Вячеслав Тихонов
https://otr-online.ru/programmy/igra-v-klassiki-andrey-tarkovskiy/vyacheslav-tihonov-66642.html Леонид Млечин: Общественное телевидение России м Всероссийский государственный институт кинематографии продолжают рассказ о наших знаменитых режиссёрах и актёрах. Полвека назад на экраны вышел телесериал «Семнадцать мгновений весны». Да когда его показывали, улицы пустели! И 95 лет назад родился актёр, который сыграл в «Семнадцати мгновениях» главную роль, Вячеслав Васильевич Тихонов. Народный артист СССР, лауреат Ленинской и государственных премий. Да что премии! Когда весь народ посмотрел этот фильм, он стал кумиром. И мы поговорим сегодня о Тихонове с теми, кто его знал, со знатоками кинематографа и разведки.
На территории штаб-квартиры Службы внешней разведки России есть один памятник, посвящённый тому, кто олицетворяет профессию разведчика. Это памятник Вячеславу Тихонову, который в сериале «Семнадцать мгновений весны» полвека назад так блистательно сыграл советского разведчика. А как профессионалы, на самом деле, относятся к Штирлицу? К Тихонову? Какие качества в реальности нужны разведчику? Об этом мы сейчас спросим человека, который точно это знает, – у руководителя Службы внешней разведки Российской Федерации Сергея Евгеньевича Нарышкина.
Вы помните, как вы смотрели? Мне кажется, что тогда смотрели абсолютно все советские люди этот фильм. Вы помните, где, когда это происходило?
Сергей Нарышкин: Я всё, конечно, помню. Это было лето 1973 года, август месяц. Я в это время работал в составе студенческого строительного отряда, и у меня не было технической возможности посмотреть фильм при первом показе. Но, конечно, я потом услышал восторженные отклики, мнения и моих родителей, и многих знакомых, читал о фильме в прессе. Прочитал в одном из толстых журналов, по-моему, это был журнал «Москва», роман Юлиана Семёнова «Семнадцать мгновений весны». И когда эту киноленту по телевидению показывали уже второй раз, помню, вместе с семьёй мы удобно расположились у экрана нашего старенького, но доброго чёрно-белого «Рубина» и принялись смотреть эту ленту. И помню, что буквально с первых минут она приковала полное наше внимание, моё внимание и не отпускала до последнего мгновения последней серии этого фильма.
Леонид Млечин: Будущее не открыто, но вы тогда, когда смотрели на Тихонова, игравшего Штирлица, вы думали, такой разведчик, действительно, был или были захвачены просто этой потрясающей игрой народного артиста?
Сергей Нарышкин: Надо сказать, что я понимал, что это художественный фильм, и понимал, что всё-таки это художественный образ, героический, выдающийся, образ выдающегося советского разведчика-нелегала, и это оказалось, на самом деле, именно так.
Леонид Млечин: Вы учились в серьёзном заведении, вы собирались освоить очень важную профессию. В какой степени фильм «Семнадцать мгновений весны» повлиял на то, что вы потом всё-таки изменили свою профессию, или не до такой степени он произвёл на вас впечатление?
Сергей Нарышкин: В студенческие годы сама профессия «разведчик» казалась чем-то далёким, почти сказочным, а сами разведчики – такими небожителями, если хотите. Когда я посмотрел фильм, конечно, на меня произвёл впечатление и сам фильм, и этот героический персонаж. И, конечно, в моём сознании остались следы. И, наверно, это был предпоследний курс института, Ленинградского механического института, когда мне поступило предложение пойти после окончания института работать в Комитет государственной безопасности, и я, по-моему, почти без промедления принял это предложение. И, наверно, просмотр фильма и судьба главного героя – советского разведчика-нелегала, полковника Исаева – сыграла в этом моём решении свою роль, потому что в моём сознании образ сотрудника Госбезопасности прежде всего ассоциировался с образом разведчика именно полковника Максима Максимовича Исаева, хотя это был не единственный и, может быть, даже не главный мотив, потому что всё-таки большое значение для выбора профессии, особенно профессии разведчика, имело, наверно, и имеет воспитание в семье, в школе, потом в студенческом коллективе. Но тем не менее и талантливая игра Вячеслава Тихонова сыграла свою роль и, очевидно, не только для меня. Когда я уже приступил к практической работе в подразделении разведки, я от моих коллег слышал такой же отзыв, и они тоже находились под влиянием этой талантливой, искромётной, если хотите, игры Вячеслава Тихонова и под влиянием созданного им замечательного кинообраза.
Леонид Млечин: Вот я и хотел спросить о ваших коллегах: много ли людей, которые были настолько захвачены этим образом, что сами захотели стать разведчиками?
Сергей Нарышкин: Я ещё раз повторю, что это, наверно, не единственный мотив, но для многих это сыграло свою роль в выборе профессии.
Леонид Млечин: Позволю себе спросить: а не было ли потом разочарования? У него такая полная приключений жизнь, которая, может быть, не всегда бывает у реального разведчика?
Сергей Нарышкин: Конечно, у кого-то, наверно, было, как вы говорите, и разочарование, но в основном нет, нет, конечно.
Леонид Млечин: Штирлиц стал, действительно, в нашем представлении, в представлении обычных людей олицетворением этой профессии. Скажите, а в реальной жизни насколько этот образ соответствует профессиональной жизни настоящего разведчика или это всё-таки разные вещи?
Сергей Нарышкин: Фильм блестящий и образ, созданный Вячеславом Тихоновым, блестящий. Он поражает своей удивительно исторической достоверностью, чего, на самом деле, нет или почти нет. Я объясню почему. Но фильм основан в основном на реальных фактах, на реальных фактах того, что союзники Советского Союза в лице Соединённых Штатов Америки и Великобритании предпринимали несколько попыток начать сепаратные переговоры с фашисткой Германией. И в архивах и Службы внешней разведки сохранились соответствующие материалы, да и в нескольких государственных архивах есть материалы, документы, которые свидетельствуют именно о таких попытках. Если вы не против, я займу вашу минуту, чтобы процитировать письмо Сталина президенту Рузвельту, оно касается как раз этих событий, письмо датировано 7 апреля 1945 года. Вот что пишет Сталин: «Мы, русские, думаем, что в нынешней обстановке на фронтах, когда враг стоит перед неизбежностью капитуляции, при любой встрече с немцами по вопросам капитуляции представителей одного из союзников должно быть обеспечено участие в этой встрече представителей другого союзника. Американцы же и англичане думают иначе, считая русскую точку зрения неправильной. Исходя из этого, они отказали русским в праве на участие во встрече с немцами в Швейцарии. Я продолжаю считать русскую точку зрения единственно правильной, так как она исключает всякую возможность взаимных подозрений и не дает противнику возможности сеять среди нас недоверие». И дальше в этом же письме Сталин даёт оценку работе советской внешней разведке, которая, собственно, добыла и предоставила высшему руководству страны соответствующую информацию. Вот что пишет Сталин: «Что касается моих информаторов, то уверяю Вас, это очень честные и скромные люди, которые выполняют свои обязанности аккуратно и не имеют намерения оскорбить кого-либо. Эти люди многократно проверены нами на деле». Кроме того, у творческого коллектива, возглавляемого Татьяной Лиозновой были замечательные консультанты. К примеру, Анна Камаева – разведчица-нелегал, если хотите, прообраз радистки Кэт. И многие другие сотрудники Первого главного управления КГБ СССР – так называлась разведка – в ту пору консультировали создателей фильма, и, наверно, это отчасти сделало фильм таким, что зритель подчас воспринимает персонажей как реально живших людей.
Леонид Млечин: Зная ваш интерес к истории, я хотел бы спросить, Сталин точно сказал о скромности ваших коллег, она очень велика, это много утаивает от нас. Но скажите, в реальности, теперь как руководитель внешней разведки вы точно можете сказать: а какие, на самом деле, качества нужны разведчику? Те, которые Тихонов привёл в роли Штирлица, или какие-то другие?
Сергей Нарышкин: Вы знаете, разведка – это очень специфическая сфера деятельности, и работа разведчика-оперативник не выносит шаблонов. Работа связана с людьми, необходимо умение устанавливать и развивать контакты. В некоторых случаях сопереживать своим визави, проявлять, когда это нужно и когда это уместно, чувства, которые у нас по-прежнему называются «человеческие чувства». Эти качества необходимы для формирования разведчика-профессионала. Кроме того, большая заслуга творческого коллектива фильма «Семнадцать мгновений весны» состоит в том, что они очень тонко и умело показали главное, что определяет успех сотрудника отечественной внешней разведки, применительно к фильму, что определило успех полковника Максима Максимовича Исаева, – это, конечно, бесконечное чувство Родины, чувство верности долгу, своей стране и твёрдое ощущение сопричастности к судьбе своего Отечества, конечно, помноженное на профессионализм.
Леонид Млечин: Вы сказали о способности сочувствовать и сопереживать, но разве это мыслимо для человека, который занимается таким опасным делом, на глазах которого происходит бог знает что? Не должен ли он, наоборот, быть внутренне холодным абсолютно? Иначе, как это выдержать всё?
Сергей Нарышкин: Нет-нет, всё-таки собеседник чаще всего чувствует сопереживания другого своего партнёра и здесь фальшь просто недопустима. Хотя, конечно, разведчик, особенно разведчик-нелегал, играет свою роль, ему приходится перевоплощаться, но тем не менее в контакте со своим визави, с собеседником он должен быть в определённом смысле искренним и эти человеческие чувства проявлять, без этого трудно работать.
Леонид Млечин: Это качества, которые даются природой, или этому научиться? Или нужно и то и другое?
Сергей Нарышкин: Я думаю, что отчасти это качество даётся природой, как вы сказали, но оно и воспитывается, воспитывается и в семье, и в школе, и в процессе профессиональной подготовки, и в профессии – в практической работе.
Леонид Млечин: Те, кто предложил вам пойти на службу в разведку явно не промахнулись, а как, на самом деле, это определить? По глазам? Как это вообще происходит? «Вот из него получится разведчик», – вы можете это сказать, поглядев на человека?
Сергей Нарышкин: Это очень трудоёмкая система отбора, если вы об этом говорите. Да, трудоёмкая система отбора, которая в работе, предположим, с одним молодым человеком-кандидатом на службу в разведке занимает довольно продолжительное время. Внимательно изучаются его, конечно, личные качества и те, о которых мы с вами только что говорили. Это очень сложный кропотливый процесс и в этой работе нельзя ошибаться, ошибки дорого стоят.
Леонид Млечин: Я ещё хотел спросить. Жизнь меняется, и, наверно, меняется и профессия. Сейчас читаешь статьи, все говорят, что всё, разведка человеческая отойдёт в сторону, теперь искусственный интеллект заменит и аналитика, может быть, даже оперативника. Вы в своём профессиональном кругу тоже об этом говорите или это пока фантазия?
Сергей Нарышкин: Конечно, новые технологии, в том числе и технологии искусственного интеллекта активно внедряются в жизнь, в том числе и в деятельность разведки. Но что касается работы разведчика-оперативника, поле деятельности которого – это люди, то те качества, которые нужны разведчику-оперативнику, даже при нынешнем высоком уровне развития науки и технологий они трудно передаются на цифровой язык, поэтому в обозримой перспективе разведчика-оперативника не сможет заменить даже самое умное устройство.
Леонид Млечин: Если позволите, ещё хотел спросить. Сейчас современные средства наблюдения, повсюду контроль, всюду камеры. Как вообще в современном мире разведчик может работать при таком невероятном электронном поле? Потому что «все под колпаком», как в этом фильме сказали.
Сергей Нарышкин: Не скажу, как, но работать нужно и работать можно, и работают разведки, не только наша разведка, но и разведки других стран также находят возможность в таких условиях – в условиях электронного мира – работать и достигать результатов.
Леонид Млечин: Если позволите, ещё такого личного свойства вопрос. Сергей Евгеньевич, скажите: люди, которые всю жизнь пробыли разведчиками, что они потом в итоге вспоминают? Что для них самое главное? О чём они, приходя к вам, например, перед выходом на пенсию, рассказывают?
Сергей Нарышкин: Конечно, они увлечены этим миром, они увлечены своей профессией и вспоминают блестяще проведённые операции. И для каждого человека результаты своего труда являются важной составляющей и самооценки, поэтому, кроме тем иного характера, конечно, ветераны обсуждают свою прошлую работу.
Леонид Млечин: В самую трудную минуту, в самую тяжёлую в чём разведчик ищет поддержку, утешение? Как он себе помогает?
Сергей Нарышкин: Иначе перефразирую ваш вопрос, я бы его сформулировал таким образом: а что в большей степени помогает разведчику побеждать? И, отвечая на этот вопрос, я ещё раз повторю: это, конечно чувство Родины, чувство патриотизма, высокое чувство долга перед своим профессиональным коллективом и твёрдое чувство сопричастности к судьбе своего Отечества. Вот это главное.
Голос за кадром: Вячеслав Васильевич Тихонов родился 8 февраля 1928 года в городе Павловский Посад Московской области. Отец – механик на ткацкой фабрике, мать – воспитатель в детском саду. Его юность пришлась на войну. В 13 лет он пошёл в ремесленное училище, токарем трудился на военном заводе. Поступил в Московский автомеханический институт. А в 1945-м пришёл во ВГИК. И сначала не взяли, а потом, на наше зрительское счастье, передумали и приняли.
Анна Тихонова: Сначала он приехал поступать на актёра и поехал на «Мосфильм». Приехал, ему сказали: «А здесь не учат на актёра, – и сказали, – тебе в такое место, которое называется “ВГИК”». Тогда он поехал во ВГИК. Прошёл экзамены, читал всё, что он помнил со школы. Понятно, что тогда никто заранее не готовился. Всё, что знал из школьной программы, то он прочёл. Но, когда закончились экзамены, он не увидел своей фамилии в списке поступивших, и, конечно, это был такой для него первый в жизни удар. То есть он поехал, он сказал у себя в городе, что он будет в Москве учиться, и вдруг приехать туда и без результата. Он просто остолбенел и не знал, что ему делать, и стоял вот так в ступоре каком-то перед аудиторией. И вдруг оттуда вышел Бибиков.
Голос за кадром: Актёрской мастерской ВГИКа руководил актёр и режиссёр Борис Владимирович Бибиков вместе со своей женой Ольгой Ивановной Пыжовой – актрисой и режиссёром. Она училась в институте благородных девиц, играла в Театре Революции и во Втором МХАТе. Бибиков и Пыжова получили Сталинскую премию за постановку пьесы Сергея Владимировича Михалкова «Я хочу домой», написанную в разгар холодной войны.
Анна Тихонова: И папа говорит: «Я сказал ему с мольбой в глазах, наверно, я не плакал, как многие рассказывают, что плакал, нет, просто в глазах была мольба: возьмите меня, пожалуйста, я буду стараться, я сделаю всё, что могу». И вдруг Бибиков говорит: «Хорошо, приходи учиться осенью». То есть, видимо, ему запомнился этот паренёк, мальчиков тем более было мало, на фронте много погибло после войны, 45-й год был. Он ему сказал: «Приходи в сентябре. Но ты учти, что, но мы тебя берём на испытательный семестр. Это значит, что бесплатно, ты стипендию не получаешь и жить негде».
Сергей Каптерев: Конечно, у Вячеслава Тихонова были блестящие внешние данные, начнём с этого. А где-то, может быть, их в тот момент в кино не хватало. То есть вот это понимание того, что нужен актёр какого-то плана, который может оттенить других, контрастировать или, наоборот, вместе, например, с женским персонажем с каким-то сойтись, что и произошло блестяще позже в 57-м году в фильме «Дело было в Пенькове». Мне кажется, это очень важный момент. В конце концов, Тихонов – это советская звезда, у нас небосклон был другой, чем в Голливуде, но он был, и он звезда несомненная. И, видимо, они в нём эту звёздность и увидели.
ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «ДЕЛО БЫЛО В ПЕНЬКОВЕ», РЕЖИССЁР С. РОСТОЦКИЙ, 1957 Г.
Анна Тихонова: Ездил во ВГИК только поучиться, а обратно куда? Спать негде. Иногда оставался у друзей переночевать, иногда у родственников, но понимал, что он везде всех стесняет. И тогда на несколько часов надо было поехать хотя бы поспать домой. Как поехать? Электричек тогда не было, и он выбрал для себя поезд дальнего следования «Москва-Горький». Этот поезд ехал меньше других по времени, где-то, наверно, около часа. И он шёл туда, на перрон, ждал, когда будет поезд, потом его, как правило, отгоняли, говорили: «Иди отсюда, у тебя билета нет». Он понимал, что правильно – билета у него нет. Но, когда захлопывались двери, он вспрыгивал на подножку сзади у поезда, руками держался за поручень и так ехал этот час – в холоде, иногда дождь, ветер, осень, зима. Приезжал домой на несколько часов буквально, бабушка наваливала на него одеяло, всё, что было в доме тяжёлого, чтобы он быстрей заснул, забылся. И у него сохранилась на всю жизнь привычка спать, чтобы было тяжёлое одеяло, и даже иногда вторую подушку клал себе на ухо. А потом утром в 6 утра его будили, он не мог понять: что, зачем, куда учиться? Но, когда звучало волшебное слово «ВГИК», то тут сразу всё вставало на свои места, он понимал, что это как раз то, что он хочет, это его мечта.
Голос за кадром: Говорят, что в институтской характеристике написали: «Товарищ Тихонов отличается искренностью и большим актёрским обаянием, будет иметь большие перспективы на роли молодых героев».
Анна Тихонова: Был спектакль у них по Михаилу Светлову, где он играл одного из двух братьев-близнецов. Одного брата звали Налево, другого звали Направо. И потом, когда один брат погибает, то ему нужно было сыграть вот этот момент, что брат погиб, а ему надо было сказать слова, что «когда погибает великий человек, ему именем называют улицу, а я бы назвал его именем каждый переулочек, каждый переулочек». И у него это как-то не шло, и Бибиков ему сказал, что «ты знаешь, есть такие сцены, где бессилен режиссёр, здесь ничто не может помочь, кроме природы актёра». То есть надо, наверно, пережить какие-то похожие вещи, чтобы сыграть такие фразы.
Сергей Каптерев: Ситуация была тогда очень непростая, даже во ВГИКе, плёнки не хватало, ведь малокартинье – это серьёзный вопрос. Помните, некоторые фильмы снимало аж по три режиссёра, один из которых, например, был Пудовкин, второй был Юткевич. И они – будущие актёры или начинающие актёры, студенты ВГИКа – часто просто играли перед пустым экраном, и они получали огромную школу театральную внутри ВГИКа. И Бибиков, и Пыжова – это были люди театральные в первую очередь и которые считали, что именно театр даёт тот уровень подготовки, который позволяет актёру осуществиться и в кино.
Голос за кадром: В студенческие годы Тихонов снялся у Сергея Аполлинариевича Герасимова в фильме «Молодая гвардия» по известному роману Александра Александровича Фадеева.
ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ», РЕЖИССЁР С. ГЕРАСИМОВ, 1948 Г.
Голос за кадром: Но серьёзной заметной работы ждать пришлось долго, а пока играл в Театре-студии киноактёра.
Сергей Каптерев: И руководил его игрой Эраст Гарин ни много ни мало, человек с совершенно другим темпераментом, с другой подготовкой, человек на грани гротеска в своём подходе к актёрству и к режиссёрству. И вот здесь он получил всё, во ВГИКе, чтобы осуществиться по-разному.
Голос за кадром: 1957 году вышел на экраны фильм Станислава Иосифовича Ростоцкого «Дело было в Пенькове», где Тихонов прекрасно сыграл, да ещё и спел.
ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «ДЕЛО БЫЛО В ПЕНЬКОВЕ», РЕЖИССЁР С. РОСТОЦКИЙ, 1957 Г.
Голос за кадром: И в ленте «На семи ветрах» он тоже исполнил песню на слова Александра Аркадьевича Галича – автора сценария. Композитор – Кирилл Владимирович Молчанов.
ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «НА СЕМИ ВЕТРАХ», РЕЖИССЁР С. РОСТОЦКИЙ, 1962 Г.
Голос за кадром: Оценив Тихонова, его стали приглашать разные режиссёры, но сотрудничество с Ростоцким, пожалуй, самое плодотворное. Невероятный успех принёс фильм «Доживём до понедельника», где Тихонов сыграл школьного учителя. Таких учителей не бывает, но зрителям так хотелось, чтобы был. И, конечно же, девушкам очень хотелось встретить такого мужчину в жизни.
Сергей Каптерев: Я бы назвал среди достоинств Тихонова то, что это был мастер интеллектуальной мелодрамы. Мы сейчас мелодраму как-то и забыли, а ведь когда-то это был жанр номер один, и, плюс ко всему, он страшно разнообразен. Мы с вами понимаем, можно сыграть совершенно разных людей и привнести такую сдержанную мелодраматичность, у Тихонова это здорово получалось.
Анна Тихонова: Я знаю, что люди говорили, коллеги, что с ним работать очень-очень легко, у него очень хорошие глаза, которые все мы знаем по фильмам, но они же и помогали всегда партнёрам в кадре.
Голос за кадром: Тихонов сыграл в «Оптимистической трагедии», которая вышла на экраны 60 лет назад. В фильме – страсть, в фильме – красивая и темпераментна женщина, которая будоражит мужское воображение. Герои гибнут в бою – большая редкость для советского кинематографа, где положительным героям умирать не полагалось.
ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ», РЕЖИССЁР С. САМСОНОВ, 1963 Г.
Сергей Каптерев: Мы посмотрим «Оптимистическую трагедию» опять, он не играл Штирлица так, как он играл в «Оптимистической трагедии». И вот два полюса выдающихся. И «Оптимистическая трагедия» была признана лучшим фильмом года тогда зрителями, блестяще.
Голос за кадром: Потом Станислав Ростоцкий поставил по сценарию талантливого воронежского прозаика и драматурга Гавриила Николаевича Троепольского трогательный фильм «Белый Бим Чёрное ухо». За роль в этой ленте Тихонов получил Ленинскую премию.
ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «БЕЛЫЙ БИМ ЧЁРНОЕ УХО», РЕЖИССЁР С. РОСТОЦКИЙ, 1977 Г.
Голос за кадром: Вячеслав Васильевич сыграл в «Войне и мире» у Сергея Фёдоровича Бондарчука князя Андрея Болконского.
ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «ВОЙНА И МИР», РЕЖИССЁР С. БОНДАРЧУК, 1965-1967ГГ.
Голос за кадром: Фильм оценивают по-разному, но самому Тихонову этот опыт точно пригодился на съёмках «Семнадцати мгновений весны».
Леонид Млечин: Юлиан Семёнович Семёнов, которого я знал и любил, написал цикл произведений о разведчике Исаеве. Мне, например, очень нравились «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Пароль не нужен» о событиях на российском Дальнем Востоке, которые мало кто знал. Потом он отправил Исаева в Германию, и он стал Штирлицем. Конечно, Юлиана Семёновича читали всегда, он очень талантливый прозаик, но всенародная любовь пришла, когда Штирлицем стал Тихонов. Невероятно точный выбор!
Ольга Семёнова: Было несколько кандидатов на роль Штирлица. И должна сказать, что если мой отец сразу же был за Вячеслава Васильевича, то Татьяна Лиознова некоторое время сомневалась, и было немало проб, и был Соломин, и был Стриженов. И в какой-то определённый момент папа даже сказал, что «Татьяна так долго ищет героя, что у меня создаётся впечатление, что ей как-то боязно приступать к такой большой и серьёзной работе, поэтому она задерживает процесс». Кстати, это было начало их конфликта, который продолжался потом в течение всей работы над фильмом, конфликт двух больших талантов.
Леонид Млечин: А есть ли некий образ, некий ориентир, некий пример, на который Тихонов мог тогда ориентироваться, когда готовился к съёмкам в «Семнадцати мгновениях весны», или он совсем лепил это из ничего?
Сергей Каптерев:Я думаю, что это было его, так сказать, абсолютное достижение. Мы знаем, что был, естественно, Любшин в «Щите и мече». Прекрасный фильм, прекрасная роль, и тоже он играл, собственно говоря, человека, который среди врагов находится. Но там по-другому, там другая чувственность во многом, и это делает оба эти фильма сравнимыми, но неповторимыми по-своему. А здесь вот эта детальность, прописанность всего, прописанность мыслей, я бы сказал так. Мы видим его мыслительный процесс в условии, когда всё в любой момент может превратиться в трагедию. И вот это, наверное, его находка.
Ольга Семёнова: Вячеслав Васильевич очень нравился папе как актёр, он пересмотрел все фильмы с его участием. И, я помню, он всегда говорил: «Боже мой, как Славочка замечательно думает в кадре!». Это ведь удивительный талант – так думать в кадре. Ему очень нравилась его умное, интеллигентное и доброе лицо, и этот великолепный взгляд, эта мысль. Понимаете? Потому что папа всегда говорил, что разведчик – это не тот, который бегает по крышам и стреляет из пистолета, разведчик постоянно думает.
Леонид Млечин: Юлиан Семёнов писал настолько точно и убедительно, что очень многие поверили, что Штирлиц – это реальная фигура. И рассказывают, что даже Леонид Ильич Брежнев, когда ему показали сериал «Семнадцать мгновений весны», уверился, что это был настоящий разведчик и его нужно немедленно наградить. И даже председатель Комитета государственной безопасности Юрий Владимирович Андропов не решился сказать, что это художественный образ.
Голос за кадром: Сколько с тех пор снято сериалов про разведку – увлекательных, популярных, но ни один не достиг такого уровня достоверности.
Леонид Млечин: Юлиан Семёнов всегда смеялся, когда его спрашивали: «А как вы получили доступ к секретным документам?». Юлиан Семёнович – мой крёстный отец в детективной литературе. Когда я первую повесть написал, он мне объяснял, что самые замечательные сюжеты хранятся в архивах, которые открыты абсолютно для всех. Ему и не нужны были секретине документы, когда он писал «Семнадцать мгновений весны», он создавал художественную реальность, куда более интересную, чем настоящий мир.
Голос за кадром: В работе над сериалом «Семнадцать мгновений весны» сошлось целое созвездие талантов: Вячеслав Тихонов, Юлиан Семёнов и режиссёр-постановщик Татьяна Михайловна Лиознова.
Леонид Млечин: Как он готовился к роли? Это Татьяна Михайловна или он сам?
Сергей Каптерев:Он говорил, что «у меня нет такого, что я что-то увидел, и это меня поразило, я долго готовлюсь, я готовлюсь долго, чтобы приблизиться к образу». Естественно, всё делается, в конце концов, во время съёмки, но подготовка у него рациональная была. Но мне кажется, что, наверно, всё-таки надо говорить о его собственном решении, которое было полностью понято режиссёром и, наверное, большинством или всей съёмочной группой, потому что там всё как бы вокруг него, но одновременно он не является в данном случае… да, мы знаем, что он звезда, но здесь звёздности внутри фильма столько, сколько нужно, не больше, не меньше, но явно не больше. Но Татьяна Михайловна тоже была, конечно, отличным подготовителем ролей – это мы знаем уже, и даже в неудачных каких-то фильмах она здорово всё делала. И, наверное, они все вместе как-то нашли общий язык. А это, наверное, самое главное, потому что фильм-то массовый, он, действительно, массовый. Помните, всегда вспоминали, что, когда Леонид Броневой играл, он был театральный актёр, он не знал, как в кадре двигаться, и он ту в одну сторону уходил не так, то ли в другую. Я уж не знаю, правда это или нет. У Тихонова, конечно, такой проблемы не было 100%, и мундир он носил отлично, ничего не скажешь, и в гражданском он там выглядит блестяще – в поезде с Гриценко, прекрасно всё.
Анна Тихонова:Лиознова, вспоминает, что сцены снимали огромными-огромными, длинными кусками, и актёрам обычно ставят мелом точки – куда пойти сначала, куда пойти потом и так далее, чтобы не выпадать из кадра. Она говорит, что Тихонов только один раз на репетиции взглядывал на эти точки и потом всю огромную сцену, огромный метраж, не знаю, 150-200 метров, я сейчас могу ошибиться, потом он вообще никогда не смотрел на эти точки. «И я, – говорит, – первый раз в жизни встречала такое». Такое в её богатой режиссёрской практике было впервые, чтобы актёр настолько органично существовал в этом кадре.
Ольга Семёнова: У нас в музее «Вилла Штирлиц» в Крыму очень много фотографий периода съёмок, и на этих фотографиях мы видим Юлиана Семёнова и Вячеслава Тихонова, они работают над ролью: оба с сигаретами в руках, оба обсуждают образ Штирлица, папа что-то говорит, Тихонов его внимательно слушает, и у них, чувствуется, возникло полное взаимопонимание сразу же.
Леонид Млечин: Отец Татьяны Михайловны Лиозновой в 41-м ушёл в народное ополчение и погиб. Она поступила в Московский авиационный институт, как и Элем Климов, но ушла и поступила во ВГИК. И закончила его в 49-м году, и пошла на работу в студию имени Горького. Но именно в этот момент началась борьба с космополитами, чтобы было лишь прикрытием для антисемитской кампании, и её уволили. И к режиссёрской работе она вернулась в 53-м после смерти Сталина.
Голос за кадром: Путь к громкому успеху не был простым. Самая популярная её картина «Три тополя на Плющихе» с Татьяной Васильевной Дорониной и Олегом Николаевичем Ефремовым, а потом – «Семнадцать мгновений весны».
Анна Тихонова:Когда мы брали интервью у Леонида Броневого несколько лет назад буквально, он вспоминал со своей стороны, как это было. Они сидели, кстати, в одной гримёрке, по-моему, всё время, очень часто. И Броневой говорил, что приходила Лиознова – такая, в общем, женщина суровая, которую слушались все, командирша. Но, когда она подходила к Тихонову, она вдруг становилась мягкой и говорила: «Славочка, ну как Вы? Не хотите ли кофе?». И Броневой говорит: «Что-то я не замечал в свой адрес таких слов. Может, меня готовили на роль фашиста, может, поэтому ко мне не так относились?».Ольга Семёнова: И, наверно, ещё папе невероятно нравилось у Вячеслава Васильевича умение импровизировать. Все мы помним замечательную сцену, когда Вячеслав Васильевич присаживается перед собакой, перед грустным каким-то сеттером, не помню породу собаки, и с ним разговаривает – так называемая встреча двух одиночеств. Но это же случайный кадр. Просто какой-то пёс сбежал от хозяина и подбежал к Тихонову, а как Вячеслав Васильевич обыграл эту сцену. Это же великолепно! Вот мы видим, насколько он был большим актёром.
Голос за кадром: Пересматривал ли сам Тихонов свои фильмы?
Анна Тихонова: Когда они шли по телевидению и если у него было время, то он с удовольствием смотрел. И тоже я вспоминаю разные его какие-то оценки, комментарии. То есть иногда он говорил, что «я смотрю, я бы сейчас по-другому что-то сделал». Конечно, он такой человек, в общем, был самокопательный. А иной раз он говорил про фильм, по-моему, был «Семнадцать мгновений весны», если я не ошибаюсь, и он говорил, что «я сейчас смотрю практически как зритель, я себя уже даже с ним почти не отождествляю, мне даже интересно, что он сейчас делает?».
Леонид Млечин: А вот роман «ТАСС уполномочен заявить…» основан на реальных событиях, о которых Юлиану Семёнову рассказывали действующие сотрудники Комитета государственной безопасности. Среди них были очень видные фигуры, скажем, генерал-лейтенант Виталий Константинович Бояров, которого я знал. Он был одним из руководителей разведки, потом контрразведки. Бояров и руководил той операцией, которая описана в романе и показана в фильме, а роман практически сразу экранизировали.
Ольга Семёнова: В фильме «ТАСС уполномочен заявить…»даже не было других кандидатов на роль Константинова. На Славина, конечно, искали разных актёров, а тут папа сказал: «Будет Славочка», – и его сразу же, конечно, утвердили. И режиссёр тоже был согласен, папин добрый друг Борис Григорьев. Папа видел в роли Штирлица, я говорю о романах, которые папа написал после «Семнадцати мгновений весны», это были романы «Приказано выжить и «Экспансия-1, 2, 3», папа видел только Вячеслава Тихонова, только. И даже в текстах романов «Приказано выжить»и «Экспансия-1, 2, 3» он обговаривал то, что Штирлиц немного постарел после ранения, что он выглядит старше, потому что папа понимал, что после съёмок «Семнадцати мгновений весны» уже прошло более 10 лет.
Голос за кадром: По просьбе Леонида Ильича Брежнева Тихонов читал на телевидении его мемуары «Малая земля», сыграл в «Утомлённых солнцем» у Никиты Сергеевича Михалкова.
Сергей Каптерев:Но от каких-то ролей он отказывался. Помните, он по слухам отказался от роли отца Исаева, но это такая почти интернет-информация, но факт есть факт. Он всё-таки выбирал роли, а когда началась история с изменением социального строя, его, видимо, это совсем не устроило, и он играл, может быть, по каким-то меркантильным соображениям, а как без этого, или друзья просили.
Анна Тихонова:С Шукшиным на фильме «Они сражались за Родину» у него был замечательный разговор, где Шукшин говорил, что «я сейчас собираюсь снимать новую картину, где, Слава, ты должен сниматься». И вот папа приехал окрылённый. Говорит: «Шукшин меня позвал». И, к сожалению, жизнь Шукшина оборвалась буквально на следующий день, как произошёл этот разговор. Поэтому не всем планам, к сожалению, суждено было сбыться.
Голос за кадром: В 1978-м на телеэкран вышел трёхсерийный фильм известного режиссёра Сергея Николаевича Колосова «Диалог» («Командировка в Бонн»), где Тихонов сыграл советского журналиста.
Леонид Млечин: Съёмкам этим предшествовали события, о которых я должен рассказать, потому что так я познакомился с Тихоновым. Родители мои – журналисты-германисты. Вечером звонок, отец снимает трубку и слышит: «Это Сергей Колосов. Мы тут будем снимать фильм по сценарию, который написал Миша Сагателян», – известный был журналист. «И, – говорит Колосов, – главную роль будет играть Тихонов, а прототип этой роли – вы, а главную женскую роль будет играть Касаткина, а прототип её – ваша жена. Мы должен приехать, так сказать, войти в образ». А, действительно, роман моих родителей начался с их совместной поездки в Бонн в Федеративную Республику ещё во времена холодной войны. Словом, приезжают четыре народных артиста: Колосов, Касаткина, Иван Лапиков и Тихонов. И, конечно, я сел напротив Тихонова и весь вечер смотрел на него. Он был в расцвете славы, народный кумир, любимый абсолютно всеми. Но, поверьте, что ничего ни в облике, ни в манерах, ни во взгляде не говорило о том, что он ощущает себя звездой. Скромный симпатичный, внимательный и невероятно обаятельный. Таким я запомнил его на всю жизнь.
Сергей Каптерев:Да, наверно, это такой почерк, действительно, особого актёра. Я говорю, это была звезда советская, это была другая звезда. То есть у нас тоже, конечно, были разные люди, но как-то скромность у нас всё-таки тогда не последнюю роль играла, и он это, наверное, понял и не играл её, а это было частью его сущности, я так думаю.
Анна Тихонова:Насчёт популярностипомню случай показательный, когда мы с ним были на первомайской демонстрации, шли в колонне и потом, уже устав идти, решили, что хватит, свернём-ка мы в переулок. Но вдруг как раз в этот момент люди заметили, что, оказывается, в колонне с ними шёл Штирлиц. Кто закричал: «Смотрите – Штирлиц! Он пошёл туда». И вся колонна демонстрации изменила свой курс и пошла в этот переулок, куда мы решили свернуть.
Голос за кадром: К сожалению, в последние годы снимался он мало. Надо понимать, ему не нравилось ни происходящее, ни те роли, которые ему предлагали. Но у него были друзья и семья, внуки его радовали.
Анна Тихонова:У него был круг друзей, которые профессиональные люди, его ближний круг так называемый. Это его друг Ростоцкий, с которым совершенно потрясающая дружба и творчество, то, что бывает очень редко, потому что как бы нельзя снимать своих друзей. Ну как нельзя? Можно, наверно, но это не всегда приведёт к таким результатам, как привело у них. Но если идёт дружба от обратного, они же всё-таки сначала сошлись на творчестве, а уже потом поняли, что они единомышленники и по жизни, и по многим вопросам, то отсюда рождается уже наикрепчайшая дружба. В общем, была замечательная совершенно, весёлая компания успешных и творческих людей из разных областей, которых он обожал, в из компании он чувствовал себя совершенно прекрасно, раскрепощённо. Они шутили, играли в карты, пели песни. В жизни бывало всякое, он же не робот, он же не персонаж какого-то фильма, где всё так выписано гладко. Конечно, жизнь его бросала и вверх, и вниз, и всячески, но, безусловно, он был счастлив, я думаю, и благодарен за такую судьбу.
Леонид Млечин: Сейчас смотрел эти кадры с Тихоновым и подумал: «Не зря всё-таки Общественное телевидение России вместе с Институтом кинематографии затеяло эту программу – “Игра в классики”. Какая замечательная возможность вспомнить великих!». Конечно, в нашей памяти, в памяти благодарных зрителей Вячеслав Васильевич Тихонов останется прежде всего главным героем сериала «Семнадцать мгновений весны», но ведь и в других своих лучших фильмах он также прекрасен. Общественное телевидение России не только рассказывает, но и показывает. Сейчас вы увидите фильм, который мы сегодня вспоминали, который очень понравился зрителям и особенно зрительницам, – «Доживём до понедельника», в главной роли Вячеслав Тихонов.