Бюджетный федерализм – это когда каждый уровень власти располагает собственным бюджетом и на эти деньги действует в рамках своих полномочий. То есть это определенная автономность бюджетов различных уровней власти. Когда денег не хватает, из федерального бюджета идут дотации, субсидии, субвенции и т.д. Причем выделение трансфертов регионам происходит в основном по политическим мотивам. Отношения между разными уровнями власти строятся на основе неформальных договоренностей. Сегодня подавляющее большинство субъектов федерации – это регионы-реципиенты. Регионов-доноров можно пересчитать по пальцам двух рук. В России – вековые традиции унитарной системы управления. Регионы, а тем более муниципалитеты сильно ограничены центром в финансовой самостоятельности. Центр контролирует доходную и расходную часть бюджетов регионов, регионы бдят за муниципалитетами. Ставки налогов и перераспределение средств между бюджетами определяются центром. Регионам запрещено брать в долг на внешнем рынке. Центру кажется, что если отдать волю на места, то все разворуют. Впрочем, полностью контролируя финансы регионов, центр в случае чрезвычайной ситуации решает их проблемы. Печальным же следствием этого является крайне низкая квалификация региональных чиновников, в том числе финансовых. За них думают в Москве, им думать самим не надо. Ситуация в регионах осложнилась в прошлом году, когда надо было исполнять поручения президента по повышению зарплат бюджетникам. Но из-за спада производства вместо увеличения поступлений от налога на прибыль, одного из основных источников региональных бюджетов - случилось его падение в среднем на 15-20 процентов. Чтобы выполнить соцобязательства регионы режут инвестиционные планы, все мыслимые расходы и наращивают долги. При этом федеральная помощь регионам сокращается в этом году в два раза по сравнению с прошлым годом. Доля расходов в бюджетах только на зарплату увеличивается уже до 35 процентов. Во многих регионах соцрасходы составили три четверти всех расходов. То есть денег на развитие нет совсем. Денег в центральной казне на всех все равно не хватит. Надо дать возможность регионам самим зарабатывать. А чтобы заинтересовать в этом, больше налогов оставлять у них, а не забирать в центр, чтобы потом перераспределять по непонятно каким принципам. Было бы хорошо, если бы в консолидированные бюджеты российских регионов поступало не менее 50 процентов налоговых доходов бюджета. Сейчас им едва достается треть. И такая экономическая децентрализация – это вовсе не путь к развалу страны, как утверждают те, кто хочет рулить всеми деньгами, а путь к ее расцвету, вплоть до самой далекой провинции.