка разных талантов, типажей. Невероятно! Голос за кадром: А что после ВГИКа? Сам Кеосаян не без иронии рассказывал, каким ему рисовалось будущее: «Работать ассистентом первые 15 лет, следующие 25 лет – вторым режиссером, а потом на пенсию». Но все получилось иначе. Успех к молодому режиссеру пришел очень рано. Лента «Три часа дороги» молодого режиссера получила специальный приз жюри короткометражных фильмов в Каннах. В 1965-м году он экранизировал пьесу «Стряпуха» Анатолий Владимировича Сафронова, будущего Героя социалистического труда, лауреата двух Сталинских и Государственной премий. Главные роли в «Стряпухе» исполнили Светлана Светличная, Георгий Юматов и Людмила Хитяева. В фильме снялся и Владимир Высоцкий. Сергей Каптерев: Дело в том, что «Стряпуха», если мы возьмем, это такой более современный, но условно современный вариант «Кубанских казаков». Только более камерный, там все это происходит без просторов без этих особо, хотя там прекрасно снята земля. И, конечно, сделано это по пьесе, и все там, к пьесе все возвращается. То есть свободы там особой у него не было. Но уже первый кадр появления Светланы Светличной – это блестящая работа и режиссера, и оператора. В принципе, такой коллектив актеров, где можно выписать разные типажи, разные характеры, это вот, опять же, это показывает, какой будет его карьера в дальнейшем, и что в ней будет сильно, потому что он работал с актерами феноменально. Голос за кадром: Высоцкий весело вспоминал: «В «Стряпухе» меня красили. А в кино вообще, придешь черным – покрасят в белого, и наоборот. Я всегда думал, зачем это делается? А потом понял, что есть у нас гримерный цех, гримеры есть. Им же тоже надо работать. Вот они и красят». Светлана Светличная говорила: «Я считаю, что это фильм из золотого фонда нашей российской кинематографии. Кеосаян снял такой замечательный фильм о русской деревенской жизни. Мне очень нравится там музыка Мокроусова. Есть в этом фильме душа». Тигран Кеосаян: Вот он заряжал, конечно, энергией, потрясающе работал с артистами. Он, в принципе, мне говорил, что, «Тигран, – говорит, – две вещи есть важные в кино, наверное, для режиссера самое важное – это работа с актером и монтаж. Вот эти вещи надо уметь, очень четко знать и уметь». Лаура Кеосаян: Он всегда говорил: «Вот в нем божья искра, он гений, он талант, у него другого уровня мышление, и он мир видит иначе, мы не можем его судить». Он так говорил о людях, которых считал одаренными, которые повлияли, наверное, на него очень сильно. И он вот как-то разворачивал человека с лучшей, что ли, стороны. Вот он видел в людях вот эту, как он сам видел эту божью искру в людях. И так же видел фальшь. И это тоже, наверное, вызывало какую-то реакцию острую. Леонид Млечин: Фильмом «Неуловимые мстители» мы обязаны Центральному комитету комсомола. Тут есть целая история. В далеком 1921-м году известный партийный работник Павел Андреевич Бляхин ехал из Костромы в Баку. И по тем временам дорога растянулась на целый месяц. И за этот месяц он написал повесть, которую назвал «Красные дьяволята». Сюжет такой: молодые ребята присоединяются к Первой конной армии Семена Михайловича Буденного, чтобы сражаться против отрядов Нестора Ивановича Махно, от которого в Гражданскую войну зависела судьба юга России. Фильм через два года, в 1923-м экранизировали, и он имел бешеный успех. Советские газеты писали: «Это лучший советский фильм, это чудо отечественного кинематографа». И в ЦК комсомола решили повторить этот успех, и обратились к Эдмонду Кеосаяну. Голос за кадром: Сам Эдмонд Кеосаян рассказывал: «Идею, тему ленты нам предложили в ЦК комсомола. Мне захотелось сделать картину, на которую бы выстраивалась очередь. Вестерн, как ни один жанр, способен заразить аудиторию идеями. Ведь если зритель полюбит героев картины, то он примет на веру все. Любовь к Родине, долг, верность на экране – это не отвлеченные понятия, а живые примеры, которым страшно хочется подражать». Александр Карпиловский: Детям нужен героический эпос, и, если его, как бы, нет, они его начинают хватать, где угодно. Поэтому в нашем детстве, слава богу, вот этот героический эпос в виде, значит, вот «Неуловимых мстителей», он был создан. Дети видят мир таким красочным и балаганным. И они играют в этих хороших и плохих. Все хотят быть героями, конечно. Голос за кадром: Роль главного героя Даньки досталась Виктору Косых, который сыграл в потрясающем фильме Элема Германовича Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». На роль гимназиста Валерки Виктор Косых привел своего друга Михаила Метелкина. Они вместе сыграли в фильме «Мимо окон идут поезда». Цыганенка Яшку, Василия Васильева нашли в цыганском таборе во Владимирской области. На роль Ксанки определили кандидата в мастера спорта по спортивной гимнастике Валентину Курдюкову. Василий Васильев вспоминал: «Нам было по 16 лет. Это тот возраст, когда, сами знаете, хотелось и поездить на лошади, и пожить теми минутами, которыми жили наши герои. Мы решили заниматься спортом: стрельба, плавание, конный спорт. По этим видам мы с ребятами тогда защитили нормативы кандидатов в мастера спорта. И это дало нам право сниматься во всех трюковых эпизодах без дублера». Александр Карпиловский: Оказывается, там были прямо реально опасные какие-то моменты. Сейчас это невозможно, просто невозможно. Сейчас по лестнице выше трех ступенек артисту не дадут без каскадеров подняться. Это тогда, да, вот, нормально, давай на лошади, хоп, пошел, скачи. И они были эти, первооткрыватели, они придумывали все. И они были увлечены этим. Они играют по-настоящему, по-честному. Они вот существуют в таком жанре реалистичного такого МХАТовского существования внутреннего. И это дает особое обаяние этого кино. Потому что, если бы они еще наигрывали, там переигрывали, играли бы этих героев, то было бы вообще просто карикатура. А так как они настоящие, то это особо подкупает. Поэтому это прямо вот реально хорошая работа. Причем, действительно, они не все стали актерами потом, вот. Но то, что они все классные, это, по-моему, однозначно. Ашот Мкртумян: Ну его самый знаменитый фильм, как говорится, «Неуловимые мстители» – это почему-то вот, как какая-то наркомания, наркотик, тянет еще раз посмотреть. Мне кажется, два-три раза я просто в кинотеатре смотрел, а потом уже появилось на телевидении. Александр Карпиловский: Вот эта гениальная идея Кеосаяна – начало и финал, вот это солнце, на закате они сначала идут на нас, потом уезжают от нас, собственно, это вот осталось у меня, как бы, в памяти, стоит перед глазами этот образ вот этого фильма. Я все забыл, но, как бы, вот это я помню. Под эту песню прекрасную вот они уезжают в конце. Вот, если где-то случится беда, мы на помощь придем. Тигран Кеосаян: Четыре ребенка уничтожают банду взрослых, пьющих, жестоких людей. Понимаете, банду огромную. Это сказка. Поэтому, когда он придумал, а придумал он тоже это во время съемок ночью, мама рассказывала. Солнце, из которого они приходят и в которое они уходят. Это сказка, это невозможно. Но ты в это веришь, потому что добро побеждает зло, потому что там идеологии вообще не было, ну вообще. Голос за кадром: Режиссер абсолютно точно подобрал музыку и песни. «Песню неуловимых мстителей» и «Над степью зловещей» написали композитор, лауреат Сталинской премии Борис Андреевич Мокроусов, и лауреат Государственной премии, поэт Роберт Иванович Рождественский. Исполнил ее лауреат Сталинской премии и народный артист России Владимир Константинович Трошин. Эдмонд Кеосаян рассказывал: «Когда снимался первый фильм «Неуловимые мстители», я совсем не думал о его продолжении. Больше того, у меня был очень интересный сценарий Андрея Тарковского и Андрона Кончаловского «Антарктида – далекая страна» об освоении Южного полюса, о долге и чести ученого, по которому я должен был снимать следующую картину. Но «Неуловимые мстители» вышли в прокат, и реакция зрителей превзошла все наши ожидания. Ребята смотрели фильм по 5-10 раз. На студию стали приходить сотни писем из школ, воинских частей, обкомов комсомола, от отдельных зрителей. В них просили, настаивали, просто требовали продолжения картины». Песню «Погоня» на стихи Роберта Рождественского написал композитор, лауреат Государственной премии, народный артист СССР Ян Абрамович Френкель. А исполнил лауреат Государственной премии, народный артист СССР Иосиф Давыдович Кобзон. Зрителям понравился и Борис Михайлович Сичкин с песней «Я – одессит», которую Френкель написал на стихи заслуженного артиста России Эмиля Зиновьевича Радова. Борис Сичкин рассказывал в интервью: «Это образ не вымышленный. Был в 1920-х годах такой одесский куплетист Буба Касторский, перешедший на сторону революции. У каждого артиста есть заветная роль. Так вот, к моему счастью, я и работаю над ней. Это блестящий повод использовать весь арсенал средств – танец, песню, пантомиму». Тигран Кеосаян: У папы было всегда весело. Он к работе относился, как к любимому делу. Слово «работа», мне кажется, там вообще не присутствовало. И я стараюсь, как бы, вот пытаюсь следовать тому, чему я видел с детства, видел с детства. Да, я был практически на всех картинах его. Не практически, ну в тех, где я уже родился. На площадке, просто случай рассказывал, на площадке сажусь на кресло папино, отдышаться. И ровно через долю секунды я чувствую острейшую боль в ухе. И меня кто-то так поднимает за ухо со стула. И я слышу вкрадчивый голос Люции Лютовны: «Тигранчик, это режиссерский стул, сюда никто не может садиться». Голос за кадром: Свою внучку Лауру Эдмонд Кеосаян снял в фильме «Вознесение», когда ей было всего 6 лет, и не ошибся. Она продолжила семейные традиции и стала актрисой. Лаура Кеосаян: Дедушка же был экспрессивный очень, и он мне очень как-то экспрессивно сделал замечание или что-то такое мне сказал, не путаться под ногами. На что я очень спокойно, как рассказывала Лаура Ашотовна бабушке, заявила, что «дедушка, если ты будешь так со мной разговаривать, я у тебя сниматься не буду». После чего была гробовая тишина, бабушка даже, она мне говорит: «Я думала, надо ринуться тебя спасать, потому что совсем не к месту». Вот. Но, в общем, дедушка воспринял это с юмором, посмеялся и обнял, извинился, даже говорят, за свой тон. А так я помню, помню ощущение, помню ощущение того, как на площадке было тепло так, как дома. Вот я, наверное, тогда, наверное, заболела этой историей, потому что я себя ощущала, как дома. Голос за кадром: Эдмонда Кеосаяна уговорили, и он в 1971-м году снял продолжение «Неуловимых», двухсерийный фильм «Корона Российской Империи, или Снова неуловимые». Тот же режиссер, те же актеры, много трюков. Но прежнего успеха добиться не удалось. Тигран Кеосаян: По поводу единственного … картины он говорил: «Я бы, конечно, ее не надо было снимать, «Корону Российской Империи». Просто потому, что, ну, вал просьбы со всех этажей власти, и от зрителей, и кончая самыми верхами, был таков, что, ну, пришлось. И хотя по кассе она сделала рекорды, и все остальное, но это, конечно, и сейчас смотрится. Я сейчас смотрю, там такие роли потрясающие у вот этих разных артистов, вот. Но вот это, я сейчас не свое мнение, я говорю папино, он говорил: ««Корону», конечно, не надо было снимать». Голос за кадром: Эдмонд Кеосаян меняет свою жизнь, перебирается в Ереван и на студии Арменфильм снимает в 1972-м году комедийную мелодраму «Мужчины». Она так понравилась зрителям, что героям этого фильма в Ереване поставили памятник. Тигран Кеосаян: Мой любимый фильм у папы – «Мужчины». Ну, во-первых, это просто кино в том кристальном виде еще немого, по большому счету, кино, где мало текста и очень много действий, то, что и определяет кино. Это фильм для меня безумно добрый. Наверное, поэтому он определил для меня всю историю будущего, что я буду снимать, и почему я никогда не снимаю такую правду жизни жесткую. Я, как бы, уверен, что это работа документалистов. Кино – это зрелище, кино – это, это подарить, может быть, и обман, это иллюзия, великая иллюзия. Дай стимул к жизни, а не к смерти. Вот что такое кино для меня. И добра всегда немножко больше, чем зла. Даже если ты говоришь и рассказываешь о страшных вещах. Вот в «Мужчинах» это гимн городу, это гимн его молодости, это гимн дружбе. И, понимаете, когда в финале дядя Зяма Гердт говорит: «А на следующий день, конечно же, выпал снег», это же великий финал, величайший для меня. Придумать это! А ему это ударило уже во время съемок, и он ждал снега в Ереване, понимаете, да? В Ереване, в котором иногда и вообще снег не выпадает зимой. Сергей Каптерев: «Мужчины» – это такое соревнование с итальянской комедией, и очень, и очень удачное. Фильм абсолютно не потерял своей свежести. И вот этот сохраненный армянский язык, ведь это фильм об Армении. То есть вообще это песни, застолья, пейзажи. И все это вместе, и вот еще этот закадровый голос Зиновия Гердта, он, конечно, делал это для общего проката советского, это блестящая просто постановка. Леонид Млечин: А почему он меняет Мосфильм на Арменфильм? Что-нибудь известно об этом? Сергей Каптерев: Это загадочная история. Может быть, это и связано как-то с не очень удачным, скажем так, выходом на третью серию «Неуловимых». Вполне может быть, что ему захотелось что-то попробовать другого. Но, в конце концов, его связь с армянской культурой никогда не прерывалась. И вот он приехал к себе на родину, и вот там совершил просто блестящий шаг в армянскую культуру, которая до этого в их фильмах оставалась немножко на дистанции. А здесь это просто такое погружение и такое остроумное понимание всего. И он делает потом уже на Мосфильме «Звезда надежды», фильм вместе с Арменфильмом, посвященную истории Армении, очень интересный тоже фильм. Голос за кадром: Сам Кеосаян рассказывал: «Это картина об истории армянского народа, о многовековой трагедии, которая постигла мой народ из-за захватнической политики соседей». Ашот Мкртумян: Без сомнения, он был большим патриотом великой страны. Во-первых, Советского Союза, в то же время очень большим патриотом Армении. Мне казалось, его мечтой являлось снять фильм, который в какой-то степени табу было, без сомнения, да, о геноциде армян. Вот он не успел, но это было его мечтой. Голос за кадром: XX-й век начался с этнических чисток. Первой жертвой стали армяне, томившиеся под властью Оттоманской империи. Трагические события 1915-го года оставили тяжелейший след в исторической памяти армянского народа. А Эдмонд Кеосаян был человеком принципов. Тигран Кеосаян: Помню, когда я, мама, зима, февраль, и на Мосфильмовской там стоянка такси была. А такси, как обычно в феврале, не приходят обычно по закону подлости. А папа щуплый, ну, в смысле, как щуплый? Ну то есть он такой, это, не мощный. И, значит, приходит такое такси, метель, а мы куда-то в гости едем, я, Давид, мама и папа. И к этому такси подходит такой амбал, жлоб: «Ладно, ладно, на следующем поедете». А его вообще не стояло. Вот он сказал: «На следующем поедете», и так отодвинул папу, и за переднюю дверь. Даже не заметил, двоечка такая, корпус – голова, тык – тык. Человек какой-то в слякоть упал. Папа спокойно обходит: «Садитесь». На всю жизнь: с хамством нельзя мириться, с грубостью нельзя мириться. Ашот Мкртумян: По жизни он совершенно вот это величие какое-то в своем не демонстрировал. Либо это он осознавал, пусть даже свое величие. Но при этом скромно себя вел, бывает такое. Либо по натуре он был скромный человек и не полностью осознающий, что он создал великое творение. Но в то же время, вы знаете, я, как врач, например, вижу, а могли быть у него какие-то в мимике, например, моменты, которые подсказывали бы, что он жесткий по жизни всегда, а не только там, где идет съемка, и так далее, в этом плане. И я заметил, да, у него есть вот какое-то необычное, какой-то, понимаете, взгляд, какая-то мимика, какой-то особенный поворот головы, когда без слов, без, как говорится, вот какого-то спора и так далее было сразу видно, да, что это человек железной воли и очень требовательный. Голос за кадром: В 1982-м году он вернулся на Мосфильм. Снял исторический фильм «Где-то плачет иволга». Это драматическая судьба дочери офицера царского флота Александра Александровича Шафрова, который после революции эмигрировал и жил в Бельгии. Летом 1940-го года страна была оккупирована Вермахтом. Его дочь, Марина Александровна, мать двоих детей, участвовала в антифашистском сопротивлении. Она убила двух немецких офицеров. В ответ оккупационные власти взяли 60 бельгийцев в заложники и обещали всех убить, если не сдастся тот, кто ликвидировал офицеров. И она, дабы спасти невиновных, явилась в немецкую комендатуру. Ей отрубили голову на гильотине. Трагическая судьба отца, да и всей семьи легла в основу снятой им на Мосфильме ленты «Вознесение». Это 1988-й год. Сценарий Кеосаян написал вместе с известным сценаристом Александром Эммануиловичем Бородянским. Ашот Мкртумян: Я долгое время думал, что он взял «Вознесение» название от божественного в этом плане. И что, якобы, над этим горем и трагедией вознеслась его семья. Это я так предполагал. А как же было мое удивление, что, оказывается, алтайская деревня, куда они были сосланы, называется Вознесение, понимаете? Ну тогда надо покопаться, почему эта деревня так называлась. Сергей Каптерев: Последний фильм «Вознесение» его, ведь это были воспоминания о собственных страданиях его семьи времен, ну, 1937-й год, и прочее, и дальше. Ведь они только до 1945-го года в ссылке были, отец погиб, как представитель старого режима. И это был интересный фильм, конечно, он был, 1988-й год, многие делали вот что-то такое тогда и в начале 1990-х еще продолжали, потому что это, как бы, лежало на поверхности. Все об этом писали, и надо было сделать что-то в кино. Но у него это очень личный момент. И, естественно, это меняет многое в восприятии. Мне фильм понравился. И, наверное, вот это все говорит о том, что он еще мог работать много-много и много и с камерным материалом, и с историческим. Он очень интересовался тем, что называется жанровое кино. Голос за кадром: Эдмонд Кеосаян вспоминал: «Мною руководит желание, независимо от жанра, вывести на экран личность, человека мужественного, благородного, доброго, с широкой душой. Человека, чья судьба увлечет или тронет зрителя, прорвет даже коросту равнодушия, которая нет-нет, а склонна появиться на душе того или иного молодого человека. Убежден, ни стремительно развивающаяся фабула, ни самый изощренный монтаж, ни красивый съемки, ни благая мысль не делают фильм значительным. Каков бы ни был жанр, в ленте прежде всего необходим герой – яркий, привлекательный, действующий не только на рассудок, но прежде всего на сердце». Тигран Кеосаян: Он, как и многие другие его ровесники, прекратили активную работу, потому что растерялись. Потому что страна вдруг решила слиться, огромное количество людей начали рассказывать о том, что все это поколение жило не так, делали не то. И я считаю, что рак, эта болезнь, которая к нему пришла, она была вот из-за этого непонимания того, что происходит, несуразицы, которая происходит. Голос за кадром: Рассказывают, что в последние годы он мечтал вернуться в Армению и снять фильм о своем поколении, о детях, с которыми он вырос. Лаура Кеосаян: Он просто осмыслял, что происходит, и переживал это все. И я уверена, что это должно было бы вылиться в какую-то историю, киноисторию. Ну и в этот момент, да, укусила болезнь уже, и потом он пережил до этого сколько, три, по-моему, инфаркта. Просто первый на ногах, он даже не понял, что он его пережил. Подумал, что землетрясение. Он упал на колени на землю, ему показалось, что земля трясется. И он не понял, встал и пошел дальше жить так же. То есть потом, постфактум, когда уже второй раз были там рецидивы, ему сказали: «У вас был уже инфаркт». Ашот Мкртумян: Это человек, который не соблюдал врачами рекомендованный образ жизни. Он вечно прямо в напряжении, новую тему, новый сюжет, новый сценарий, новый фильм. Вот он одержим был этим. Голос за кадром: Эдмонд Кеосаян умер очень рано, в 1994-м году. И мы не узнаем, чем еще мог бы нас порадовать этот талантливый режиссер. Лаура Кеосаян: Он был абсолютно рассказчик, влюбленный в кино, и это очень большое богатство. Это действительно, это можно быть счастливым по-детски, наверное, только в этом случае, когда ты можешь найти во всем что-то для себя важное, классное, зажигающее.