Леонид Млечин: Общественное телевидение России и Всероссийский государственный институт кинематографии рассказывает о наших самых ярких деятелях отечественного кинематографа-выпускниках ВГИКа. Сегодня – это очень талантливый режиссёр, сценарист, актёр, невероятно обаятельный человек. В него влюблялись первые красавицы страны. Ему, наверное, все мужчины в стране завидовали. Шучу, мы любим только собственных жён, на чужих не заглядываемся. Если говорить всерьёз, то покоритель женских и не только женских сердец был народный артист СССР, лауреат государственной премии Владимир Павлович Басов. Всё, что он снял, осталось в памяти. Но для меня его главный фильм – это «Щит и меч». ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «ЩИТ И МЕЧ», РЕЖИССЁР В. БАСОВ, 1968 Г. ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «ДНИ ТУРБИНЫХ», РЕЖИССЁР В. БАСОВ, 1976 Г. ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «ОПЕРАЦИЯ «Ы» И ДРУГИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА», РЕЖИССЁР Л. ГАЙДАЙ, 1965 Г. Леонид Млечин: Он играл минуту-полторы – возникал в коротком эпизоде, но ты помнишь это всю жизнь. Это что такое? Карен Шахназаров: Это «талант» называется. Почему один играет, появляется на экране – за ним интересно наблюдать, а другой появляется – и это не интересно? С этим ничего не поделаешь. Вот Басов мог появляться на одну минуту, но это и есть то, что мы называем – от Бога. Это никак не воспитаешь. Тем более он же не профессиональный актёр был, он же был режиссёр вообще. Его случайно стали снимать. По-моему, кстати, Данелия и стал снимать в этой замечательной сцене, где он полотёр-писатель. Вот сюжет! ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ», РЕЖИССЁР Г. ДАНЕЛИЯ, 1963 Г. Леонид Млечин: Я, правда, думаю вот ещё о чём: его внешность не соответствовала тем представлениям о герое. То есть рассчитывать на большие роли он не мог. Может быть, он это чувствовал, что если он будет актёром, то играть ему всю жизнь эпизодические роли не очень хороших людей? Кинематограф того времени вы лучше меня представляете. Может, ещё это повлияло? Сергей Каптерев: Могло. Но мы вспомним, наверно, классическую его роль – это полотёра в «Я шагаю по Москве». Это один из шедевров не только нашего, но и мирового кино. Я считаю, так сыграть кого-то и прочее. Но, наверное, может быть, это и повлияло. Ведь, действительно, он же вошёл как актёр в кино позже, чем режиссёр, и значительно позже. Голос за кадром: Владимир Басов окончил школу 20 июня 1941 года. Собирался поступать во Всесоюзный государственный институт кинематографии ВГИК. «Я был захвачен мечтой о кино, – вспоминал он. – Как я завидовал тем, кто причастен к этому удивительному, волшебному миру. Мы готовились мысленно переступить новый неведомый порог жизни, но переступили его в солдатских шинелях. Вместо институтов мои одноклассники оказались в окопах, вместе занятий наукой – строевая, марш-броски с полной выкладкой. В начале войны я получил приглашение в Театр Красной армии, но в моей юношеской голове не укладывалось, как это можно играть, когда нужно стрелять?». Леонид Млечин: Через два десятилетия после войны Басов поставил фильм «Тишина» о фронтовиках. Прошло столько времени, а фильм всё равно задевает какие-то струны в душе, потому что это фильм о выборе, который всегда стоит перед человеком: или же, многим пожертвовав, сохранить в себе порядочность, или же, напротив, переступив через заповеди, сделать завидную карьеру. Для меня «Тишина» – это ещё песня, которая звучит в фильме, «На безымянной высоте». Её написал замечательный композитор Вениамин Баснер на стихи поэта Михаила Матусовского, прошедшего войну. Эта песня рвёт душу. ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «ТИШИНА», РЕЖИССЁР В. БАСОВ, 1964 Г. Голос за кадром: Фильм поставлен по роману Юрия Васильевича Бондарева. Он принадлежал к тому поколению писателей-фронтовиков, которые, вернувшись домой, пытались описать войну, в которой они участвовали. Эта литература называлась «лейтенантской прозой». О чём фильм Басова? Герой-фронтовик, который помнит, как командир загубил свою батарею, а вину свалил на других, а теперь произносит патетические речи и требует, чтобы все пили за Сталина. На отказавшегося пить доносит. Ещё один доносчик пишет на соседа по коммунальной квартир, чтобы присоединить его комнату к своей. И герой фильма терпит поражение в этой борьбе против сил зла. Леонид Млечин: Что так понравилось зрителям в фильме «Тишина»? Я думаю, подлинность и искренность чувств. Вот что было характерно для всего кинематографа Владимира Басова. Он ведь, как и герой его фильма, прошёл войну. Командир миномётной батареи, орденоносец. Голос за кадром: «Я командовал батареей, стрелял и сам попадал под огневые налёты. Служил в штабе артиллерийской дивизии и на передовой. Занимал должность заместителя начальника оперативного отдела. Составлял карты, мотался по просёлкам и бездорожью. На войне тяжело, но человеку свойственно быстро обживаться. Чудом люди успевали подшить чистый воротничок, носили пистолет немного сзади – щеголевато. Голодали, теряли друзей, держались всё-таки. Война стала моими университетами, а истинный аттестат зрелости моё поколение получило у стен Рейхстага». «Война лишила наше поколение многих радостей молодости. Не посидели мы с любимыми девушками на скамеечках, не почитали им стихов, не успели как следует поспорить, выбирая профессию, не ощутили волнующего счастья перехода со школьной скамьи на студенческую. Но жизнь закалила нас, научила сразу и навсегда отличать врага от друга, человека мужественного от труса и предателя. Перед нами была ясная цель. Нас окружали люди, которые ценой собственной жизни добивались этой цели. Когда Владимир Павлович Басов поступал во ВГИК, то не знал, какой факультет выбрать – актёрский или режиссёрский. «Когда-то я был уверен, что кино делается за маленьким окошком в задней стене кинотеатра. Там, журча и излучая свет, готовится волшебное киноварево, которое чародей-киномеханик переносит из своей будки на полотно киноэкрана. Очень хотелось стать киномехаником и самому делать кино. Режиссёр кино. Лишь много позже я узнал, что есть такая профессия. Профессия таинственная, мало кому понятная, неуловимая». У кого учился Басов? У крупнейших кинорежиссёров: Сергея Иосифовича Юткевича – народного артиста СССР, Героя социалистического труда, лауреата двух Сталинских и двух государственных премий, и у Михаила Ильича Рома – народного артиста СССР, лауреата пяти Сталинских премий. Завидная школа. Елена Санаева: Я со слов Романа Антоновича Быкова многое слышала о нём, потому что они были в одном объединении у Михаила Ильича Рома. Когда праздновали в ресторане «Арагви», ныне не работающем, праздновали 70-летие Михаила Ильича, там они буквально все под стол лезли, потому что вы можете представить внешность Басова, его нос длинный, его овал лица, и он показывал Владимира Ильича Ленина. Это было так смешно, что они просто умирали все. Леонид Млечин: Басов же был рождён актёром. Он сам понимал, что он хочет быть актёром. Он всегда говорил, что он мечтал об этом с самого детства. Когда же он стал режиссёром-то? Я было стал даже думать, может, потому что он послужил в армии, он понял, что командир лучше, чем подчинённый. Всё-таки режиссёр – командир на площадке. Сергей Каптерев: Он понимал, что от командира зависит судьба всего коллектива. И, кстати, в своих воспоминаниях он не раз говорит о том, что такое съёмочный коллектив, что режиссёр – это главное. Голос за кадром: «Последний мой школьный год прошёл весь за кулисами МХАТа. Занимался в театральной студии, – вспоминал Басов. – Мы учились любить театр, его силу и простоту, его тайну и нежность». А он ещё и ходил в художественный техникум имени революции 1905 года. Там учили живописцев. Художественная натура. И в своей профессии он всё знал и умел. Елена Санаева: Когда Ролан монтировал первую свою картину, у него была очень опытная монтажёр, но сцена никак не склеивалась. А Басов монтировал рядом свою картину. И Ролан к нему пришёл и сказал: «Володя, не клеится сцена». Сейчас пришёл. Ренкова такая была, очень опытный монтажёр. Она говорит: «Вот не клеится». Это сейчас электронный монтаж, а тогда же надо было один конец пленки с другим соединить и такой вот машинкой со скотчем склеивать это. И он обычно крутит этот аппарат, чтобы изображение мелькало, и, так сказать, вырезает какой-то кусок или соединяет. А он вот так вот мотал эту пленку, напевал, напевал что-то. Так: «Режь». Она, значит, режет. Склеивает, смотрит – нормально. Дальше она: «Не монтируется, не монтируется». Гениальная фраза: «А под стук?». Подкладывают звук стука, и сцена монтируется. Понимаете? Это величайший был профессионал. Голос за кадром: «Я окончил ВГИК в 1952 году», – вспоминал Басов, – в период так называемого малокартинья, когда даже многие маститы режиссёры пребывали не у дел. Свою режиссёрскую биографию я начал с экранизации пьесы Ивана Сергеевича Тургенева “Нахлебник”, над которой работал вместе с Мстиславом Корчагиным. С ним мы начинали и следующую картину. Это была экранизация автобиографической повести Аркадия Гайдара “Школа”. Но во время съёмок фильма “Школа мужества” Мстислав трагически погиб в авиакатастрофе. Про себя скажу, что “Школа” явилась для меня стартом». Сергей Каптерев: Это же не просто автобиография Гайдара. Это тоже отличная книга. Таких мало книг, собственно говоря. Это, с одной стороны, действительно школа мужества, по-другому не скажешь. То есть это не просто о каком-то индивидууме, а о целом поколении, которое приходит в такое состояние, которое было нужно обществу на тот момент. То есть он от детали, в книги найденной, наверное, шёл к крупному, от идеи литературной шёл к идее кинематографической, и, конечно, он сам работал над сценарием и знал, как это, и, естественно, у него был и литературный дар, несомненно. Голос за кадром: Он много и с удовольствием работал. Экранизировал популярные тогда романы Константина Федина и Галины Николаевой. Снял ленту о воре-рецидивисте «Жизнь прошла мимо». Успех и слава пришли с фильмом «Тишина». Леонид Млечин: Самый трогательный фильм о разведке и разведчиках это «Щит и меч», четырёхсерийный. Тогда сериалов-то ещё не было. Я смотрел его школьником. Билет на утренний сеанс в воскресенье стоил 10 копеек. Выпросил у родителей гривенник и бежал смотреть фильм. Главные роли сыграли Станислав Любшин и Олег Янковский. Актёры невероятно романтические, завораживающие, произвели на нас колоссальное впечатление. Василий Макарович Шукшин в одном из рассказов написал про своего героя: «В детстве хотел быть шпионом». Все мои приятели после «Щита и меча» хотели быть разведчиками. Голос за кадром: Станислав Андреевич Любшин играет советского разведчика, который в годы Великой Отечественной войны успешно действует в немецком тылу до самой Победы. И он так понравился стране, что стал актёром года. Образец служения Родине, идеальная сильная личность, рыцарь без страха и упрёка. И невероятно обаятельный. «Считается хорошим тоном, – вспоминал Басов, – рассказывать о том, что на роль пробовалось сорок человек, из которых выбор с трудом пал на одного. Я никогда не выбирал ни из сорока, ни из двух, и никогда ассистент не носился по всей стране в поисках нужного мне типажа. Человек, приглашенный мной на роль, знает, что играть будет именно он. Так получилось с фильмом “Щит и меч”. Наверное, вы бы удивились, если бы я вам сказал перед началом съёмок, что Любшин будет играть роль Александра Белова. Актёр лиричный, тихий, спокойный. И вдруг герой-разведчик. Метаморфоза. И она произошла. Почему я выбрал Любшина? Потому что он не подходит для этой роли». ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «ЩИТ И МЕЧ», РЕЖИССЁР В. БАСОВ, 1968 Г. Голос за кадром: А Олег Иванович Янковский сыграл в «Щите и мече» свою первую роль. Он тогда только окончил театральное училище, служил в Саратовском театре драмы и случайно попался Басову на глаза. «Во Львове в гостиничном кафе я обратил внимание на юношу. Он сидел за столиком. Сказал ассистенту: “Вот этот бы отлично подошёл на роль Генриха. Так ведь, наверное, не актёр”. Оказалось, артист из Саратова. Во Львове с театром на гастролях. Это был Олег Янковский. Тогда ещё не обстрелянный, кинематографом не испорченный. Мы подружились. В его мальчишеской повадке покоряло обаяние непринуждённости». Леонид Млечин: Фильм «Щит и меч» поставлен по роману Вадима Михайловича Кожевника, очень известного писателя и очень интересного человека. Я его хорошо знал, имел удовольствие в юные годы бродить с ним по посёлку писательскому Переделкино. Он очень о многом рассказывал, прошёл войну. И вообще я ему очень признателен, потому что Вадим Михайлович Кожевников был главным редактором журнала «Знамя» и опубликовал мою первую приключенческую повесть. Но сам он писал на рабочую тему, поскольку в советские времена это считалось более престижным, хотя на самом деле, с моей точки зрения, «Щит и меч» – его главный роман. И он, конечно же, это понимал и знал, что ценили его и читатели простые, и профессионалы. Вадим Михайлович с удовольствием рассказывал о том, как тогдашний первый заместитель председателя Комитета Государственной Безопасности СССР генерал армии Семён Кузьмич Цвигун говорил ему: «Вадим Михайлович, ваш роман – лучшее пособие для профессиональных чекистов». ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «ЩИТ И МЕЧ», РЕЖИССЁР В. БАСОВ, 1968 Г. Леонид Млечин: Я принадлежу поколению, которое было потрясено, конечно, «Щитом и мечом» и Любшиным. Как он действительно мог себе представить, что Любшин с его ангельским обликом, он мог святых играть, он может сыграть такого Джеймса Бонда? Ещё Джеймс Бонд в нашей стране не был известен по существу. Как он сумел увидеть это? И не просто увидеть, а совершенно потрясающий был образ создан. Сергей Каптерев: Это было сделано блестяще. И время было такое, вот это было время этого фильма. То есть как-то попал он в точку во всём. И, наверное, Любшин в данном случае сделал образ, который фактически повторить потом нельзя было, что показатель очень высокого класса и актёра, и режиссёра. Леонид Млечин: Этот образ, конечно, восхищал, когда ему над ухом стреляют, а он даже бровью не ведёт. Но этим же восхищали все ребята у нас во дворе, я думаю, по всей стране одновременно. Президент Путин рассказывал, что этот фильм сыграл важную роль в выборе его жизненного пути. Я думаю, что очень многие тогда захотели стать разведчиками, потому что Любшин же шагнул, он из фильма выбрался в реальность и стал существовать уже как отдельная реальность, вызывающая всеобщее восхищение. Это, наверное, вообще такой редкий случай в кинематографе? Сергей Каптерев: Редкий. Иногда всю жизнь создавался образ, актёр создавал свой образ, который переходил с вариациями небольшими или большими. Здесь же создано на протяжении, конечно, четырёх серий. Это очень немалое время экранное. И ему удалось до конца отыграть всё. И вот его возвращение к своим, когда он сразу переходит, это, конечно, находка режиссёрская блестящая. И, конечно же, актёрская тоже. ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «ЩИТ И МЕЧ», РЕЖИССЁР В. БАСОВ, 1968 Г. Леонид Млечин: А Янковский, который сыграл вообще неожиданный совершенно образ и сыграл так органично и точно, начиная свою только кинематографическую карьеру. Сергей Каптерев: Понятно, что у него были отличные внешние данные, и это, конечно, создавало какой-то контраст между вот этой якобы простотой Любшина, но это находка, это несомненная находка. Сам Басов говорил, что главное для него совесть, совесть человека. И ведь там-то история персонажа, которого играет Янковский, это история пробуждения совести. То есть здесь, наверное, отлично сделано всё с точки зрения того, что хотел сказать режиссёр. Голос за кадром: «У каждого режиссёра свой метод, свой подход к материалу, – рассказывала Басов. – А я старовер, для меня главное – актёр. И, пожалуй, важную роль в фильме я отвожу музыке. Иногда я чувствую мелодию ещё до появления определённого замысла». Вот как он работал с музыкой композиторов. Записка Вениамину Баснеру, писавшему музыку к фильму «Щит и меч». ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «ЩИТ И МЕЧ», РЕЖИССЁР В. БАСОВ, 1968 Г. Голос за кадром: «Ты помнишь рушащийся, корчащийся в бомбовых разрывах Берлин? Машину посреди руин, Бригитту в машине, приезд профессора Штутгафа, которого привез Вайс. Так вот, это музыкально сопровождать не надо. Здесь поработают шумы. Я уже отснял кадры внутри машины. Профессор осматривает Бригитту. Она смертельно ранена. Бригитта поднимает глаза, шепчет Зубову: “Мама по-русски тоже мама” – и умирает. Вот тут ты и вступаешь. Может быть, даже со своими любимыми скрипочками. И играешь метров двадцать. Развиваешься, двигаешься, убыстряешься, ожесточаешься, грозишь и заканчиваешь: “Но погодите, сукины сыны, отдастся вам за всё, за всё по жилочке из вас вытянется, за Бабий Яр и за Варшаву, и за того, кто мог быть, но кого не стало, за ребёнка Бригитты, умершего, ещё не родившись, за всё чёрное, что вы сделали на земле. Папа, убей немца! Сколько раз увидишь его, столько раз и убей”. Если ты в минуту не уложишься, пожалуйста, играй полторы». «Владимиру Павловичу нравился сам процесс работы, – вспоминала его жена актриса Валентина Титова. – Он просто не мог не снимать. У нас ведь как тогда было? У режиссёра на подготовку к съёмкам новой картины иной раз годы уходили на бесконечные согласования, разрешения. А в итоге, когда уже все инстанции были пройдены, режиссёру уже не хотелось снимать этот фильм. Он от него успевал устать. Басов же в этом смысле феномен. “Опасный поворот” он снял за два месяца. Басов не из тех, кто любит предаваться безумным страданиям. Что-то сегодня застопорилось? Ладно, завтра снимем по-другому. Закапризничал актёр? Найдём другого и доснимем картину. Басов был человеком, который всегда контролировал ситуацию. Не Госкино где-то там наверху, а он, режиссёр Владимир Басов, на съёмочной площадке решал все проблемы. Многие его за это презирали. Мол, что это за художник, который не отстаивает своей позиции? А ему было скучно отстаивать. Он хотел работать». Елена Санаева: Когда попросили Басова выручить картину, потому что её завалил режиссёр, он поехал бог знает куда, куда-то в Среднюю Азию, где какие-то горы были. И там должна была быть сцена, когда чабан, герой картины, гонит куда-то стадо овец. И, как часто бывает, овец в одно место привезли, а группу в другое место. Басов приехал на съёмки, посмотрел на это дело, сказал: «Так, рельсы кладите, –положили рельсы, по которым должна камера ехать. – Так-так, ещё пару звеньев прибавьте. Так, хорошо. Машину дайте, сейчас я заеду. Плодово-ягодного надо выпить», – потому что другой выпивки никакой не было. Значит, положили эти рельсы, поставили камеру. «Так, одели, да? Хорошо. Значит, так, давай. Камера едет на тебя, а ты иди вдоль рельс. Палка есть какая-нибудь? Несите палку. А вы тыкайте его в бок. Тыкайте его в бок». Овец-то нет. Значит, вот идёт этот в шапке меховой актёр, идёт вдоль этих рельс, камера едет, встречает его, его тычет в бок, он немножко так двигается. А потом взяли из подбора овец, подложили, соединили их, и получилась сцена, как идёт чабан, погоняет стадо овец, и они движутся. Он потрясающий совершенно в этом смысле был. Голос за кадром: Многим Басов-актёр нравился даже больше, чем Басов-режиссёр. ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО», РЕЖИССЁР Л. НЕЧАЕВ, 1975 Г. Голос за кадром: «Завидую некоторым своим друзьям-кинематографистам, – говорил Владимир Павлович, – которые точно могут назвать конкретную причину своего прихода в кино, в искусство. У меня такой ясной причины, определившей судьбу, не было. Просто с самого раннего детства жило во мне неизвестно откуда взявшееся, совершенно не поддающееся определению желание подражать, имитировать, лицедействовать. Сколько себя помню, я помню эту жажду играть. Это было и в детском саду, и в школе, и в театральной студии при МГУ, и даже на фронте». Владимир Торсуев: Он гений. Актёрский гений, гений маленьких ролей. Но ведь, согласитесь, если у вас есть 30 секунд на экране, вы можете за эти 30 секунд или в эти 30 секунд сделать так, чтобы потом вас цитировали, чтобы вас запомнили раз и навсегда, гораздо больше, чем тех, которые играют большие роли. ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОНИКА», РЕЖИССЁР К. БРОМБЕРГ, 1979 Г. Голос за кадром: Братья-близнецы Владимир и Юрий Торсуевы сыграли главные роли в трёхсерийном детском художественном фильме «Приключения Электроника», который вышел на экраны в 1980 году и был невероятно популярен. Леонид Млечин: Звёздный успех двух юных актёров был утешением для их отца Юрия Владимировича Торсуева, которого я хорошо помню. Он был секретарём ЦК комсомола. Его ждала большая карьера. Он помогал очень многим хорошим людям, за что и лишился высокой должности. Его понизили, выставили из номенклатуры. Успех детей был счастьем для него. Владимир Торсуев: Когда мы работали на «Электронике» вместе с ним, он же был очень-очень занят и очень-очень-очень востребован. И он прилетал, вот прилетал на съёмку, фактически с самолёта сразу гримерка, сразу костюмерная, сразу в кадр и точно так же улетал. ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОНИКА», РЕЖИССЁР К. БРОМБЕРГ, 1979 Г. Елена Санаева: У меня осталось какое-то очень светлое воспоминание об этом человеке. О высоком профессионале, человеке страстном, очень талантливом. У нас комедийных актёров-то практически раз-два и по пальцам можно пересчитать. И он, в общем, свою нишу в кинематографе, как комедийный актёр, заметьте, без комикований, без того, чтобы, так сказать, что-то такое наигрывать, совершенно буднично так играл, но это было всегда очень смешно. Владимир Торсуев: Я считаю, что он гений. И, конечно, как режиссёр я много его работ потом видел и до того ещё. Но когда вместе работаешь в кино, как бы не ассоциируешь, что вот, это же легенда. Работаешь и работаешь. Константин Леонидович Бромберг, который снимал «Приключения Электроника», он для нас, тогда для детей, и я сейчас убежден, как-то привил, если хотите, такую историю, что всё-таки на съёмочной площадке царь и бог – это режиссёр. Есть такой профессиональный термин – «сняли», режиссёр говорит «снято». Но потом может ещё задать вопрос: «Ведь было». И вот «ведь было», Константин Леонидович задавал такой вопрос Владимиру Павловичу. Голос за кадром: Он снял 20 фильмов, написал 14 сценариев. Говорил: «Я всегда ставлю только те произведения, которые мне близки, которые хочется играть. Так получилось и с Булгаковым. “Дни Турбиных” – моя давняя страсть. Может быть, потому, что я сам был мальчишкой в армии в Николкином возрасте и не раз ходил на этот спектакль в художественный театр. Мне хотелось самому очутиться на сцене, быть на месте Николки». ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «ДНИ ТУРБИНЫХ», РЕЖИССЁР В. БАСОВ, 1976 Г. Голос за кадром: «Но это присказка. Главная же причина вот в чём. Мне хотелось напомнить зрителям о нашей истории, о нашем родстве с героями Булгакова, с их мыслями и чувствами. Ибо нет ничего хуже Иванов, не помнящих родства. Я привёл в гости к телезрителям не просто мыслящих, страдающих русских людей, но людей в погонах, офицеров. Давно уже презрительное и злое слово ”золотопогонник” стало анахронизмом. В войну мы все надели погоны, в том числе и я, 18-летний офицер. В фильме наша общая Россия, наша общая история. А историю нужно помнить». Леонид Млечин: Фильм поставлен по мотивам пьесы Михайла Афанасьевича Булгакова «Дни Турбиных». Булгаков умер слишком молодым, чтобы увидеть, как читающая Россия будет восторгаться всем, что он написал. Одну единственную пьесу «Дни Турбиных», которая понравилось Сталину, он увидел на сцене Московского художественного театра. Всё остальное, написанное Булгаковым, запретили, в том числе и роман «Белая гвардия», на основе которого написана пьеса. Это роман о Гражданской войне, о судьбе русской интеллигенции, о белом движении, а белые ведь были такими же русскими людьми и такими же русскими патриотами. Басов сам написал сценарий, сам сыграл в фильме. «Дни Турбиных» – важнейший фильм в его кинематографической карьере. Начинался новый этап в его творчестве. Но здоровье подвело. Такое ощущение, что Басова как-то всегда недооценили. Может быть, из-за его внешности, может быть, из-за его жизненных привычек, которые вызывали некий скандальный резонанс. Он куда более глубокая и серьёзная личность, если ты фильмы его анализируешь, чем он казался в жизни. Сергей Каптерев: Я полностью согласен, надо в первую очередь анализировать фильмы, и его собственные высказывания невероятно интересны. Я когда-то работал с его текстами о военном периоде, но когда мы перешли в мирное время, надо было как-то найти что-то особенное. Оказалось, что он очень много знал о том, о чём должен знать любой человек в обязательном порядке, и знал, как это донести до зрителей. И, конечно, это не только «Щит и меч», в конце концов, «Тишина», блестящий фильм, который тоже стал исторически, может быть, даже один из его самых вершин. Потом его работы «Время и семья Конвей», «Опасный поворот» – вот эти вот. Во многом это, конечно, человек явно недооцененный. Увы. Таких немало. Но вот это заезженное уже, что я говорю, что он куда-то не воплотился, воплотился. Всё в порядке. С этим более чем в порядке. Просто надо предположить, что не все люди – поэты. Он говорит: «Я делаю кинопрозу». Он был прозаик настоящий, который мешал фантазии и реализм. Леонид Млечин: Наверное, мы можем только пожалеть, что обстоятельства его жизни привело к тому, что он рано начал болеть и не снял, наверное, что-то ещё. Ничего неизвестно о каких-то его замыслах, что он хотел что-то ещё снять? Сергей Каптерев: Нет, мне неизвестно, потому что он был, как мне кажется, человек, который брался за задание, которое уже близко. Я большой поклонник таких кинематографических деятелей в лучшем смысле этого слова, которые берутся за работу даже, может быть, случайную иногда, но делают из неё неслучайные вещи. Мне кажется, что Владимир Басов был именно таким режиссёром, именно таким человеком. Владимир Торсуев: Он, когда на съёмочную площадку приходил, он как относился к тем людям, которые работают на этой съёмочной площадке? С тактом, с уважением и никаких даже мыслей о том, что ой, у него мания величия и так далее. Ну что вы! Наоборот. И поэтому он и любим и зрителями, и режиссёрами, и, как говорят, очень многими красавицами. Елена Санаева: Он приехал на съёмку, на картину «Нос». Мы были в экспедиции в Ленинграде тогда, ныне в Санкт-Петербурге. Он снялся в одной сцене замечательной совершенно, потому что гоголевский текст просто убийственный. Вы представляете, доктор приходит к человеку, у которого пропал нос, и он ему говорит: «Вы мойте это место холодной водой и будет точно так же, как будто нос у вас был. А если бы вы не подорожились, я бы купил у вас с удовольствием этот нос, держала бы в банке, так сказать, для обучения, может быть, для осмотра». Вот он сыграл эту сцену, и потом должна была быть ещё одна сцена. Он приехал и так, грубо говоря, был не в форме. А надо сказать, что картина была телевизионная. Это очень короткие сроки, это очень мало времени, очень мало денег на картину. И что делать? Надо снимать. Его нет. Его отправили обратно домой. И Быков, сейчас уже можно это сказать, пригласил сыграть роль доктора изумительного совершенно актёра – Стржельчика. И он сыграл, всё нормально, вроде сцена довольно большая была. И когда Быков посмотрел материал, было видно, что этот изумительный совершенно актёр не попадает ни в образ, ни в ткань фильма. И тогда дождались, когда подлечился Владимир Басов. Приехал, блестяще сыграл. ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «НОС», РЕЖИССЁР Р. БЫКОВ, 1977 Г. Голос за кадром: «Последние три года жизни он был разбит параличом, рассказывал его сын Владимир Басов. – Несмотря на это, закончил начатую картину, написал два сценария и осилил следующий фильм, последний. Большую часть времени проводил в постели, курил, смотрел телевизор, читал. Он жил без оглядки, красиво, делал добро, не требуя отдачи, а просто, походя». Леонид Млечин: Он был человеком страсти, поэтому самые красивые женщины не могли перед ним устоять. Но некоторые его слабости плохо сказывались на его здоровье. Он страдал то от одного серьёзного недуга, то от другого, и рано ушёл из жизни. Но мы, простые зрители, ничего об этом не знаем и просто наслаждаемся всем тем, что Владимир Павлович Басов создал для нас на экране и как режиссёр, и как сценарист, и как актёр.