Леонид Млечин: Общественное телевидение России и Всероссийский государственный институт кинематографии рассказывают о наших самых замечательных кинорежиссёрах. Сегодня этот человек, из-за которого вся страна каждый вечер проникала к экранам, не в силах оторваться от увиденного. Я имею в виду горячо любимый зрителями, потрясающий киносериал «Адъютант его Превосходительства» с Юрием Мефодьевичем Соломиным, недавно ушедшим от нас, в главной роли. А поставил этот сериал и многие другие прекрасные фильмы замечательный кинорежиссёр, лауреат государственной премии, народный артист России Евгений Иванович Ташков. ФРАГМЕНТ ИЗ К/Ф «АДЪЮТАНТ ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА», РЕЖИССЁР: Е. ТАШКОВ, 1969 Г. ЕВГЕНИЙ ТАШКОВ. ОСОБАЯ МИССИЯ Голос за кадром: Действие фильма, снятого Евгением Ташковым, происходит в Гражданскую войну на юге России, где Красная армия сражается против войск генерала Антона Ивановича Деникина. Героя фильма, чекиста, засылают в тыл к белым, и он неожиданно становится адъютантом командующего армией. Эта роль принесла славу и зрительскую любовь Юрию Соломину, который станет народным артистом СССР, Героем Труда России, лауреатом государственных премий. ФРАГМЕНТ ИЗ К/Ф «АДЪЮТАНТ ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА», РЕЖИССЁР: Е. ТАШКОВ, 1969 Г. Голос за кадром: Юрий Соломин вспоминал: «Первоначально на роли разведчика утвердили Михаила Ножкина. Ничего удивительного, фактуре главного героя я совершенно не соответствовал. Но режиссёр Ташков всё же попросил меня попробоваться на роль и остался доволен, в отличие от тех, кто наверху. Но Ташков 6 или 7 раз официально предлагал мою кандидатуру и добился своего». ФРАГМЕНТ ИЗ К/Ф «АДЪЮТАНТ ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА», РЕЖИССЁР: Е. ТАШКОВ, 1969 Г. Александр Клюквин: Идёт «Адъютант», я смотрю и залипаю. И я могу смотреть с любого места, я его наизусть знаю, с любого места до конца, потому что мне это нравится. И до сих пор это всё очень живое. Это так сделано, что до сих пор это живое кино. Это, я считаю, что фильм на века. Борис Галкин: Я тогда был просто восхищён «Адъютантом его превосходительства». Вот у меня было такое чувство, что повеяло каким-то свежим ветром. Какое-то такое вот новое дыхание, новые мироощущения, новые лица, новые отношения к жизни, к истории, всё новое. Татьяна Ташкова: Евгений Иванович вообще очень любил выбрать артиста, который вот точно попадает. И ведь он действительно ни разу не ошибся. Если мы посмотрим его картины, то каждый актёр на своём месте. Он действительно очень любил актёров, и актёры любили его, потому что это чувствовалось. Да, он всегда репетировал перед съёмками. Он никогда не приходил неподготовленным на съёмку. У него всегда всё было расписано, расчерчено, все задачи были сформулированы. И всегда, чтобы актёра не ставить в какое-то неловкое положение, он всегда до съёмки репетировал с актёрами. Ведь Евгений Иванович вот так как вы сейчас сидите под камерой, вот так он сидел. И его глаза, каждый актёр видел его глаза. А тогда же снимали не несколькими камерами, а одной камерой. И плёнки было мало, и поэтому надо было отрепетировать. И если какой-то крупный план или даже актёр у тебя там, то ты смотришь на режиссёра. Конечно, как можно было не сыграть. ФРАГМЕНТ ИЗ К/Ф «АДЪЮТАНТ ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА», РЕЖИССЁР: Е. ТАШКОВ, 1969 Г. Александр Клюквин: Соломин тогда был молод, я по себе знаю, что в этом возрасте ты, даже если играешь главные роли и всё такое, ты не всё понимаешь. Ты не всё умеешь. Актёрское дело такое, что ты учишься до тех пор, пока ты работаешь. Ты обязан учиться, иначе ты остановишься. Конечно, Ташков – это личность огромная. И, конечно, он оказал огромное влияние на Соломина, несомненно. Чего уж тут говорить, один из лучших актёров современности, я считаю. Он прекрасный партнёр по сцене. Я с ним работал в нескольких спектаклях. И он никогда не был на сцене такой, знаете, как сейчас бывает, звездой такой, я да я. Нет. это старая школа. Голос за кадром: Роль в «Адъютанте его превосходительства» сделала Соломина одним из самых любимых актёров страны. И это имело значение, когда он стал художественным руководителем Малого театра. Александр Клюквин: Он спас Малый театр. Причём спас в буквальном смысле этого слова. Нас хотели закрыть, разделить. Офисы понаделать и оставить небольшую сценочку в старинном здании, чтобы мы стали музеем и показывали, как не надо нынче играть. И он вместе с Виктором Ивановичем Коршуновым, он тогда у нас был директором, они буквально отстояли Малый театр. А могло быть плохо. И за это честь ему, и хвала, и слава, и спасибо, и низкий поход. Голос за кадром: Евгений Иванович Ташков сам много работал над сценарием. Он показал белых такими, какими их еще не показывали. Это был совершенно новый взгляд. Он видел то, что не замечали другие. Татьяна Ташкова: Подруги, которых я приглашала домой, и говорила: «Приходи, чайку попьём». И все спрашивали: «А Евгений Иванович дома?». «Дома, а что здесь такого? Приходи». «Нет, ты знаешь, он так смотрит, такое ощущение, что он тебя, как рентгеном, пронзает. И такое ощущение, что он всё про тебя знает». Я говорю: «Да перестань, ничего такого нет, что ты». «Нет, нет, нет». И очень многие, вы знаете, как-то так пасовали перед ним, потому что у него действительно был очень такой цепкий взгляд, пронизывающий, но очень доброжелательный. Борис Галкин: Евгений Иванович Ташков – высоко благородный человек. Благородный. Почему я говорю о благородстве? Мы помним, что картина «Адъютант и его превосходительства» возмутила как раз и руководство нашей кинематографии, и Министерство культуры, и властные всякие идеологические структуры. Все возмущались. И, как правило, возмущались те, кто лишён этого благородства. Вот в чём достоинство Евгения Ивановича в картине «Адъютант его превосходительства»? У него не было там чёрных, белых, немазанных каких-то, ненавистных, карикатурных, отрицательных героев из дворянства. Не было этого. Были настоящие, живые люди. Голос за кадром: Ташков точно угадал интерес общества к прошлому. В позднесоветское время атмосфера менялась. Белые офицеры в красивых мундирах с прекрасной выправкой нравились зрителю больше надоевших большевиков в мятых кожанках. В зрителях просыпалась некая ностальгия. ФРАГМЕНТ ИЗ К/Ф «АДЪЮТАНТ ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА», РЕЖИССЁР: Е. ТАШКОВ, 1969 Г. Леонид Млечин: Это вообще что-то совершенно невероятное. Этому фильму столько лет, но образ Юрия Соломина остался навсегда, просто навсегда в прямом смысле. Мне кажется, что бы Соломин ни играл, люди видели в нём адъютанта. Сергей Каптерев: Да, конечно. И ходят слухи, что, в принципе, были вопросы к его образу в начале, до того, как он его начал развивать в фильме, что думали, что, может быть, не очень правильный подбор актёра, но оказалось всё так правильно, что дальше некуда. Плюс ко всему мы видим здесь Гражданскую войну уже были попытки показать её не так однозначно. А здесь вдруг неожиданно, особенно роль Стржельчика. Да, это показывают умнейшие люди, также уверенные в своём деле, как и другие. И, собственно говоря, это был прорыв. Леонид Млечин: Даже вызывающие симпатию. Сергей Каптерев: Да, это был прорыв. Но, кстати, если мы вспомним это время, мы помним, тогда вообще был интерес к белому офицерству. Помните, даже песни, которые пели какие-то диссиденты или полудиссиденты, Аркадий Северный, они все как-то романтизировали эти образы. И, как ни странно, насколько бы ни отличался фильм «Адъютант и его превосходительства» от песен этих, но общий образ был невероятно важным. Но здесь это всё было настолько детально выписано, и вот это, мне кажется, умение Ташкова. Детальность всего, и, естественно, в сериале это невероятно важно, и держать всех в полудетективном сюжете, а ведь детектив – это самый слабо ложащийся на плёнку сюжет, особенно если есть литературный оригинал, все знают уже, что было, и смотрят из-за каких-то актёров. А он ввёл вот этот саспенс, опять извините за нерусское слово, и он там развивался блестяще, блестяще. Леонид Млечин: Причём, как я понимаю, он сделал все это сам. Потому что литературная основа, увы, не так хороша, как фильм. Кстати, часто бывает наоборот. Это он создал эту основу, он придумал эту интригу, он сделал так, что она развивалась, и ты смотрел просто не в силах оторваться. Тогда рекламы же не было, так вот и смотрел всю серию. Сергей Каптерев: Да. И, конечно, да, но он уже пробовал себя в сценариях, он явно умел работать с ними, понимал, как переложить литературу или мемуары, или что-то ещё в экранное время. И я думаю, что это тоже очень большая ценность. Леонид Млечин: Но ведь он точно самоучка. Вот сценарист, режиссёр, всему научился, сам, дар Божий. Сергей Каптерев: Вот я тоже думал об этом. Получается, что так. Также делать атмосферу Гражданской войны или атмосферу Кракова, времён Второй мировой, Великой Отечественной, это тоже не так просто. Тем более он сам не воевал, ему было сложно, наверное, всё это. Но вот его умение вызвать какое-о знание из всех максимальных источников и образовать из этого знания атмосферу, это блестяще. Голос за кадром: Евгений Иванович Ташков родился в селе Быково в Сталинградской губернии в 1926 году. Рано лишился отца. Татьяна Ташкова: У него было очень драматическое детство, у Евгения Ивановича, потому что отец был репрессирован, и он был врагом народа. Он был сослан. И он, собственно, там и умер. Они больше его не видели. Мать ездила туда, по-моему, даже и Женя один раз. Мать два раза ездила. Но, несмотря на это, всё равно жизнь как-то продолжалась, были надежды. Тем более всё-таки он родился в Сталинграде. Понимаете, какое это место? Это война, в которую он практически всю войну был в своём селе, очень тяжело работал. 14-летним мальчишкой вырабатывал по две мужские нормы. К ним эвакуировали людей из Петербурга, из Москвы. И вот была учительница у них по литературе такая, как он рассказывал, Мальвине фамилия ее такая была. И она организовала драматический кружок, где Женя очень был такой, как он говорит: «Я был такой стеснительный, неуклюжий как-то. А она говорит: “Давай медведя будешь играть чеховского”». «И когда, – говорит, – мы сделали и выступили, она написала такой альбомчик, – он до сих пор у нас есть, – “Женя, твой путь – искусство. Следуй по этому пути и никогда не изменяй ему”». Вот такое напутствие мальчишке буквально. Он говорит: «Да я никогда не думал, какой там артист?». Поступил в Железнодорожный институт, но, как он сказал, «скрежет металла меня не устроил в Железнодорожном институте». И он отправился поступать во ВГИК. Сергей Каптерев: Евгений Иванович Ташков поступил во ВГИК в 1945-м, в 1950-м закончил, когда брали людей из фронта. Ветеранов войны очень много, и они стали костяком новых мастерских вгиковских, а он пришёл после средней школы, деревенской причём. Но сразу отмечали его как актёра, действительно, он в частности играл, например, Свидригайлова. То есть он играл серьёзные роли, был отмечен этим, получал стипендию, такую серьёзную. При том, что он был из очень бедной семьи. И его ситуация была сложная. Он просил, чтобы его освободили от оплаты за обучение. Была тогда плата за обучение, несмотря на то, что он стипендию получал. И закончил он блестяще актёрский, и действительно, вроде бы вся дорога его должна была идти по линии актёрской. Голос за кадром: Его учителями были Борис Владимирович Бибиков, который начинал в студии Михаила Александровича Чехова, и Ольга Ивановна Пыжова. Она играла ещё на сцене дореволюционного МХАТа. У Бибикова училась Нонна Викторовна Мордюкова, которая станет народной артисткой СССР, лауреатом Сталинской и государственной премий. Бибиков приметил потерпевшего неудачу на экзаменах Вячеслава Васильевича Тихонова, будущую звезду отечественного экрана, и взял его к себе в мастерскую. ФРАГМЕНТ ИЗ К/Ф «ПРИХОДИТЕ ЗАВТРА…», РЕЖИССЁР: Е. ТАШКОВ, 1962 Г. Голос за кадром: Тихонов вспоминал: «Пятерок поначалу Борис Владимирович не ставил. Он был не очень щедр на похвалу. Мне посоветовал, последи за собой: “Не морщи лоб, не раздувай ноздри. Это не поможет выявлению сути роли. и не репетируй перед зеркалом”». Он научил нас жить ролью, а не кривляться. ФРАГМЕНТ ИЗ К/Ф «ПРИХОДИТЕ ЗАВТРА…», РЕЖИССЁР: Е. ТАШКОВ, 1962 Г. Голос за кадром: Евгений Иванович Ташков говорил потом, «Думаю, Бибиков был прав. Он лепил из нас лошадей. Не то важно, что мы артисты. Нет, мы черновые лошади, которые должны пахать. Это и есть профессия. И он дал нам по максимуму, что имел сам. Например, привил такую черту, как обязательность. За все годы преподавания он сам не пропустил ни одного занятия». Татьяна Ташкова: Главное, я считаю, его роль как актёра, это «Мальчики» по Достоевскому, просто потрясающе. Он сыграл штабс-капитана Снегирева, и он хотел быть актёром. Но его как-то не приглашали, оттесняли раз-два. Потом куда-то пригласили, как-то с ним обошлись не очень красиво, он рассказывал. И он понял, что, собственно говоря, если так как-то к тебе относятся, может быть, попробовать. Говорит: «Не было такой профессии, но вдруг меня пригласили режиссёром по работе с актёрами». Таким образом как-то пошло-пошло, и вот написал сценарий. И первый, и второй, в общем, как-то так стал режиссёром. Голос за кадром: Любовь зрителей Ташкову принесла лирическая комедия «Приходите завтра…», где главную роль девушки, которая приезжает из Сибири покорять столицу, сыграла первая жена режиссёра Екатерина Фёдоровна Савинова. ФРАГМЕНТ ИЗ К/Ф «ПРИХОДИТЕ ЗАВТРА…», РЕЖИССЁР: Е. ТАШКОВ, 1962 Г. Голос за кадром: Евгений Ташков вспоминал: «Когда я приехал перед началом учебного года во ВГИК, свободных мест в общежитии не было, и меня поместили к девушкам: “Переночуешь одну ночь здесь”. Я быстренько разделся и лёг лицом к стене. Стали собираться девчата. Потом пришла ещё одна, с удивительным, очень красивым, глубоким голосом. Возникло нестерпимое желание посмотреть, кто же это. Оказалось, мы с Катей – однокурсники. Месяцев через восемь после окончания ВГИКа сделал ей предложение, и мы поженились. Мы не просто нравились друг другу. Родственными были и наши взгляды на мир, жизненные ценности. На первом всесоюзном кинофестивале в Ленинграде в 1964 году исполнители главных ролей в фильме «Приходите завтра…» Екатерина Фёдоровна Савинова и Анатолий Дмитриевич Папанов были удостоены премий за лучшую мужскую и за лучшую женскую роли. Савиновы присвоили звание «Заслуженные артистки РСФСР». ФРАГМЕНТ ИЗ К/Ф «ПРИХОДИТЕ ЗАВТРА…», РЕЖИССЁР: Е. ТАШКОВ, 1962 Г. Борис Галкин: У Евгения Ивановича была своя труппа. Вы обратите внимание, все артисты, которые у него снимаются, практически переходили из одной картины в другую, за исключением «Царствие небесное» Екатерины Савиновой – великой актрисы, просто потрясающей. Я думаю, что это вообще в летописи советского и российского кинематографа это фигура номер один как актриса, на мой взгляд. Поэтому у таких талантливых родителей такой талантливый сын. Голос за кадром: Судьба невероятно одарённой Екатерины Савиновой сложилась трагически. Ей не доставались интересные роли. И совсем юной она тяжело заболела. Много лет лечилась, но медицина оказалась бессильной. Она поехала в Новосибирск к сестре и там покончила с собой. Ей было всего 43 года. А сын Андрей Евгеньевич Ташков пошёл по родительским стопам. Снимал и снимался. Работал и в кинематографе, и в театре. Евгений Ташков через много лет после смерти первой жены вновь нашёл своё счастье. Он женился на актрисе Татьяне Александровне Васильевой, которая играла в его фильме «Уроки французского». Их сын Алексей Ташков стал психологом, а потом тоже пришёл на телевидение. Леонид Млечин: Евгений Иванович Ташков снял несколько фильмов о разведчиках. Первый из них «Жажда». Осаждённая немцами Одесса остаётся без воды. Задача боевой группы – вернуть людей в воду. Автор сценария – поэт-фронтовик Григорий Михайлович Поженян – легендарная личность. Его имя выбито рядом с именами на мемориальной доске морских пехотинцев, погибших в бою. Он чудом остался жив. Оператор-постановщик, молодой ещё, Пётр Ефимович Тодоровский, ещё один фронтовик, он сам станет замечательным кинорежиссёром. Главную роль сыграл Вячеслав Васильевич Тихонов, будущий Штирлиц. ФРАГМЕНТ ИЗ К/Ф «ЖАЖДА», РЕЖИССЁР: Е. ТАШКОВ, 1959 Г. Голос за кадром: В 1967 году на экраны вышел трехсерийный фильм Евгения Ташкова «Майор Вихрь». Сюжет таков: Красная армия наступает, и отступающие немецкие войска намерены взорвать польский город Краков. В город забрасывают советскую разведывательную группу. Задача – спасти Краков от уничтожения. Именно в Кракове располагалась немецкая администрация. Отсюда руководитель СС и полиции на территории оккупированной и расчленённой Польши обергруппенфюрер СС Фридрих Вильгельм Крюгер, бывший директор мусоросжигательной фабрики, руководил всей системой террора. Режиссёр старался быть точным даже в деталях. Консультант фильма, генерал-лейтенант Иван Васильевич Виноградов, военный разведчик, который прошёл Великую Отечественную, и о нём высоко отзывался маршал Рокоссовский. Относительно немецких реалий консультантом был Хайнц Браун, бывший гауптштурмфюрер СС. Он попал в плен, остался в Советском Союзе, стал актёром. Его называли Хайнцем Адольфовичем. Леонид Млечин: Автор сценария – горячо любимый мною Леонид Семёнович Семёнов, непревзойдённый мастер политического детектива. Образ Штирлица, который войдёт в историю, ещё только складывается. Но в «Майоре Вихре» есть это невероятное напряжение, которое держит зрителя. И, главное, Семёнов ставит героя в безвыходное положение. И это рождает восхищение до слёз. Голос за кадром: Ташков умелой рукой создаёт волнующие зрителей образы, красивых и обаятельных героев. Вячеслав Тихонов в «Жажде», Вадим Бероев в «Вихре», Юрий Соломин в «Адъютанте». Действия, трюки, увлекательные приключения. Фильмы получаются невероятно удачными и популярными. За Ташковым по этому пути пойдут и другие талантливые режиссёры. Леонид Млечин: В своих фильмах Евгений Ташков очень точно создаёт рисунок образа героя, каким бы он хотел видеть его на экране: весёлый, симпатичный, обаятельный, нравящийся женщинам. «Живи опасно», – говорил когда-то знаменитый философ, предлагая свою модель мужского поведения. Герои Ташкова живут опасно и интересно, и при этом делают благое дело – избавляют Родину от врагов. Голос за кадром: Главную роль в сериале «Майор Вихрь» ярко сыграл Вадим Борисович Бероев, театральный актёр. Он работал в театре имени Моссовета. Фильм сделал его знаменитым. Ему присвоили звание заслуженного артиста. Глеб Анатольевич Панфилов пригласил его в свой фильм «В огне брода нет». Бероева ждала блистательная карьера. Но он ушёл из жизни совсем молодым, в 35 лет. Зрители запомнили его таким, каким увидели в фильме Евгения Ташкова. Леонид Млечин: Сериалы тогда ещё только начинались. Он один из первопроходцев этого. Сергей Каптерев: Несомненно. Леонид Млечин: Я как зритель просто помню, что это была большая редкость. « Сергей Каптерев: «Майор Вихрь», конечно, шёл и в кинотеатрах тоже. Делался в 1965-1966, вышел он на экраны попозже. Это было очень интересное явление, потому что до этого, как мы вспомним, наши органы разведки и контрразведки долгое время не показывались Тогда мы не употребляли, слава богу, слово «кастинг», но сейчас употребим, потому что могут не понять. Мне показалось, что там не совсем правильный подбор актёров. А вот сейчас я смотрел, и всё это смотрится здорово. Там молодость, и тот же Павлов, который вообще во всех фильмах здорово играет. Всегда какая-то вторая роль вроде бы, а одна становится первой. И Бероев сам, который, в общем-то, не так долго прожил, и это была его самая главная роль, конечно, несомненно. И я считаю, что да, это, наверное, было большая заслуга интеллектуальных сделать людей, людей, естественно, патриотичных и героических, и попадающих в очень сложные ситуации, из которых, в принципе, выйти практически нельзя. Леонид Млечин: И так сделал, что тебя это действительно захватывает. Ты смотришь и ждёшь продолжения. Я помню просто тебя прекрасно, как я бегал смотреть всё это. Сергей Каптерев: Да, он умел плести сюжет в лучшем смысле этого слова. Голос за кадром: Евгений Ташков был не только режиссёром и актёром, но и сам писал сценарии, и у него было чувство слова. Ему понравился рассказ «Уроки французского» Валентина Григорьевича Распутина, классика деревенской прозы будущего Героя Социалистического Труда, лауреата государственных премий. Татьяна Ташкова: Когда была читка для группы, сценарий первый раз читают, и присутствовал Валентин Григорьевич. И Евгений Иванович сказал: «Высказывайтесь, какие у кого соображения». Валентин Григорьевич сказал: «Я начну первым, так как это моё произведение. – он сказал, – Собственно, обсуждать-то чего здесь? Здесь всё моё, здесь ничего такого, поэтому чего мы будем вроде обсуждать?». Евгений Иванович очень оскорбился даже внутри как-то, говорит: «Я столько написал: и диалогов, и каких-то сцен добавил». Всё-таки это маленький рассказ а это практически полуторачасовой фильм. А потом он сказал и мне признавался, говорит: «Ты знаешь только потом до меня дошло, что это была наивысшая похвала автора. Я понял, что всё, что я дописал, Распутин принял». И, конечно, Валентину Григорьевичу картина очень нравилась. И он до конца дней, я никого не хочу обидеть, но он считал, что это одна из лучших экранизаций его произведения. Это его слова передаю. ФРАГМЕНТ ИЗ К/Ф «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО», РЕЖИССЁР: Е. ТАШКОВ, 1978 Г. Голос за кадром: Осенью 1983 года по телевидению показали шестисерийный художественный фильм «Подросток», снятый Ташковым по роману Фёдора Михайловича Достоевского. У него играли народная артистка Наталья Георгиевна Гундарева, народный артист СССР Олег Иванович Борисов, сын режиссёра Андрей Ташков, народный артист России Евгений Владимирович Герасимов и заслуженный артист России Борис Сергеевич Галкин. Ему досталась роль Крафта. Это очень важный для Достоевского персонаж. Борис Галкин: Его бесстрашный импульс гражданский Крафта мне очень близок по-человечески. И это Евгений Иванович просто узнал, он это знал, он это отгадал во мне, он во мне это видел. Поэтому он меня и пригласил на эту роль. Не помню, кто сказал: «Скажите что-нибудь, чтобы я мог вас увидеть». Вот эта формула была очень хорошо знакома Ташкову. Ему очень важно было услышать артиста, его сокровенные, его настоящее, о чём он думает. ФРАГМЕНТ ИЗ К/Ф «ПОДРОСТОК», РЕЖИССЁР: Е. ТАШКОВ, 1983 Г. Голос за кадром: Как Ташков работал с актёрами? Что для него было главным? Исполнить его режиссёрскую волю? Он позволял импровизировать? Борис Галкин: Вы посмотрите, как играет Олег Борисов в «Подростке». Это просто абсолютная свобода. Он как рыба в воде в своей стихии, в своём персонаже. Так же и Андрей в роли подростка. У каждого актёра есть своя атмосфера, которую он дарит просто, вот режиссёр дарит эту атмосферу: вот здесь ты можешь делать всё, что угодно, это твоё, это твоё пространство, завоёвывай его. И недаром такие артисты, они все любимые, они хронически мною любимые артисты. Виктор Павлов, Борис Кузьмич Новиков, Анатолий Дмитриевич Папанов. Они владели этим безупречно. И если актёрам, таким актёрам не давать творческой свободы, они ничего не сыграют. Татьяна Ташкова: Для него актёр – это был, конечно, главный человек на площадке. Это, наверное, сейчас, если говорить о сегодняшнем дне, то актёр не всегда бывает главным человеком, да и режиссёр, собственно говоря, вообще не главный уже теперь. А тогда было, когда снимал и творил Евгений Иванович, во-первых, он имел вес для всей группы, и, конечно, актёры – это были люди-небожители на площадке для него. Борис Галкин: Смотрите его картины, там весь Ташков. Ему не надо было давать интервью, ему не надо было пиариться. Он не любил, как сказать, такого публичного интереса к себе. Я никогда его не встречал на каких-то таких серьёзных кинотусовках. Ему это было не нужно. Его мастерская, его творческо-режиссёрская мастерская работала круглосуточно. Татьяна Ташкова: Он был необычайный просто авантюрист большой. Он мог броситься в какое-то приключение совершенно с головы до ног и вот, понимаете, без страха. Когда Лена Коренева пришла, они с Андрюшей Ташковым делали спектакль и попросили Евгения Ивановича посмотреть что-то такое, и вот Лена думала, что придёт Евгений Иванович, такой серьёзный человек, и сделает им какие-то замечания режиссёрские. И она потом вспоминала, говорит: «Пришёл Евгений Иванович, он, оказывается, такой авантюрист, он нам такое посоветовал, что, наверное, мы бы сами до этого не додумались. И он скакал вместе с нами, как мальчишка вскакивал, что-то нам говорил, размахивал руками, и для нас. Мы были совершенно просто поражены этому». И вообще он человеком был очень лёгким. Очень лёгким. Он был как мальчишка. Вот до самого, наверное, последнего момента, пока он уже не стал болеть и уже как бы перестал заниматься творчеством, хотя и в 82 года он снял свой последний фильм. Голос за кадром: В трудные для отечественного кинематографа годы он ничего не снимал, но верил в перемены к лучшему и продолжал работать. Татьяна Ташкова: Он писал, все время писал. Он же практически все сценарии, по которым он снимал, практически все написал он сам. Он вёл переговоры с Пикулем, с Валентином Пикулем. Он приезжал к нам домой. И они долго беседовали, и даже был заключен договор на Одесской киностудии на постановку картины сериала «Фаворит». И он написал сценарий «Идиот» ещё до того, как всё это снималось, и ему отказали, и вот он тоже хотел это сделать. Он написал сценарий «Архиерей». Готовый сценарий есть. Есть много, что после него осталось. И также был написан сценарий «Три женщины Достоевского», который пролежал у нас дома 20 лет. И только спустя 20 лет Андрей Разумовский как-то откликнулся, и они сделали эту картину. ФРАГМЕНТ ИЗ К/Ф «ТРИ ЖЕНЩИНЫ ДОСТОЕВСКОГО», РЕЖИССЁРЫ: Е. ТАШКОВ, А. ТАШКОВ, 2010 Г. Татьяна Ташкова: Если шла какая-то картина по телевизору и удавалось посмотреть, мы садились и смотрели. И был «Адъютант». Закончился «Адъютант». И вдруг позвонила какая-то женщина – зрительница, я даже не знаю. И она, видимо, сказала ему какие-то очень добрые слова. Вы знаете, он был так растроган, и я не ожидала, что даже такому человеку, известному, признанному, такому мастеру, талантливому человеку нужны добрые слова. Понимаете? И как важно эти добрые слова говорить при жизни людям творческим. Борис Галкин: И теперь, когда пересматриваешь его картины, ты понимаешь, что это всё проникнуто глубинной любовью человеческой к миру, к людям, к проблемам человека, глубинным, глубоким-глубоким сердечным проблемам.