Одной из ярких идей марксизма была идея освобожденного труда. Люди работают не на паразита-капиталиста или феодала, а на себя. И в светлом будущем, мол, труд станет столь прочной человеческой потребностью, что и деньги не нужны. И восторжествует почти библейский по своей альтруистической силе принцип: «От каждого по способностям, каждому – по потребностям». Корни этих взглядов можно проследить у европейских средневековых философов-утопистов. Коммунизм тоже был сродни красивой утопической идее. И вот 12 апреля 1919 года 15 человек, из них 13 коммунистов, рабочие депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги, решили поработать после рабочего дня бесплатно. К 6 утра, после 10-часовой смены, они отремонтировали три паровоза, направленные для борьбы с Колчаком. Ленин увидел в этом зарю новых трудовых отношений, написав восторженную статью "Великий почин". Нам сегодня, испорченным всеобщим аполитизмом, возможно, трудно поверить, но то был действительно почин снизу. Никакие чиновники его не навязывали. На субботники тогда не сгоняли. 1 мая 1920 года был проведен первый всероссийский субботник-маевка, в котором только в Москве приняли участие полмиллиона человек. Именно оттуда легендарное фото Ленина с бревном. И позже субботник стали приурочивать к его дню рождения 22 апреля. Хотя, при большом желании, сильно покопавшись в традициях можно усмотреть связь и с христианским «чистым четвергом» накануне Пасхи, и с праздником Красной горки, накануне которого природа и крестьянин просыпались от казавшейся нескончаемой зимы. Люди приводили себя и окрестности в порядок. Можно, вспомнив про национальность многих лидеров большевиков, найти коннотацию и с субботой в иудейском понимании этого дня. Кстати, и в китайской, к примеру, культуре есть традиция коллективно прибираться после зимы примерно в это же время. Впрочем, все сравнения условны. Субботники стали прочной советской традицией. Разве что усилилась принудительная составляющая, а бесплатное стояние у станка или ремонт паровоза сменились подметанием дворов, уборкой прошлогодней листвы и покраской бордюров. В вылизанной Европе нет и близко термина, обозначавшего бы аналогию субботника. Там уборка окрестностей не может быть авралом, граничащим с небольшим трудовым подвигом. Мы – другие, конечно. Для нас аврал, в том числе трудовой, – это в какой-то мере праздник. Мы в таком состоянии на многое готовы, чего не делаем в обычной жизни. Так что субботники нам полезны. Но еще долго не станут рутиной нашей жизни. Как и бесплатный труд только себе на радость. Между прочим, в последнее время чиновники повадились почему-то проводить субботники не в субботу или в воскресенье, а в будние дни. Ленин по этому поводу сказал бы, что "по форме правильно, но по сути – издевательство".