Голос за кадром: «Я испытываю ваше терпение с конца 60-х своими премьерами, – однажды сказал замечательный кинорежиссёр Сергей Александрович Соловьёв. – Но зачем? Во ВГИКе мне говорили: “У тебя должны быть картины, которые насыщены энергией мысли, ты должен заставлять зрителей тоже думать, думать вместе с собой”. Но чем больше я живу, тем меньше мне нравится идея заставлять кого-то и что-то делать, а тем более зрителей». Один наблюдательный критик заметил: «Киноязык Евгения Соловьёва понятен не каждому, потому что многие сцены, поступки героев, да и сами герои, интерпретируются по-разному. Как-то режиссёр сказал про Льва Толстого, экранизировав «Анну Каренину»: «Кто его знает, что он, действительно, имел в виду?». Вот так и про самого режиссёра можно сказать. Леонид Млечин: Общественное телевидение России и Всероссийский государственный институт кинематографии рассказывает о наших лучших кинорежиссёрах-выпускниках ВГИКа. Сегодня это Сергей Александрович Соловьёв – народный артист России и лауреат государственной премии, и премии Ленинского комсомола, что в ту пору было весомой наградой. От чего зрители так спешили на премьеры Сергея Соловьёва? Не только потому что хотелось увидеть что-то яркое и интересное, поражала искренность интонаций. И, главное, герои фильмов Сергея Соловьёва искали ответы на те вопросы, которыми задавалось позднесоветское общество: «Что происходит?» и «Как быть?». СЕРГЕЙ СОЛОВЬЁВ. «МЫ ЖДЁМ ПЕРЕМЕН!» Голос за кадром: Его отец служил в Управлении военной контрразведки Смерш на Карельском, затем на 1-м Дальневосточном фронте. После войны он служил на Корейском полуострове, который с начала XX века был японской колонией. В 1945-м, разгромив японскую Квантунскую армию, советские войска вошли в Корею с севера, а американские высадились на юге полуострова. На севере началось строительство социализма с помощью наших советников, так что детство будущего режиссёра прошло в только что созданной Северной Корее. Сергей Соловьёв рассказывал: «Мой папа присутствовал на трибуне вместе Ким Ир Сеном, когда тот принимал парады. А нас с его сыном, который старше меня на 3 года, в это время пускали погулять. Сын хорошо говорил по-русски. Что и не удивительно, учитывая, что он родился в Сибири». Мальчик, с которым гулял будущий режиссёр, – это Ким Чен Ир. После смерти отца он станет следующим вождём Северной Кореи. В школу Сергей Соловьёв пошёл уже в Ленинграде, куда отца перевели из Пхеньяна. Его всегда влекла сцена, Питерский театр, особые традиции. Петровская Россия выросла в особую петербургскую цивилизацию. В этой среде из поколения в поколение происходила аккумуляция культуры. Юный Сергей Соловьёв играл в Большом драматическом театре имени Горького, главным режиссёром которого три с лишним десятилетия был Георгий Александрович Товстоногов – один из самых ярких советских режиссёров, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, а также двух Сталинских и двух государственных. Леонид Млечин: Георгий Александрович Товстоногов невероятно расширил понятие реализма, которое прежде отождествлялось с натурализмом. На самом деле в искусстве «реализм» – куда широкое и ёмкое понятие. Конечно, на театре всё иначе, чем в кино. Но Сергей Соловьёв усвоил в юности эту широту режиссёрского взгляда и привнёс в свой кинематограф. Голос за кадром: Известный режиссёр – народный артист России Вадим Абдрашитов – отметил: «Соловьёв смог потрясающим образом, непонятным образом, превратить авторское кино, авангардное, сюрреалистическое, провокационное, провокативное, артхаусное в зрительное кино. Это же поразительно!». Уже знаменитым кинорежиссёром в начале 90-х Сергей Соловьёв вернётся в театр. В актёрской мастерскую родного ВГИКа поставит чеховские «Три сестры», в Малом театре – «Дядю Ваню» с Юрием Соломиным в главной роли, в театре на Таганке – «Чайку», в главной роли – Николай Губенко. В 1962 году Сергей Соловьёв поступил во ВГИК. Он вспоминал: «Я пришёл поступать во ВГИК, только школу окончив, то есть шансов не было никаких. Но мне повезло: Михаил Ильич Ром поставил мне пятерки, пусть учится». Режиссёрскому искусству его учили Михаил Ильич Ром – один из самых известных советских режиссеров, и Александр Борисович Столпер – тоже народный артист СССР и лауреат Сталинских премий. Сергей Каптерев: Столпер, с моей точки зрения, – это крупнейшая фигура. Во-первых, он был и сценаристом, и не просто сценаристом, а фильма «Путёвка в жизнь». И это очень важно. Голос за кадром: «Путёвка в жизнь» – это первый советский блокбастер, его премьера состоялась 1 июня 1931 года, и первый советский художественный звуковой фильм. До этого, напомним молодому зрителю, кино было немое. Сергей Каптерев: Это режиссёр первого эшелона, самого первого. Умение работать с коллективом или делать из актёров коллектив, мне кажется, это очень передалось Соловьёву. И потом «Жди меня» – это мелодрама, а Соловьёв был мастер мелодрам. Голос за кадром: Дипломная работа выпускника ВГИКа Сергея Соловьева – «Новеллы по рассказам Антона Павловича Чехова». У совсем юного режиссёра играли Алиса Фрейндлих, Вячеслав Тихонов, Николай Бурляев, Анатолий Папанов. Соловьёв вспоминал: «Мне всегда везло на актёров, а потому и на друзей. Первые почти всегда становились вторыми. Так повелось с самого начала, когда, ещё снимая дипломный фильм, я получил согласие на главную роль от Вячеслава Тихонова, который с тех пор стал мне, мальчишке по сравнению с ним, другом». Актёры тоже уважали Соловьёва и всегда приходили режиссёру на помощь. На съёмках фильма «Семейное счастье» заболевшего дублёра выручил Анатолий Папанов. Снимали осенью в Подмосковье, температура воды была 7 градусов. Соловьёв вспоминал тот случай на съёмочной площадке так: «Когда Папанов вышел на сушу, я с ужасом спросил его: “Очень холодно?”. “Нет, вот когда я залез в окоп в октябре 1942-го, тогда было холодно”. И тут я увидел, что у него нет части ступни. Оказывается, ему ампутировали её то ли из-за обморожения, то ли из-за ранения. На этих ногах Папанов и дошёл сначала до Берлина, а потом через все тернии до любимейшего артиста всего народа». Сергей Каптерев: Его первый опыт – дипломная работа вгиковская, которую он поставил на Мосфильме «От нечего делать». Это блестящее произведение, которое в том числе и показывает его знание театра, хотя мы знаем, что он уже позже, когда работал на ленинградском телевидении, и оператором работал. Его, кстати, содружество с операторами будет очень важным для него. Рассказ-то происходит в средней полосе, чуть ли не Подмосковье, в жару летнюю, и занимает он одну страницу, а Соловьёв переносит его в Ялту, политую дождями, и прочее, и совершенно другая обстановка. Помните, он говорил о том, что я хотел сделать не юмористку чеховскую, как проходит этот рассказ везде, а сделать так, как поставил бы зрелый Чехов уже времён «Вишневого сада» и прочее. И, мне кажется, ему это очень удалось. Голос за кадром: Экранизация классики – это его путь в киноискусстве. И Сергею Соловьёву пригодилось принесенное из театра умение работать с актёрами. Екатерина Волкова: Саша Абдулов – тоже ноу-хау. У него было очень много текста, потому что ему нужен был рассказ «Доктор» Чехова, рассказать его в кадре. Он попросил распечатать ему текст, а Саша сначала смотрел в эту сторону, потом он смотрел здесь, у него текст был. Потом он смотрел туда загадочно. И никогда в жизни никто, я сидела просто за монитором и наблюдала, как это абсолютное чувство, что человек говорит мысль, и он всегда говорил: «Лучше скажи своими словами, но мысль. Не учи, зубрить – это бесполезно». Голос за кадром: Работу в большом кинематографе он начал с экранизации пьесы Алексея Максимовича Горького «Егор Булычов и другие». Это советская классика. Один из основателей МХАТ Владимир Иванович Немирович-Данченко восторженно писал Горькому. «Такое мужественное отношение к прошлому, такая смелость правды говорят о победе, окончательной и полнейшей победе революции больше, чем сотни плакатов и демонстраций». Полвека спустя Соловьёв задумался совсем о другом: пьесы интересуют его не как грандиозная картина разложения и гибели российского капитализма. «Умирая, герой пьесы обретает право судить самого себя, требовать ответа, зачем дана была ему жизнь и как он распорядился ею. Интересовала не обличительная, не публицистическая сторона, к тому времени уже превращённая в общее место, а попытка исследовать мир души одного человека. Если попытаться формулировать главное, к чему привели эти поиски, то это размышления о судьбе талантливого, одарённого, волевого человека в России, о трагедии делания без понимания, зачем». Леонид Млечин: В позднесоветские времена люди, искренне любящие Россию – художники, писатели, учёные – другими глазами посмотрели и на национальную историю, и на культуру. И характерно, что герои фильмов Соловьёва стоят перед тем же извечным вопросом: кем быть: идеалистом или конформистом? Подчиняться обстоятельствам или следовать своим принципам? И ещё очень заметно, что Соловьёв создаёт невероятно талантливую бригаду. Голос за кадром: Соловьёв вспоминал. «Мне-то хотелось дебютировать со своими корешами и сверстниками, а жизнь перелопачивала всё так, что выходило начинать с супермаститыми профессионалами. С одной стороны, это было, конечно, гарантией, что они помогут и в случае чего защитят, а с другой, не сожрут ли они со своим супермастерством меня и мои пусть скромненькие, но дорогие мне идеи? Собиралась группа, которой по рангу должно было снимать не меньше, чем «”Войну и мир” с “Ватерлоо” в придачу. И эта масштабность участников постановки, конечно, меня сильно смущала». Голос за кадром: Он не стеснялся учиться у мастеров, понимал, как важно искусство операторов и художников. Художников ценил особо. Перед съёмками поехали смотреть натуру. «Как в зачарованном сне, перед нами сменялись старые русские города, выбеленные первым снегом. Я стал различать детали материального устройства белого света и жизни людей. Я прошёл первую школу очень внимательного и подробного отношения к одухотворенному материальному миру, окружающему нас, и мы отправились вместе в Мосфильмовские цеха, располагавшие такими фондами и такими предметами, которые могли сравниться с лучшими отечественными музеями». Сергей Каптерев: Количество классных актёров, там игравших, просто невероятно. Начиная, конечно, с Михаила Ульянова, который играет Булычова. Но всё остальное, вплоть до эпизодов, – это невероятно количество состоявшихся актёров, с которыми, наверное, работать было не так просто. Юрий Назаров: Там у вахтанговцев было полно. Материал великолепный. Никаких проблем я не помню. У меня с моим Яковом Лаптевым всё было понятно. Он – трудовой пролетарий, и я весь такой же был, есть и дальше собираюсь оставаться. Голос за кадром: Соловьёв хотел снять и Иннокентия Смоктуновского, тот согласился. Режиссёр вспоминал: «Смоктуновский тогда производил совершенно ошеломляющее впечатление на всех прохожих. Но, может, похоже, реагировали на Тихонова после Штирлица». Но Ульянов сказал: «Кеша не будет играть трубача в этом фильме никогда. Или Кеша, или я». «Почему? Что случилось?». «Я 8 месяцев горбатился над этим Булычовым, сколько здоровья, сил положил. Я шел в картину к неизвестному режиссёру и не знал, что из этого получится. Я всем рисковал. Придёт Кеша, улыбнется, дунет в трубу, и меня нет. Если ты сейчас же не отменишь всё это, я ухожу». ФРАГМЕНТ ИЗ К/Ф «ЕГОР БУЛЫЧОВ И ДРУГИЕ», РЕЖИССЁР С. СОЛОВЬЁВ, 1971 Г. Леонид Млечин: Соловьёв доверился Ульянову и не прогадал. Соловьёв написал сценарий. Сценарий поступил на обсуждение в Государственный комитет кинематографии. И в Госкино Ульянова вызвал первого заместителя председателя Госкино Владимир Баскаков. До этого он работал в отделе культуры ЦК КПСС, заведовал сектором кинематографии. И Баскаков говорит Ульянову: «Кто этот Соловьёв? Вы хотите сыграть Булычова, так сами напишите сценарий и снимайте, зачем вам этот Соловьёв?». На что Ульянов ответил: «Не будет Соловьёва, не будет и кино. Кино будет только с Соловьёвым». Это к вопросу о профессиональной этике, о человеческих качествах и о том, какую роль Ульянов сыграл в отечественном кинематографе. Голос за кадром: После Горького молодой режиссёр берется за Александра Сергеевича Пушкина. Экранизирует для телевидения повесть «Станционный смотритель». Главную роль играет Никита Михалков. ФРАГМЕНТ ИЗ К/Ф «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ», РЕЖИССЁР С. СОЛОВЬЁВ, 1972 Г. Сергей Каптерев: Для меня очень ценно его умение не стилизовать классику, а делать из неё что-то, находить самое важное. «Станционный смотритель» – телевизионный фильм, прекрасное кино, как мне кажется, очень жёсткое, кстати. Та жёсткость которую в силу лаконичности у Пушкина мы можем иногда пропустить. А здесь всё это наглядно, в лучшем смысле этого слово наглядно, и очень убедительно. Юрий Назаров: У него живые проблемы, не ради кого-то, ради чего, а всё живое. Работа была для него главная, нежели благосостояние какое-то. Так что, эту линию Сергей Александрович вёл. Голос за кадром: О съёмках «Станционного смотрителя» Сергей Соловьёв вспоминал так: «Вроде бы всё шло хорошо и весело, но Михалков всех пугал: “Вот увидите, как хреново всё закончится. Меня заберут в армию”. Я не верил, но у Никиты звериная интуиция. Его увезли в армию буквально со съёмочной площадки на грузовике. Часть его роли пришлось озвучивать Андрону Кончаловскому. У них с братом на удивление похожи и голоса, и интонация». Начальство картину не принимало. Фильм получил третью, низшую категорию. «Станционный смотритель» не хотели выпускать на экраны, но картина всё-таки выстрелила. Вот как вспоминает об этом Сергей Соловьёв: «Позвонили мне домой: “Есть у тебя “Правда”? Да ты не там читаешь. Ты читай там, где Чили, только поправее”. И я нашёл небольшую заметку про то, что “Смотритель” – это победа советского киноискусства». Картину высоко оценили не только зрители, но и профессионалы. Гран-при Венецианского фестиваля телевизионных фильмов за выдающиеся художественные достоинства. А зрительскую любовь и громкую славу принес фильм «Сто дней после детства». Фильм о детях, действие происходит в пионерском лагере. Одну из главных ролей сыграл Сергей Шакуров. ФРАГМЕНТ ИЗ К/Ф «СТО ДНЕЙ ПОСЛЕ ДЕТСТВА», РЕЖИССЁР С. СОЛОВЬЁВ, 1975 Г. Сергей Шакуров: Сценарий был замечательно написан, Соловьёв внёс ещё массу романтики в него – музыкальную составляющую, вся эта натура, естественно, мы снимали под Калугой. Сделан этот лагерь был прекрасный. То есть какая-то была ещё и художническая, и визуальная, и музыкальная составляющая, которая сделала эту картину такой полувоздушной, даже воздушной: и атмосфера, и дети, это поколения, и вожатый, который хоть чему-то успел за этот месяц их чему-то научить, хорошему. Голос за кадром: Позднесоветское время недооценено в российской истории. Отличительная черта – общественная потребность в самопознании, желание разобраться в важнейших проблемах духовной жизни общества и готовность к большим переменам, в модернизации, и фильмы Соловьёва об этом. Сергей Шакуров: Невозможно объяснить. Вот эта подростковая ситуация не случайно же у него возникла, правда, после классики Горького вдруг в пионерскую историю. Что это такое? Это какой-то был ответ, и пошла вот такая трилогия, которая его задела и которая вызвала отклик у зрителей. Голос за кадром: Сергей Александрович Соловьёв – художник невероятно одарённый, он прекрасно владел словом и писал себе сценарии. Он сам играл. Сергей Каптерев: Одна из его важнейших особенностей – это его связь с русской литературой и шире вообще с мировым искусством. То есть мы знаем, что он и поэзией, и прозой, и сам он начинал как чтец-декламатор, а затем его интерес к искусству как таковому, я имею в виду к изобразительному, и кино, то есть это такая синтетическая фигура в лучшем смысле этого слова. ФРАГМЕНТ ИЗ К/Ф «СТО ДНЕЙ ПОСЛЕ ДЕТСТВА», РЕЖИССЁР С. СОЛОВЬЁВ, 1975 Г. Голос за кадром: Сергей Шакуров снялся у Соловьёва и в фильме «Спасатель». Это классические размышления русского интеллигента о смысле жизни, которые в те годы приобрели особое звучание. А затем Шакуров сыграл самого Пушкина в фильме «Наследница по прямой». Сергей Шакуров: Мы же были друзья, что называется, не разлей вода. Поэтому когда он меня попросил изобразить Александра Сергеевича, я, конечно, согласился без всяких разговоров. Там не творческой составляющей, а просто: «Сережа, сыграешь?». Я: «Сыграю, Серёнь». «Нина, давай загримируй». Смотрит, правильно ли баки: Побольше завиточки сделай на башке, парик. Ну что, это неплохо. Камера готова? Серёжа, ты – Пушкин. Мотор!» – всё. Голос за кадром: На третьем курсе ВГИКа Соловьёв натолкнулся на рассказ Чехова «Доктор». Много позже в интервью он расскажет: «Возникло ощущение, что если мне сейчас дадут снять этот рассказ, то я для себя разрешу практически все кардинальные проблемы мира». А на четвёртом курсе Соловьёв прочитал чеховский рассказ «Володя». И казалось, что «если я сниму “Володю”, то моя жизнь образуется». «Эти два чеховских рассказа я не мог вытрясти из головы 40 лет. Через 40 лет я сделал сценарий, мы его показали, нам сказали, что не могут на такое дать денег. Но тут уже я, вцепившись в идею, нашёл деньги, и мы сняли картину. Детские мечты должны сбываться. Я, по крайней мере, свои детские мечты в ней осуществил». Екатерина Волкова: Он обожал артистов, и артисты, соответственно, обожали его. Он делал так, чтобы актёру было очень свободно. Он добивался именно раскрепощение, такую естественность именно через юмор, через любое поощрение, сколько комплиментов он умел говорить. И, естественно, актёры расслаблялись и выполняли его задачи. Я один раз уснула в кадре. Это было так забавно, потому что мы снимали о любви фильм по новеллам Чехова, и у меня там была такая сцена постельная, и пока софиты, переставляли свет, я уснула, а выставляли мой крупный план. Я слышу, мне уже снится река какая-то, Ока и мне «Катя!». А это, оказывается, Сергей Александрович громко говорит, в мегафон кричит: «Катя! Катя, проснись!». В общем, проснулась я уже в крупном плане. Голос за кадром: В 1971-м- Соловьёв снял фильм вместе с японцами – «Мелодии белой ночи». Это история любви советского дирижёра, его играет Юрий Соломин, и японской пианистки. Роль исполнила Комаки Курихара. Она с удовольствием снималась в советских фильмах. Сергей Каптерев: Мелодрама – это главный жанр был кино. На нём кино во многом и выехало в самом начале и позже. И когда человек умеет сделать это по законам, то это вызывает восхищение, с моей точки зрения, а там уж все законы соблюдены. В его фильмах – музыка Исаака Шварца которому 100 лет в это время, и она блестяще работает в том же «Егоре Булычове», такая бравурно, немножко сатирическая. Когда фильм начинается с хроники, а потом переходит уже в такую драму настоящую. Голос за кадром: Соловьёв вспоминал: «Я услышал быструю часть, написанную композитором Исааком Шварцем, кадром хроники, разделяющим экранного Егора Булычова на три части: грандиозные выдающиеся красоты, силы напряженности ритма, почти свиридовской мощи и в то же время летящей моцартовской лёгкости, музыку фантастической и фатальной темой трубы. Я ошалел. Я к тому времени, уже, конечно, понимал, что он замечательный композитор, но что такой замечательный, всё-таки не мог себе и вообразить». ФРАГМЕНТ ИЗ К/Ф «ЕГОР БУЛЫЧОВ И ДРУГИЕ», РЕЖИССЁР С. СОЛОВЬЁВ, 1971 Г. Сергей Каптерев: И он работал с атмосферой во многом. Классика давала ему не только атмосферу, Соловьёву, но и такую жёсткую структуру. Вот эта вот история атмосферы – для этого музыка и операция работа очень важны. Голос за кадром: Соловьёв как никто другой передал атмосферу времени. А тогда вся страна, верхи, низы радикально менялись. Это были революционные изменения такого масштаба, что нечасто случаются в истории народа. Осмелев, люди говорили, что думали, высказывали наболевшее, люди жаждали очищения и обновления. И в 1987 году появилась его лента «Асса». Это было событие. Картина запечатлела то, что что происходило в стране. ФРАГМЕНТ ИЗ К/Ф «АССА», РЕЖИССЁР С. СОЛОВЬЁВ, 1987 Г. Сергей Каптерев: Наверное, Сергей Александрович хотел как-то обозначить то, что он считал состоялось, что не состоялось, и опять же связать это с обществом. Вот это, мне кажется, часто забывается – его вот этот лиризм, это умение показывать такие чистые лица или какие-то, в общем-то, вроде бы не очень персонажи положительные, но в них есть положительное. Это немножко заслоняет его общественную роль, ведь его фильмы – это история общества, с разным успехом. Голос за кадром: Музыка – вот что становится главным в фильме, вот что передаёт атмосферу стремительно меняющегося общества. Сергей Каптерев: Время-то тогда во многом отражалось в рок-музыке. Я помню, мы ходили без перерыва, всё слушали, и он это тоже учёл и взял, не зря он был ленинградец. Он родился в Карелии, но ленинградец долго, и он понимал все эти рок-дела, которые во многом были связаны с Ленинградом. ФРАГМЕНТ ИЗ К/Ф «АССА», РЕЖИССЁР С. СОЛОВЬЁВ, 1987 Г. ФРАГМЕНТ ИЗ К/Ф «ЧЁРНАЯ РОЗА – ЭМБЛЕМА ПЕЧАЛИ, КРАСНАЯ РОЗА – ЭМБЛЕМА ЛЮБВИ», РЕЖИССЁР С. СОЛОВЬЁВ, 1989 Г. Голос за кадром: Таким же событием стал и его фильм 1989 года «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви». Это атмосфера перестроечных лет. Пафос подъёма, связанный с перестройкой, пробудил большие ожидания даже у тех, кто внутренне сопротивлялся этим переменам. Леонид Млечин: Эту эпоху потом назовут «десятилетием упущенных возможностей», «временем утраченных надежд и иллюзий». Не удалось в одно мгновение перескочить великое и счастливое будущее. И Соловьёв в своём кино запечатлел то, что с нами тогда происходило. Несколько лет он руководил Союзом кинематографистов в России, а потом вернулся к своему любимому занятию и стал опять снимать фильмы. Сергей Каптерев: И если подумать, от «Егора Булычова» до «Ассы» не такое уж большое расстояние, потому что там дальше, и в «Чёрной розе» всё это тоже опять же. Меняется эпоха, и люди под неё не то что подлаживаются, но она начинает определять их личную жизнь и жизнь окружающих их людей. Голос за кадром: Соловьёв говорил: «Я посчитал необходимым снять вторую “Ассу”, потому что первая завершалась песней Цоя “Перемен”. На том концерте, вошедшем в фильм, собрались где-то 8000 человек. Я тоже стоял в толпе, тоже махал рукой, кричал: “Перемен!”. Но ни один человек из той толпы не хотел тех перемен, которые произошли. Так я почувствовал себя лгуном. Чувство получившейся фальши заставило меня снять второй фильм». Екатерина Волкова: Может быть, «Ассу 2» кто-то ожидал, что это будет ещё острее, что это продолжение, что это революция, перемен требуют наши сердца. Мне кажется, в последние годы Сергей Александрович уже не хотел никаких перемен. Леонид Млечин: Сергей Александрович Соловьёв в интервью рассказывал, как ещё в студенческие годы, во вгиковские, с друзьями поехали летом на дачу: «Жарко, водка тёплая, нашёл какую-то раскладушку, книгу без обложки, прилёг, начал читать и пока до последней страницы не добрался, не мог остановиться. Это была “Анна Каренина”. Обгорел весь». Прошли годы, и он решил, что он просто обязан экранизировать «Анну Каренину». Голос за кадром: В фильме снимался любимый зрителями Александр Абдулов. Играли блистательно. Можно ли было тогда представить, что его ждёт? В одном из интервью Сергей Соловьёв так вспоминал об Абдулове: «Здоровье его с молодости было неважным, у него были проблемы с кровью, с тромбами. Каждый день Абдулов мотал себе эластичный бинт. О нём совершенно неверно представление людей как о баловне судьбы. Это он сам всем старательно внушал: вот, мол, поглядите, я баловень судьбы. Так Абдулову было легче и приятнее существовать. Он всем помогал и всех тащил на себе – знакомых, семью. В “Анне Каренине” Саша сыграл самую последнюю в своей жизни роль – Стивы Облонского». Только чудом он успел её озвучить. Онкологическое заболевание лишило зрителей Александра Абдулова, когда фильм ещё не был готов, в 2008 году. По странному совпадению, в этом фильме роль Алексея Александровича Каренина сыграл талантливейший Олег Янковский – народный артист СССР, лауреат четырёх государственных премий и премии Ленинского комсомола. Сергей Соловьёв так рассказывал о работе с Олегом Янковским: «Во время съёмок “Карениной” вот ещё какая странная и до сих пор необъяснимая для меня вещь происходила. Олег же был невероятно занят, у него просто секунды свободного времени не было. При этом он заканчивал съёмки своих сцен часов в 6 вечера, а мы продолжали работать. Он принимал душ, переодевался, приходил свеженький, пахнущий духами, но вместо того, чтобы ехать домой, стоял на площадке и смотрел, как мы снимаем. Что за маразм! А потом мне позвонила Таня Друбич и сказала: “С Олегом происходят какие-то странности”. А у Тани обострённейшая интуиция, но в этот раз я ей не поверил. Никто про диагноз ещё не знал. И, разумеется, даже Олег». Олег Янковский тоже страдал онкологическим заболеванием, он ушёл в мир иной на следующий год – в 2009-м, когда «Анну Каренину» увидели зрители. Фильм «Сто дней после детства» удостоился государственной премии. Сергей Соловьёв вообще не был обижен премиями и наградами. Сергей Шакуров: И он, и я к таким успехам относимся никак – похвалили, и слава Богу, и вперед, дальше работать, всё – завтрашний день, это ушло. Наградили, похвалили, а дальше надо доказывать. Конечно, в этом смысл жизни творческого человека. Потом надо доказать, что это не случайно, что это не с неба свалилось. Вообще в черте его характера была потрясающая вещь: на него нельзя было обидеться. Понимаете, вот такой колобок, такой пухленький, с юмором, практически все время улыбается, и что бы он ни сказал или что бы ни сделал, обидеться на него просто нереально. Екатерина Волкова: Мне кажется, он был всегда одинаков – и на съёмочной площадке, и в жизни. Я у него часто бывала дома на Бронной, и это всегда был праздник, человек-праздник, человек, после общения с которым у тебя болят мышцы лица, потому что это бесконечный смех. Голос за кадром: Соловьёв вернулся во ВГИК и вёл в альма-матер актёрско-режиссёрский курс. Екатерина Волкова: Он вообще, мне кажется, был такой состоятельно счастливый человек, который имел огромную любовь к своим студентам, которые тоже, мне кажется, его боготворили, и он уже думал, может быть, и не дадут ему возможность снять ещё новое кино, и он весь растворился в студентах, что, я думаю, правильно. Сергей Каптерев: Он как преподаватель, конечно, был такой солидный, уважаемый и любимый, что, наверное, идеально для студентов в первую очередь. Екатерина Волкова: Его интересовала жизнь. Он был такой эпикуреец, который очень любил поесть, выпить, пошутить. Он очень любил живых людей, и это, мне кажется, просматривается в его картинах, как он увлечённо рассматривает живых людей. Голос за кадром: «Только недавно я понял, – сказал однажды Сергей Соловьёв, – что все мои фильмы рассказывают одну и ту же историю, которую я недавно для себя осознал и сформулировал как блуждание идеального в реальности». Он ушёл в мир иной 13 декабря 2021 года. Его похоронили рядом с родителями и сыном. Его единственный сын Дмитрий Соловьёв, который пошёл по стопам отца и снимался в его фильмах, умер неожиданно в 2018-м. Ему было всего 44. Екатерина Волкова: Я думаю, что смерть сына его, конечно, подкосила, и я думаю, что он, конечно, прожил бы гораздо дольше. И, конечно, его любовь к этому холодильнику… Я помню, я приехала к нему на дачу. Он сидит такой грустный-грустный и смотрит на холодильник, говорит: «Нельзя, нельзя, нельзя есть, нельзя пить, нельзя». Ему запретили. С ним можно было о серьёзном поговорить по душам. И мне, конечно, вот этого сейчас не хватает больше всего, чтобы я пришла к нему поплакалась, он тебя отвлечёт, заставит сыграть на пианино, спеть или что-то… Вот бывает так в жизни – встречаются родные люди. Леонид Млечин: В работе над телевизионным спектаклем или художественным фильмом, помимо официального режиссёра, участвует ещё один тайный – это время. Если дух времени совпадает с кинофильмом, то в зрительном зале нет пустых мест, и зритель смотрит фильм до последнего кадра. За что мы так полюбили кинематографа Сергея Соловьёва? За то, что он запечатлел эти повороты времени. Страсти революционной эпохи стали содержанием его фильмов, и накал страстей определил температуру кинематографа Сергея Соловьёва.