Услышать о том, что у нас где-то не только работают над решением одной из двух величайших бед России — качеством дорог — но и добиваются успехов, приятно. Россия занимает по качеству дорог 136 место в мире из 144, по данным экспертов Всемирного экономического форума. Они оценили качество российских дорог в 2,3 балла из 7. Примерно так же оценила их недавно и Генпрокуратура, выяснив, что по из-за плохих дорог в стране происходит каждое пятое ДТП. Дорожники обычно оправдываются, что у нас, мол, грунты не те, а еще на частый переход через ноль в межсезонье. Но проблема наличия в России так называемых трудных водонасыщенных грунтов, из-за которых дороги проседают, не говоря уже о переходах через ноль, в мире тема известная. И проблему эту научились решать. Американцы, к примеру, строят дороги на массивной бетонной подкладке, как взлетно-посадочные полосы. У нас же пытались что-то все время в дорожное покрытие подмешать. Для устойчивости к перепадам. Еще с советских времен. То измельченные автопокрышки, то битое стекло. Причем уложить образцовые отрезки дорог нам удавалось. Прежде всего, потому, что точно соблюдали все прописанные ГОСТами технологии. Не воровали щебень и песок, утрамбовывали грунт как положено и т.д. Однако подчас строить плохо — выгодно. Ведь потом можно осваивать новые бюджеты на ежегодном ремонте. А еще есть пресловутые откаты. По данным Федерального дорожного агентства, из 1,1 млн километров всех российских автодорог — и федеральных, и региональных, и местных — соответствуют нормативам лишь 38%. По экспертным оценкам, средняя стоимость строительства дорог в России выше по сравнению со странами Евросоюза не менее чем в 2,6 раза. Если в Европе один километр дороги стоит около 7 млн долларов, то в России — от 12 до семнадцати. В Америке средняя цена за километр автомагистрали составляет чуть меньше 6 млн долларов. Сами дорожники объясняют высокую стоимость строительства высокими затратами на выкуп земель и построек и перенос коммуникаций, которые на Западе в стоимость не входят. Если появятся новейшие технологии — прекрасно. Но нам трудно переходить от штучного производства к массовому, выдерживая качество. Правда, пока мы не так уже много строим. За первое десятилетие века в России построено около 25 тысяч километров федеральных и региональных дорог. За второе десятилетие хотели построить еще 18 тысяч километров. В Китае в год могут построить до 30 тысяч км многополосных автострад. При этом технология строительства (когда на американский манер в основание укладывают полотно из бетонных плит и покрывают асфальтом) обеспечивают эксплуатацию таких дорог 20-25 лет. Впрочем, подождем, когда построят первую трассу с новым покрытием. И прокатимся по ней с ветерком.