Георгий Бовт: Чтобы оставаться великой морской державой, нужно просто уметь строить корабли

Во время поездки президента Владимира Путина на Дальний Восток запланировано совещание по проблемам судостроения. Тут нам есть чем заняться. Отстали мы сильно. Если сравнивать даже со временами Петра Великого, когда такой зависимости, как сейчас, от импорта не было. Да что там Петр. Еще четверть века назад российское судостроение было одним из самых развитых в мире.

Мы построили первый и самый большой атомоход и самую большую в мире подлодку. Только для ВМФ ежегодно строилось полсотни подлодок, боевых кораблей и судов обеспечения.

С гражданским судостроением было похуже, комфортабельные пассажирские корабли заказывали за границей, в частности, в странах социалистического содружества. Но - как-никак - и в этой области страна входила в первую десятку в мире. Со стапелей каждый год спускали морские транспортные суда общим дедвейтом до 550 тысяч тонн.

Увы, в настоящее время в России строятся единицы некрупных судов, в области гражданского судостроения, по общему дедвейту заказанных судов, Россия занимает долю примерно 0,6% суммарного объема заказов всего трех лидеров мирового судостроения - Японии, Южной Кореи и Китая. Хотя в мировом военном кораблестроении наша страна занимает 2 место. К примеру, в прошлом году для оборонки спущено на воду 12 больших и 43 малых судна. Приняты в строй две подводные лодки проекта 955 "Борей".

В России действуют более полутора сотен судостроительных предприятий. Более 1000 предприятий заняты в судоремонте, производстве двигательного, навигационного, вспомогательного, палубного и прочего оборудования, материалов и комплектующих для судов, они осуществляют научную деятельность в области кораблестроения. Во всем этом хозяйстве еще недавно размещалось лишь 4 % объема российских заказов судов.

После создания в 2007 году Объединенной судостроительной корпорации и укрупнения отрасли дело чуть сдвинулось. Сейчас в портфеле ОСК уже более сотни заказов. Но это все равно мало. Потребность к 2030 году в судах оценивается в 1,4 единиц. Сегодня по-прежнему не более 10% судостроительных заказов достается отечественным корабелам. Почему? Да потому хотя бы, что себестоимость у нас процентов на 15 выше, чем в Южной Корее.

В 2012 году приняла программа "Развитие судостроения до 2030 года". На нее обещают выделить многие миллиарды, дабы увеличить объем выпуска гражданской продукции судостроения в денежном выражении аж в 5,1 раза. Запланировано в 4,5 раза увеличить производительность труда, создать 20 тысяч рабочих мест. Модернизация критически важна: износ оборудования на российских верфях достигает 80%, а нам еще осваивать арктический шельф, дальневосточные моря, вытаскивать из глубокого застоя речной транспорт и во-многом устаревший промысловый флот. И вообще, чтобы оставаться великой морской державой, нужно просто уметь строить корабли. 


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски