Георгий Бовт: Качество дорог в России страдает из-за воровства при строительстве

Про российские дороги граждане говорят обычно три вещи: что они плохие, что их мало, либо что их нет вовсе. Те, ко имеет отношение к дорожному строительству, на первое место ставят вопрос о цене самого строительства. И о размерах откатов. Большинство экспертов сходится на том, что на дорожном строительстве воруют как мало еще где. Оттого-то их мало, они плохие или их нет вовсе. По данным Федерального дорожного агентства, из 1,1 миллионов километров всех российских автодорог -- и федеральных, и региональных, и местных - соответствуют нормативным требованиям лишь 38%.

По экспертным оценкам, средняя стоимость строительства дорог в России выше по сравнению со странами Евросоюза не менее чем в 2,6 раза. В Европе один километр дороги стоит около 7 миллионов долларов, то в России - от 12 до семнадцати миллионов. В Америке средняя цена за километр автомагистрали составляет чуть меньше 6 миллионов долларов. При этом в тех же США есть дороги, километр которых стоит и $2,5 миллионов, и $7,5 миллионов - все зависит от конкретных обстоятельств.

В России же, если считать по Федеральной целевой программе дорожного строительства, средняя стоимость километра в 2010-2015 гг. составляет $17,6. Наш отечественный рекордсмен - Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, 1 километр которого в среднем стоит $140 миллионов. В Китае, кстати, стоимость примерно 2,2 миллиона долларов.

За первое десятилетие нынешнего века в России было построено около 25 тысяч километров федеральных и региональных дорог. За второе десятилетие поставлена задача построить еще 18 тысяч километров. На самом деле, это не так уж много. А по сравнению с масштабами страны так и вовсе кажется каплей в море.

Если сравнивать с Китаем, то там в год могут построить до 30 тысяч км многополосных автострад. В Китае подрядчик из полученной суммы страхует дорогу, и ремонт производится не из бюджетных средств, а из страховых. У нас только сейчас переходят к схеме, когда строитель дороги потом обязан поддерживать ее состояние за свой счет в порядке гарантийного обслуживания.

В последние пару лет у нас пошел новый тренд - строить платные дороги. Первоначально при этом было ограничение - только там, где есть бесплатная альтернатива. Но теперь от этого отказались. Дорожное начальство успокаивает: из тех примерно 50 тысяч километров федеральных дорог платным будут не более 5%. То есть 2 500 километров. Но автомобилисты пока скептически напряглись. Около половины россиян, по опросам, выступают против появления в стране платных дорог.

Со следующего года принципы финансирования дорожного строительства и ремонта в регионах наконец меняются. А именно завершается переход на 100% нормативное финансирование такого ремонта и ремонта и содержания дорог федерального значения.

Остается надеяться, что региональных дорожных фондов хватит на содержание дорог местного значения. И что дорожное строительство у нас наконец раскочегарится согласно известной народной поговорке про то, что мы долго запрягаем, но зато потом быстро едем. Хотелось бы при этом, чтобы не только по платным дорогам, а стоимость проезда по ним на личном автомобиле была не выше, чем в такси. Ну и, наверное, все же надо поменьше воровать.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски