Днем создания отечественного атомного флота считается 3 декабря 1956 года, когда на первом в мире атомном ледоколе "Ленин" подняли государственный флаг. Сегодня под управлением госкорпорации "Росатом" находится шесть действующих атомных ледоколов, лихтеровоз-контейнеровоз и четыре судна технического обеспечения. Три советских ледокола, в том числе "Ленин" и "Арктика", которая в 77-м году прорубилась до Северного полюса, выведены из строя. Срок службы атомных кораблей – 20 лет. Чтобы продлить до 30 лет, нужно понести затраты, равные постройке нового ледокола. За всю историю мирового флота было построено 10 атомных ледоколов, и все они – советские или российские. Такого флота нет ни у кого. Но ни у кого нет и Северного морского пути, основной артерии снабжения нашего Заполярья. До 60-х годов навигация в Северном Ледовитом океане была месяца три, сегодня, пока глобальное потепление не растопило Арктику и толщина льда там в океане доходит до 2,5 метров, а проводки грузов нужны круглогодичные, атомным ледоходам нет альтернативы. Дизель-электрический ледокол сравнимой мощности сжигал бы в сутки примерно 300 тонн органического топлива, а для обеспечения автономного плавания в течение двух месяцев ему нужен бункерный запас топлива в 20 тысяч тонн. Да и осадка была бы такая, что ни в один арктический порт он не зашел бы. Атомный же корабль имеет автономность хода до пяти лет. Сейчас Севморпуть по сравнению с поздним советским временем опустел. В конце 80-х по нему перевозили 20 млн тонн грузов, сейчас около двух. Однако по мере возрастания актуальности освоения богатств Арктического шельфа, надобность в грузоперевозках резко возрастет. К 2020 году – до 50 миллионов тонн. Тот, кто выиграет эту битву за шельф, выиграет битву за будущее. Между тем, уже в самое ближайшее время сразу несколько из наших существующих атомных ледоколов встанут на прикол, выработав свой ресурс. По сути, у нас имеется лишь один современный ледокол "50 лет Победы" 2007 года постройки. Нужно срочно строить минимум 4-5 атомных ледоколов нового класса. Федеральной целевой программой транспортного судостроения деньги на их строительство предусмотрены, но будут ли выдержаны теперь сроки? Новый ледокол – головной для будущей арктической группировки – должен быть спущен на воду уже в 2017 году. Следующий – в 19-м, потом – в 20-м. По силам ли это нашей нынешней экономике? В принципе, по силам. Для сравнения: только с 1955 по 1996 год в СССР и России было построено 250 атомных подводных лодок. Сопоставимые по сложности и цене объекты. На оборону мы никогда не жалели средств. Но теперь сильнее тот, кто сильнее экономически. Богатства Арктики – наш главный козырь в конкуренции новейшего времени. Важно не застрять в тамошних льдах.