Леонид Млечин: «Общественное телевидение России» и Всероссийский государственный институт кинематографии рассказывают о наших самых талантливых режиссерах – выпускниках ВГИКа. Наш сегодняшний герой – режиссер, актер, сценарист и одновременно видный общественный и политический деятель, депутат Государственной Думы, председатель думского комитета по культуре – это народный артист России Станислав Сергеевич Говорухин. Да, если бы он снял один только сериал «Место встречи изменить нельзя, уже за это мы были бы ему благодарны по гроб жизни. СТАНИСЛАВ ГОВОРУХИН. МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ Леонид Млечин: Говорухин – человек яркий, разносторонний, одаренный. И он пробовал себя в жизни в разных ролях. Он же даже в президенты баллотировался. Никогда не забуду: сидели в узкой компании, и он вдруг стал рассказывать о том, как решил стать режиссером. Совсем юным оказался в городе – в месте, где шла съемка художественного фильма. Множество людей, техники. Все бегают, что-то делают. А один человек отдает указания. Один человек сидит в кресле с надписью «Режиссер». Говорухин говорит: «Ну, конечно же, я понял, что я должен стать режиссером. Карен Шахназаров, кинорежиссер, сценарист, народный артист РФ, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм»: Он был очень внутренне неспокойный человек, при всей внешней его... Я даже думаю, что, может быть, эта вот маска его, она ему была нужна – именно в силу того, что у него вообще там, внутри, все бурлило, все кипело. Это был, я не знаю, как кипящий чайник. И если еще открыть крышку – все бы выплеснулось. Поэтому, мне кажется, он как бы это все внутри себя держал. Какой-то определенный образ у него был такой: как бы этакого вроде денди, джентльмена – трубка, то-сё там, кепка. Он такой был: вроде бы он такой немного циничный, немного такой отстраненный. Нет, ничего подобного. Голос за кадром: Когда в 1979 году вышел его сериал «Место встречи изменить нельзя», успех был ошеломляющий. Сам Станислав Сергеевич с удовольствием вспоминал: «Во время показа страна вымирала: прекращались преступления и срывались всенародные праздники. Люди сидели у телевизоров». ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ», РЕЖИССЁР С. ГОВОРУХИН, 1979 Г. Голос за кадром: А ведь снимать фильм по сценарию братьев Вайнеров и играть в нем главную роль собирался Алексей Владимирович Баталов – народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий. Совсем другой был бы фильм. Но Баталов передумал. Говорухин выбрал на главную роль Высоцкого. ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ», РЕЖИССЁР С. ГОВОРУХИН, 1979 Г. Голос за кадром: Станислав Сергеевич вспоминал: «Когда мы познакомились в общежитии ВГИКа, я услышал, как он поет, и почему-то сразу понял, что он настоящая личность, будущая звезда. Хотя поначалу его мало снимали. Я позвал его в свой фильм и увидел его актерский талант во всех гранях. Кстати, после фильма вышла первая пластинка Высоцкого. Леонид Млечин: Высоцкого вроде как не он один знал, а ему одному пришло в голову, что этот человек в кадре сыграет главную роль, споет, и вся страна будет восхищена. Карен Шахназаров: Владимир Семенович, конечно, он – то есть он делает эту картину. ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ», РЕЖИССЁР С. ГОВОРУХИН, 1979 Г. Карен Шахназаров: Вот его убери – и она все-таки будет хорошей, но не настолько яркой. Поэтому это, конечно. И это вот заслуга Славы, что он выбрал его. Потому что Высоцкий – он как-то котировался, конечно, как актер. Те, кто его знали и там, в театре, конечно, его работы. Но в кино-то у него не было так уж много таких, я бы сказал, ярких работ. И не так часто его снимали. А вот эта – сразу его сделала одним из лучших вообще актеров Советского Союза. Леонид Млечин: Я ходил же как зритель и смотрел Высоцкого в театре, потому что я знал его песни. А так я, возможно, и не обратил бы на него внимания. А здесь Говорухин сделал из него – действительно невероятно. Карен Шахназаров: А он же с ним дружил. Вообще он его, можно сказать, приметил-то давно. Он же у него в «Вертикали» еще снимался, когда он совсем и Слава был совсем молодой. Там первая его, по-моему, первая его картина «Вертикаль» была. Думаю, что во многом киносудьба Высоцкого – это благодаря Говорухину. Леонид Млечин: Скажите, пожалуйста, а он какие свои фильмы вспоминал с удовольствием? Так вот, в разговорах с вами? Карен Шахназаров: «Место встречи». Да, он гордился этой картиной. И, ну не то, что он постоянно об этом говорил, но это проскакивало. Поскольку, я говорю, мы с ним плотно общались. И эта картина, конечно, она была для него такой важной частью его биографии. Он ее помнил, гордился ей. Голос за кадром: Станислав Говорухин родился в 1936 году. Когда ему было два года, отца арестовали. И он его никогда не увидит. Отец погиб в лагере. ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «ТАК ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ», РЕЖИССЁР С. ГОВОРУХИН, 1990 Г. Голос за кадром: Станислав Сергеевич вспоминал: «Почему мама скрывала от меня судьбу отца и даже сожгла фотографии? Потому что время было жестокое: детей репрессированных родителей ждала судьба тяжелая – могли быть неприятности и с комсомолом, и с поступлением в институт». Он окончил геологический факультет Казанского государственного университета имени Ульянова-Ленина. Работал геологом. А потом перешел на телевидение и понял: это его мир. Поехал в Москву и поступил во ВГИК. Сергей Каптерев, Ph.D., ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра ВГИК: Станислав Сергеевич Говорухин учился у Якова Сегеля – прекрасного, кстати, режиссера. Вспомним: «Дом, в котором я живу», где он был... Леонид Млечин: И сценариста, и актера. Сергей Каптерев: Да-да-да! То есть разностороннего человека. И если повезло с мастером – а во ВГИКе часто очень везет, да – то, наверное, можно себе представить Говорухина и слушающим, и внимающим даже. Я бы сказал так. Голос за кадром: Народный артист России Яков Александрович Сегель прошел всю войну: командовал батареей «сорокапяток» – 45-мм противотанковых орудий. На творческом вечере в Доме кино говорили об изумительном кинематографе Якова Сегеля. Свежий, румяный, с легким точным диалогом, акварельной музыкой, чудесными актерскими работами, в меру острый и в меру сентиментальный, с хорошей долей оптимизма и легкой рябью скепсиса – всегда современный. И всему этому мастер учил молодого Говорухина, который успешно окончил режиссерский факультет ВГИКа. Сергей Каптерев: Вышел-то он сразу достаточно крепким режиссером. Даже в самом ВГИКе, когда он снял «Аптекаршу» по Чехову. Это очень хорошая, крепкая работа, которая показала его как будущего, в лучшем смысле этого слова, крепкого очень режиссера. Видно, что это классное, качественное кино. Чехова ставили очень часто во ВГИКе. Очень часто. Это самый такой режиссерский, короткий метр. Понятно почему. И в основном мы, конечно, судили о Говорухине по этому фильму. Это заслуженная работа. Заслуженная, правильная работа. ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «АПТЕКАРША», РЕЖИССЁР С. ГОВОРУХИН, 1964 Г. Голос за кадром: «Аптекарша» – короткометражная черно-белая лента, в которой снялись известные актеры, – работа третьекурсника Станислава Говорухина. Сергей Каптерев: Он пришел к пониманию того, как надо писать. Я имею в виду сценарии. Все-таки там «Тайны мадам Вонг», «Пираты XX века». Он там перешел через русскую литературу, через короткие формы, где Чехов успевал на десяти страницах сказать очень много. Когда было 100 страниц, иногда люди терялись, куда-то уходили в сторону. Здесь нет. И вот здесь, мне кажется, мы можем говорить о том, что он уже студентом очень внимательно относился к русской культурной традиции. Голос за кадром: Говорухина взяли на Одесскую киностудию, где он вместе с другим выпускником ВГИКа, Борисом Валентиновичем Дуровым снял приключенческий фильм «Вертикаль», в котором сыграл Высоцкий. В этой ленте Владимир Семенович играл и пел. После выхода «Вертикали» на экран все они проснулись знаменитыми. ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «ВЕРТИКАЛЬ», РЕЖИССЁР С. ГОВОРУХИН, 1967 Г. Леонид Млечин: Да. Есть ощущение, что для него зрительский успех имел колоссальное значение. Он достаточно презрительно так о критиках, критике высказывался всегда. Ему важно было, чтобы зритель валом валил на его фильмы. Сергей Каптерев: Несомненно. Уже с «Вертикали» – фильм, который, в общем-то, занял одно из важных мест в прокате того времени. Мы можем сказать, что уже с «Вертикали» он начал работать именно как зрительский режиссер. В этом нет ничего зазорного. Я, например, считаю, что это очень большое достоинство. Будь-то «Робинзон Крузо», будь то «Дети капитана Гранта», будь то «Место встречи изменить нельзя». Леонид Млечин: Ну, то есть гениальные... Сергей Каптерев: Вайнеры. Да-да-да! Конечно, он понимал, что увлекательность фильма – это залог того, что зритель пойдет на него с большим интересом. Леонид Млечин: Но как он это чувствовал? Высоцкого все знали в этом достаточно узком кругу. Но он первый угадал, что он так классно сыграет и споет в кадре! И все будут ходить на Высоцкого. Ну ведь это он первый. Сергей Каптерев: Да! Во-первых, он тему альпинизма, которая ему близка была. Он же потом еще и в «Белом взрыве». Это военный... Леонид Млечин: Да. И чуть не погиб. Да. Голос за кадром: Станислав Говорухин снимал еще один фильм об альпинистах – «Белый взрыв». Действие происходит в годы войны, когда немцы пытались захватить Кавказ. Во время съемок вертолет с режиссером врезался в скалу и упал. Станислав Сергеевич вспоминал: «Шансов выжить абсолютно не было: вертолет развалился на куски. Но по какой-то странной причине Господь отвел: не взорвался и не загорелся. Все поломались, но все выжили. Конечно, это событие навеки запечатлелось в моем сердце. Этот день я считаю самым счастливым в моей жизни». В его фильме снимаются замечательные актеры: Армен Джигарханян, Людмила Гурченко, Сергей Никоненко и, конечно же, Высоцкий. Сергей Каптерев: И мне кажется, что он как-то угадал, что вот Высоцкий с его голосом, даже с тембром голоса – вот он подойдет к такому героическому и одновременно ироничному немножко, да, комментарию на тему фильма. Ведь песни Высоцкого – это всегда комментарий к чему-то. ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «БЕЛЫЙ ВЗРЫВ», РЕЖИССЁР С. ГОВОРУХИН, 1969 Г. Голос за кадром: Говорухин снимает один приключенческий фильм за другим: «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «В поисках капитана Гранта», «Десять негритят» по книге Агаты Кристи. Все его ленты бьют рекорды зрительского внимания. Карен Шахназаров: Он любил жанровое кино. Всегда продвигал эту идею. И правильно продвигал. Потому что у нас жанровое кино всегда в загоне было. У нас, в принципе, в советском и в русском кино вообще жанровое кино не самая сильная наша эта. И их мало – жанровых картин: хороших детективов, приключенческих фильмов. Таких вот, понимаете. Чего, надо сказать, довольно много, прежде всего в американском кино. Слава вот эту идею всегда продвигал. И пробовал себя: то он там... Он очень любил вот это: Жюль Верн там. Он сам был вот из этой породы жюль-верновских героев, понимаете? То есть он всегда пытался делать что-то такое, чего он раньше не делал. Пытался в какую-то другую уйти сторону и что-то делать в кино, совсем непохожее на то, что он раньше делал. И поэтому это тоже, например, у меня, всегда вызывало огромное уважение. ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «ЖИЗНЬ И УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ РОБИНЗОНА КРУЗО», РЕЖИССЁР С. ГОВОРУХИН, 1972 Г. Леонид Млечин: Говорухин продолжает какую-то традицию в отечественном кинематографе, вот с таким динамическим кино? Или он вообще наособицу у нас? Сергей Каптерев: Да вообще-то у нас не особенно как-то это было развито. Жанр часто воспринимался скептически. Леонид Млечин: Ну, это как второстепенное. Сергей Каптерев: Да. Как помнится, Чухрай говорил: была ведомственная эстетика такая. И в нее жанр не входил, как правило. Мы знаем: были «Дети капитана Гранта». И, более того, Дунаевского мелодии используются в его версии, в говорухинской версии Гранта. Но в общем и целом это скорее единичный случай, чем какая-то последовательная эстетическая. Будем говорить так. Все равно это жанр – не жанр, это эстетика определенная. Он всегда делал ставку на сюжет. И «Десять негритят», если вы возьмем, какой там ансамбль актеров! И он еще умел детективную историю, которая требует такого ансамбля на бумаге даже. Агата Кристи все-таки. И здесь он умел это воплотить зрительно: в виде актерской игры, в виде схлестывания разных характеров. Это потрясающе! ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «ДЕСЯТЬ НЕГРИТЯТ», РЕЖИССЁР С. ГОВОРУХИН, 1987 Г. Леонид Млечин: Ей же, как писателю-детективщику. В анамнезе должен заметить, что у него ведь стрельбы же очень мало. У него детективный сюжет развивается психологически гениальными актерами. И ты все равно следишь, не отрываясь. И при этом ничего не происходит: из окна там никого не выбрасывают фактически. Сергей Каптерев: Да. Ну, даже если возьмем его последнюю режиссерскую работу – «Конец прекрасной эпохи». Довлатов. Это тоже в своем роде какая-то история, такой триллер. Советский триллер конца «оттепели», скажем так. Потому что человек попадает в историю. Вынужден уволиться, уехать обратно. То есть он всегда обращал на это внимание – будь то мелодрама, будь то детектив, будь то триллер. Леонид Млечин: Он кажется таким человеком закрытым, несклонным откровенничать на самом деле, пускать к себе в душу. Это результат трагических обстоятельств начала жизни, как вы думаете? Сергей Каптерев: Я с вами полностью согласен. У меня такое же впечатление. Естественно, я знаком с ним не был. Но он непохож на человека, который открыт для всего. Совсем нет. И даже его вот эти вот сюжетные фильмы. Ведь он очень сюжетный человек. И неслучайно он пользовался часто произведениями не русской литературы. Потому что русская литература более атмосферная, психологическая такая, еще что-то. Он брал крепкие истории (опять же вернусь к слову «крепкие») и делал из них фильмы. То есть он до конца старался работать с каким-то материалом, который бы скорее привлекал публику как что-то интересное, а не как то, где проявляется личность режиссера, сценариста. Он и актер, конечно, прекрасный. Карен Шахназаров: Первое впечатление всегда, что вот такой каменный человек с непроницаемым лицом. Очень такой как бы это. Но потом как-то выяснялось, что, несмотря на всю эту внешность, это огромного обаяния человек – с чувством юмора, какой-то феноменальной эрудиции. Он прозу Гоголя наизусть знал. Он мог не просто там процитировать какое-нибудь место из «Мертвых душ», он мог страницы просто цитировать наизусть. Он был, конечно, совершенно невероятного обаяния человек. И очень-очень человечный. Очень такой вот. Вот первое впечатление такое. В общем, он всегда помогал людям. Причем часто совершенно незнакомым людям помогал. Поэтому эта его внешняя такая неприступность, она сочеталась вот с таким очень порой легкомысленным характером. Леонид Млечин: А мне еще казалось, что он был человеком сильных страстей. Я его несколько раз видел в казино. Карен Шахназаров: А он азартен был. Да, он ходил в казино. Вот тут, через дорогу было Мосфильма казино, и он туда частенько ходил. Он очень любил жизнь во всех ее проявлениях. Вот во всех проявлениях. Он был необыкновенно динамичен в этой жизни. Он там чем только не увлекался: и альпинизмом, и какими-то туристическими походами. И вообще он не мог находиться, мне кажется, в каком-то замкнутом пространстве. Голос за кадром: Но интересно, что при этом у него была невероятная страсть еще и к общественной жизни. Он умудрялся все как-то совмещать, что не у всех получалось. Его фильмы, конечно же, отражали эпоху, но и отражали его страстное желание участвовать в этой эпохе. А потом он просто занялся политикой. В 1994 году его впервые избрали депутатом Государственной Думы, и с небольшим перерывом он оставался депутатом до конца своей жизни. Станислав Говорухин хорошо рисовал. Устраивались его выставки. Он рассказывал: «Каждый режиссер должен выучиться рисовать. Каким видишь будущий кадр: как это объяснить соратникам, оператору, художнику? На пальцах? Режиссер, не умеющий рисовать, все равно рисует. А куда денешься? Как объяснишь?» Екатерина Гусева, актриса театра и кино, заслуженная артистка России: Один из его последних фильмов – картина «Weekend» – ч/б изображение, такой французский нуар. Очень красивая, стильная картина. Когда он пригласил меня уже сниматься в картину, именно пригласил на встречу, никаких проб не было. Моя-то задача была его очаровать. А я сидела просто как, даже не знаю, как пробка вот: молчала, ничего не могла. Не могла быть ему собеседником. Просто с открытым взором, с открытым ртом внимала всему, что он мне говорил. Он мне выложил всю свою фильмографию на дисках. А добил он меня альбомом своей живописи. Вот такой вот альбом – толстая книга. Начинается все с раскадровок, со студенческих. Потом шаржи на друзей, на знаменитых людей. Потом этот карандашный рисунок переходит в акварельки, а потом это масляные полотна. Я говорю: «Зачем же вы подписывались-то: «Станислав Говорухин»? Если бы вы там Пупкин, Тютькин, Иванов, Петров, Сидоров взяли бы псевдоним, вы бы уже выставлялись там, я не знаю где». Это выдающиеся полотна, работы его как художника! Я говорю: «А как? Как, Станислав Сергеевич, как это возможно?» Он говорит: «Ну а что? Сидишь, куришь. Они там пока там то мглявость ждут, то какую-то изморозь. То рельсы выкладывают кругом, то полукругом. Время идет, и нечего делать». Я говорю: «Ну это же невозможно. Ну...» И в принципе, он начал писать картины где-то в 60+. Я говорю: «Ну это же насмотренность». «Ну да. Хожу, смотрю: как там. Ну, малюю сижу». Это удивительный, человек талантливейший! Сергей Каптерев: Я видел каталог, но я не ожидал его художественности. Но там все это есть. Действительно, это человек, который мыслит кадром. Который знает, что надо готовиться к этому. Одна из его особенностей Станислава Сергеевича Говорухина – это то, что видна тщательная подготовка к фильму. Это же важнейшая вещь даже с точки зрения экономики кино. Ты готовишься – с тем, чтобы потом максимально облегчить съемку, то есть удешевить ее. Вот у него, мне кажется, вот эта подготовка к фильму очень серьезно видна. У нас на здании ВГИКа висит мемориальная доска, посвященная Станиславу Сергеевичу. И она, наверное, не только мемориал режиссеру, но и мемориал общественному деятелю. Это очень важно. Голос за кадром: В начале девяностых Говорухин с присущим ему темпераментом снял несколько публицистических фильмов: «Так жить нельзя», «Россия, которую мы потеряли», «Великая криминальная революция». Их смотрели и горячо обсуждали. И ленту «Александр Солженицын». В ту пору знаменитый писатель еще жил в Соединенных Штатах. Он вернется в Россию в 1994 году. Карен Шахназаров: «Так жить нельзя», помните? Он такой был как бы очень резкий, критикующий советскую действительность. Тогда он сыграл такую важную роль вообще в процессе перестройки. Этот его тон, категорически его в последние годы не принимал. Вплоть до того, что однажды, я помню, мы сидели с ним. Я чего-то ему. И он говорит: «Это вообще не моя картина. Это ко мне не имеет отношения». Я говорю: «Ну, Слав. Ну все равно ты. Так не бывает». Он говорит: «Нет! Я не хочу его даже признавать. Я вычеркнул его из своей биографии». То есть тот результат, к которому привело все, он этого не принимал. И в какой-то степени, видимо, считал себя ответственным. Хотя на самом деле он показал то, что было. Сергей Каптерев: Он любил мораль в фильмах. Она всегда практически есть. Иногда очень завуалированно. Но без этого – нету. Вот это все проявилось в его публицистике, в кинопублицистике. Да. В большей степени. Но ведь мораль есть везде. И в том же «Weekend», который он сам не очень. Как бы был немножко, видимо, разочарован. Пытался как-то его доработать. Есть это и в «Месте встречи». Есть! Точно. И, в общем-то, он всегда был не моралистом, а человеком, который учитывал то, что моральное завершение фильма так же важно, как и его сюжетное завершение. Я думаю, что это показатель очень высокого класса. ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «WEEKEND», РЕЖИССЁР С. ГОВОРУХИН, 2014 Г. Екатерина Гусева: Мне и моим партнерам он позволял, если не все, то очень много. Он как будто бы и шел за артистом. Он выбирал артистов. Это не были опять-таки для картины «Weekend» пробы. А это были, в общем-то, артисты, которых он пригласил. Он заранее там пасьянс свой раскладывал, как гроссмейстер шахматную партию. И он четко знал: значит, королева вот у меня будет там белая – Пересильд, черная королева – Гусева. И так далее. Вот он заранее знал, с кем будет работать. И он нас хотел выслушать. Мы обсуждали этот сценарий, каждый свою роль. Фантазировали. И он шел за артистом. Голос за кадром: В 1999 году Говорухин снял фильм «Ворошиловский стрелок». Главную роль со свойственным ему блеском сыграл Михаил Александрович Ульянов – народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий. Фильм стал событием. О нем много спорили. ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «ВОРОШИЛОВСКИЙ СТРЕЛОК», РЕЖИССЁР С. ГОВОРУХИН, 1999 Г. Голос за кадром: В 2005-м вышла лента «Не хлебом единым» по знаменитому роману Владимира Дмитриевича Дудинцева – фронтовика, четырежды раненного на войне, который в конце пятидесятых описал историю изобретателя, вновь и вновь отвергаемого бюрократической системой. Читатели были потрясены искренностью автора, описавшего бесчеловечную бюрократическую систему. Говорухин чувствовал, что волнует общество. В 2015 году он закончил фильм «Конец прекрасной эпохи». Это его последняя лента. ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «КОНЕЦ ПРЕКРАСНОЙ ЭПОХИ», РЕЖИССЁР С. ГОВОРУХИН, 2015 Г. Карен Шахназаров: В нем была еще такая авантюрность, какая-то очень обаятельная. Он же принимал участие там в выборах, президентских выборах. И я помню: он, значит, мы с ним. Где-то это было? Как-то мы оказались вместе в Одессе. Это был как раз, как раз перед 1996 годом, когда он очень активно в политике принимал участие. Сидим, значит. И он говорит: «А как думаешь, я вот хочу в выборах президентских поучаствовать?» А Сашка Бородянский говорит: «Слушай, Слав, ты чего?» Как бы тебе типа, зачем тебе это надо? Он говорит: А что? Ты вот спроси сейчас из каждых десяти, кто мимо пройдет, восемь скажут, что Говорухин – лучший кандидат». Сашка говорит: «Да, это правда! Ты действительно лучший. Но это не значит, что тебя выберут». То есть он в самой гуще. Он обожал быть в гуще событий. Для него это была вот такая вот жизнь. Вот история идет. А действительно он в ней принимал самое активное участие. Голос за кадром: В Государственной Думе Говорухина избрали председателем комитета по культуре. Карен Шахназаров: Он был замечательным председателем комитета. Потому что он так много тогда сделал для кино, между прочим. И он все время чего-то нас собирал, приглашал. Какие-то эти. Он там все время продвигал какие-то бесконечные идеи. И он там очень много тогда полезных вещей сделал вообще для культуры, для кино. Он не был депутатом, который вот сидит и, строго говоря, и ладно. Он все время чего-то там предпринимал. Леонид Млечин: Можно говорить о каких-то там традициях Говорухина вообще в кинематографе?.. Сергей Каптерев: Он очень уважаем. Очень уважаем – старшим поколением точно. Младшие просто иногда не успевают его освоить. И я надеюсь, что это пройдет. Потому что сделать хороший телесериал, не зная «Место встречи», мне кажется, практически невозможно. Леонид Млечин: Да. Сергей Каптерев: И более того, опять же вот этот вот снобизм по отношению к жанровому кино, который у нас, судя вот по количеству жанровых фильмов, присутствовал всегда. Хотя и «Война и мир» – это жанр. Военный фильм во многом. И вот это да. Наверное, как-то барьер был такой. Стеночка. Вот. Которая мне лично не импонирует совсем. Потому что я считаю, что, если есть человек, который в нашей культуре работает по-другому, чем принято работать, так он еще более интересен и делает всю культуру еще более интересной. Екатерина Гусева: Он никогда не производил впечатления. У него не было цели произвести на кого-то впечатление. Он был таким, какой он есть – и в кадре, и вне кадра, и в интервью. И вообще, когда его никто не снимал. Ну, таковы мои наблюдения за ним. Карен Шахназаров: Абсолютно выдающийся вообще персонаж. И то, что, конечно, он много сделал, будучи у Владимира Владимировича начальник штаба. И он там – я помню, я сам приходил к нему в штаб – у него там была бурнейшая вообще деятельность. Те, кто думают, что Станислав Сергеевич тогда просто как бы, ну как бывает тоже: назначили, а там само собой все. Нет! Он не мог так. Он все время, ему до всего было дело. Я помню: на похоронах у него, когда он ушел, и Владимир Владимирович пришел и сказал хорошие слова, он сказал: «Он был избранный». Вот это я запомнил. Он сказал: «Он был безусловно избранный». Это абсолютно правда. Он был избранный. Вот это такой человек был избран. Он был во всех смыслах необыкновенен.