Когда 10 лет назад новосибирскими студентами-энтузиастами была придумана акция "Тотальный диктант", трудно было представить, что она превратится в столь масштабное мероприятие. И вот уже десятки тысяч человек пишут под диктовку, соревнуясь в грамотности. Даже полярники и космонавты. Формат традиционный: три части по 250-270 слов.Сегодня каждый пятый человек на Земле не умеет сегодня ни читать, ни писать, а 75 миллионов детей не ходят в школу. В нашей стране вроде бы проблемы грамотности решены: читать и писать народ умеет. Россия регулярно возглавляет списки стран с самым высоким уровнем грамотности. Наши десятилетние школьники по чтению и пониманию текста - чуть ли не лучшие среди своих сверстников из десятков стран мира. Причина тому - наша замечательно работающая начальная школа.В старших классах грамотность снижается. Виноваты компьютер и Интернет. Они, с одной стороны, развивают детей, учат самостоятельно искать информацию, с другой - отучают от книги. Треть населения не прочло в прошлом году ни одной книги. В среднем наш человек читает 9 минут в день. Чем выше компьютерная грамотность подростков, тем ниже их грамотность обычная. Развиваются другие связи при восприятии текста с экрана. Текст, который не прописывается рукой, дает иное качество восприятия письменной речи.Еще появился фактор мигрантов - их дети испытывают большие сложности с изучением русского. А российские дети начинают копировать их произношения, нормы, что приводит к искажению произношения и смысла фраз.Вопреки обывательскому представлению, врожденной грамотности не существует. Грамотность, говорят специалисты, формируется тремя факторами. Первый - зрительная память, когда человек много читает и запоминает образ слова. Второй – механическая, когда рука запоминает, как слово пишется. Наконец, знание правил. Когда говорят о так называемой врожденной грамотности, то чаще речь идет о зрительной и механической памяти. Но компьютер не предполагает начертания слова. У вас нет привычки выводить, высунув язык от усердия, сложные слова на бумаге. Компьютер сам находит орфографические ошибки в текстовом редакторе. Все это привело к падению общей грамотности. В головах подростков в лучшем случае крутятся лишь отдельные строчки литературных произведений из школьной программы.С орфографией вообще катастрофа: многие, слава богу, еще помнят, что частица «не» с прилагательными пишется вместе в каких-то определенных случаях и отдельно от глаголов, но подробностей толком не помнит уже никто. Классификацию союзов вспоминают только самые продвинутые. Путают местоимение и междометие. Перечислить части речи могут единицы.Впрочем, для сомневающихся всегда есть хороший совет. Типа - «если не знаете, как пишется - «здесь» или «сдесь», - пишите «тут». Впрочем, это уже будет не диктант, а сочинение. Сочинение - это совершенно иная степень свободы. Владения языком. А главное - свободы мышления.