Георгий Бовт: Богатства Арктики – наш главный козырь в конкуренции новейшего времени
https://otr-online.ru/programmy/k-slovu/georgii-bovt-bogatstva-12907.html
Днем создания отечественного атомного флота считается 3
декабря 1956 года, когда на первом в мире атомном ледоколе "Ленин"
подняли государственный флаг. Сегодня под управлением госкорпорации
"Росатом" находится шесть действующих атомных ледоколов,
лихтеровоз-контейнеровоз и четыре судна технического обеспечения.
Три советских ледокола, в том числе "Ленин" и
"Арктика", которая в 77-м году прорубилась до Северного полюса,
выведены из строя. Срок службы атомных кораблей – 20 лет. Чтобы продлить до 30
лет, нужно понести затраты, равные постройке нового ледокола. За всю историю мирового флота было
построено 10 атомных ледоколов, и все они – советские или российские.
Такого флота нет ни у кого. Но ни у кого нет и Северного
морского пути, основной артерии снабжения нашего Заполярья. До 60-х годов
навигация в Северном Ледовитом океане была месяца три, сегодня, пока глобальное
потепление не растопило Арктику и толщина льда там в океане доходит до 2,5
метров, а проводки грузов нужны
круглогодичные, атомным ледоходам нет альтернативы.
Дизель-электрический ледокол сравнимой мощности сжигал бы в
сутки примерно 300 тонн органического топлива, а для обеспечения автономного
плавания в течение двух месяцев ему нужен бункерный запас топлива в 20 тысяч
тонн. Да и осадка была бы такая, что ни в один арктический порт он не зашел бы.
Атомный же корабль имеет автономность хода до пяти лет. Сейчас Севморпуть по
сравнению с поздним советским временем опустел. В конце 80-х по нему перевозили
20 млн тонн грузов, сейчас около двух. Однако
по мере возрастания актуальности освоения богатств Арктического шельфа,
надобность в грузоперевозках резко возрастет. К 2020 году – до 50 миллионов
тонн. Тот, кто выиграет эту битву за шельф, выиграет битву за будущее.
Между тем, уже в самое ближайшее время сразу несколько из
наших существующих атомных ледоколов встанут на прикол, выработав свой ресурс.
По сути, у нас имеется лишь один современный ледокол "50 лет Победы"
2007 года постройки. Нужно срочно
строить минимум 4-5 атомных ледоколов нового класса. Федеральной целевой
программой транспортного судостроения деньги на их строительство предусмотрены,
но будут ли выдержаны теперь сроки?
Новый ледокол – головной для будущей арктической группировки
– должен быть спущен на воду уже в 2017 году. Следующий – в 19-м, потом – в
20-м. По силам ли это нашей нынешней экономике? В принципе, по силам. Для
сравнения: только с 1955 по 1996 год в
СССР и России было построено 250 атомных подводных лодок. Сопоставимые по
сложности и цене объекты. На оборону мы никогда не жалели средств. Но теперь
сильнее тот, кто сильнее экономически. Богатства Арктики – наш главный козырь в
конкуренции новейшего времени. Важно не застрять в тамошних льдах.
Георгий Бовт: Богатства Арктики – наш главный козырь в конкуренции новейшего времени