Георгий Бовт: Избиратель стал опытным, горлопанам нынче не верит

В стране прошли самые масштабные региональные выборы за всю историю нынешней избирательной системы: 84 региона, 64 тысячи избирательных участков. Еще два рекорда: зарегистрированы более 111 тысяч кандидатов, в выборах принимают участие аж 63 политические организации.

Малые партии, не представленные в Думе, сейчас заинтересованы в том, чтобы участвовать в муниципальных выборах. Ведь потом муниципальные депутаты, отдав свои подписи, помогут им преодолеть так называемый фильтр, то есть собрать подписи муниципальных депутатов для участия в выборах более высокого уровня. Чего греха таить, этот фильтр зачастую используют региональные власти, чтобы не допустить к выборам сильных оппонентов. Однако, чтобы радикально повысить заинтересованность людей в муниципальных выборах, надо превратить муниципальные органы из нынешних - мало что решающих - в такие, которые имеют более широкие полномочия и, главное, средства для их осуществления.

Выборы губернаторов прошли в 30 регионах, причем многие из этих губернаторов досрочно сложили с себя полномочия, чтобы переизбраться на новый срок. Во всех случаях победа действующих глав регионов была предопределена, хотя в Якутии, на Алтае и в Красноярском крае им нашлись сильные оппоненты. Но все равно все победили в первом туре, о чем лет десять назад и мечтать было нельзя. В 14 регионах выбирали парламенты, куда оппозиция как раз попала, но большинства нигде не получила.

Возможно, многие на местах не заметили, чтобы выборам предшествовала напряженная и конкурентная предвыборная кампания. Отчасти причина тому - украинский кризис, затмившей многие внутренние новости и проблемы. Отчасти - прискорбное состояние тех партий, которые могли бы претендовать на какую-то оппозиционность. В этом смысле рекордно низкий уровень протестных настроений на фоне внешних событий и рекордно высокий уровень поддержки президента страны сами по себе стали мощными факторами региональных кампаний.

И все же в ряде регионов предвыборная кампания получилась содержательной и конкурентной. Там, где на муниципальном уровне и выше оппонирующие властям кандидаты сумели сформулировать привлекательные и, главное, содержательные программы.

В целом же конструктивных идей, которые могли бы составить альтернативу нынешнему курсу - что в центре, что на местах - у оппозиции нет. Так что даже предвыборные дебаты не вызвали, мягко говоря, ажиотажного интереса со стороны избирателей.

Хотя, если взять некоторые регионы, испытывающих в непростых экономических условиях трудности с бюджетами, то приток свежих идей по поддержке местной предпринимательской активности им бы не повредил. Тут на голом популизме и огульной критике властей не вылезешь: избиратель стал опытным, горлопанам нынче не верит, предпочитая стабильность несбыточным посулам. В этом смысле скучная избирательная кампания бывает лучше, чем разрушающая государство "веселая" и острая. Достаточно нам посмотреть на своего славянского соседа.

Избиратель высказался достаточно четко: не нужны нам Майданы - ни большой, ни много маленьких. 


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

  • Все выпуски