Георгий Бовт: Грамотность старших школьников снижается из-за Интернета и компьютеризации
https://otr-online.ru/programmy/k-slovu/georgii-bovt-gramotnost-starshih-shkol-nikov-snizhaetsya-8320.html Когда 10 лет назад
новосибирскими студентами-энтузиастами была придумана акция "Тотальный
диктант", трудно было представить, что она превратится в столь
масштабное мероприятие. И вот уже десятки тысяч человек пишут под диктовку,
соревнуясь в грамотности. Даже полярники и космонавты. Формат традиционный: три
части по 250-270 слов.Сегодня каждый пятый
человек на Земле не умеет сегодня ни читать, ни писать, а 75 миллионов детей не
ходят в школу. В нашей стране вроде бы проблемы грамотности решены: читать
и писать народ умеет. Россия регулярно
возглавляет списки стран с самым высоким уровнем грамотности. Наши
десятилетние школьники по чтению и пониманию текста - чуть ли не лучшие среди
своих сверстников из десятков стран мира. Причина тому - наша замечательно
работающая начальная школа.В старших классах
грамотность снижается. Виноваты компьютер и Интернет. Они, с одной стороны,
развивают детей, учат самостоятельно искать информацию, с другой - отучают от
книги. Треть населения не прочло в прошлом году ни одной книги. В среднем наш
человек читает 9 минут в день. Чем выше компьютерная грамотность подростков,
тем ниже их грамотность обычная. Развиваются другие связи при восприятии текста
с экрана. Текст, который не прописывается рукой, дает иное качество восприятия
письменной речи.Еще появился фактор мигрантов - их дети испытывают большие
сложности с изучением русского. А российские дети начинают копировать их
произношения, нормы, что приводит к искажению произношения и смысла фраз.Вопреки обывательскому представлению, врожденной грамотности не существует. Грамотность, говорят
специалисты, формируется тремя факторами. Первый - зрительная память, когда
человек много читает и запоминает образ слова. Второй – механическая, когда
рука запоминает, как слово пишется. Наконец, знание правил. Когда говорят о так
называемой врожденной грамотности, то чаще речь идет о зрительной и
механической памяти. Но компьютер не предполагает начертания слова. У вас нет
привычки выводить, высунув язык от усердия, сложные слова на бумаге. Компьютер
сам находит орфографические ошибки в текстовом редакторе. Все это привело к
падению общей грамотности. В головах подростков в лучшем случае крутятся лишь
отдельные строчки литературных произведений из школьной программы.С орфографией вообще катастрофа: многие,
слава богу, еще помнят, что частица «не» с прилагательными пишется вместе в
каких-то определенных случаях и отдельно от глаголов, но подробностей толком не
помнит уже никто. Классификацию союзов вспоминают только самые продвинутые.
Путают местоимение и междометие. Перечислить части речи могут единицы.Впрочем, для сомневающихся всегда есть хороший совет. Типа - «если
не знаете, как пишется - «здесь» или «сдесь», - пишите «тут». Впрочем, это уже
будет не диктант, а сочинение. Сочинение - это совершенно иная степень свободы.
Владения языком. А главное - свободы мышления.
Георгий Бовт: Грамотность старших школьников снижается из-за Интернета и компьютеризации