Георгий Бовт: Качество дорог в России страдает из-за воровства при строительстве
https://otr-online.ru/programmy/k-slovu/georgii-bovt-kachestvo-dorog-rossii-stradaet-5098.html Про российские дороги граждане говорят обычно три
вещи: что они плохие, что их мало, либо что их нет вовсе. Те, ко имеет отношение
к дорожному строительству, на первое место ставят вопрос о цене самого
строительства. И о размерах откатов. Большинство экспертов сходится на том, что
на дорожном строительстве воруют как
мало еще где. Оттого-то их мало, они плохие или их нет вовсе. По данным
Федерального дорожного агентства, из 1,1 миллионов километров всех российских
автодорог -- и федеральных, и региональных, и местных - соответствуют
нормативным требованиям лишь 38%.
По экспертным оценкам, средняя стоимость строительства
дорог в России выше по сравнению со странами Евросоюза не менее чем в 2,6 раза. В Европе один километр
дороги стоит около 7 миллионов долларов, то в России - от 12 до семнадцати
миллионов. В Америке средняя цена за километр автомагистрали составляет чуть
меньше 6 миллионов долларов. При этом в тех же США есть дороги, километр
которых стоит и $2,5 миллионов, и $7,5 миллионов - все зависит от конкретных
обстоятельств.
В России же, если
считать по Федеральной целевой программе дорожного строительства, средняя
стоимость километра в 2010-2015 гг. составляет $17,6. Наш отечественный
рекордсмен - Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, 1 километр
которого в среднем стоит $140 миллионов. В Китае, кстати, стоимость примерно
2,2 миллиона долларов.
За первое десятилетие
нынешнего века в России было построено около 25 тысяч километров федеральных и
региональных дорог. За второе десятилетие поставлена задача построить еще 18
тысяч километров. На самом деле, это не так уж много. А по сравнению с
масштабами страны так и вовсе кажется каплей в море.
Если сравнивать с
Китаем, то там в год могут построить до 30 тысяч км многополосных автострад. В
Китае подрядчик из полученной суммы страхует дорогу, и ремонт производится не
из бюджетных средств, а из страховых. У нас только сейчас переходят к схеме,
когда строитель дороги потом обязан
поддерживать ее состояние за свой счет в порядке гарантийного обслуживания.
В последние пару лет у
нас пошел новый тренд - строить платные дороги. Первоначально при этом было
ограничение - только там, где есть бесплатная альтернатива. Но теперь от этого
отказались. Дорожное начальство успокаивает: из тех примерно 50 тысяч
километров федеральных дорог платным будут не более 5%. То есть 2 500
километров. Но автомобилисты пока скептически напряглись. Около половины россиян, по опросам, выступают против появления в стране
платных дорог.
Со следующего года
принципы финансирования дорожного строительства и ремонта в регионах наконец
меняются. А именно завершается переход на 100% нормативное финансирование
такого ремонта и ремонта и содержания дорог федерального значения.
Остается надеяться, что региональных дорожных фондов
хватит на содержание дорог местного значения. И что дорожное строительство у нас
наконец раскочегарится согласно известной народной поговорке про то, что мы
долго запрягаем, но зато потом быстро едем. Хотелось бы при этом, чтобы не
только по платным дорогам, а стоимость проезда по ним на личном автомобиле была
не выше, чем в такси. Ну и, наверное, все же надо поменьше воровать.
Георгий Бовт: Качество дорог в России страдает из-за воровства при строительстве