То, что в кризис люди меньше летают, неудивительно. Неудивительно и то, что капитаны авиаиндустрии при первых признаках нарастания проблем в отрасли спешат к государству за помощью и, разумеется, дотациями. А между прочим, минувшее десятилетие было годами бурного и непрерывного роста авиаперевозок в стране. Если в 2000 году авиатранспорт по числу перевезенных пассажиров уступал железнодорожному в два раза, то теперь он в два раза обогнал наземных конкурентов. Авиаперевозки росли более чем по 10% в год, в прошлом году скакнули аж на 18%, когда по воздуху из пункта А в пункт Б переместилось силами российских авиакомпаний 93 миллиона пассажиров. Это половина всех, кто вообще куда-либо на чем-либо ехал в стране. А всего лишь в начале десятилетия в воздух поднимался лишь каждый десятый пассажир. Это не значит, что все было прекрасно, а сейчас станет ужасно. Если посмотреть на число действующих аэропортов в России, то дело пахнет керосином. В позднее советское время мы были третьей страной в мире по их количеству после Америки с ее более чем 14 тысячами аэропортов и Бразилии с 4 тысячами. С тех пор закрылось 1100 аэропортов. Построен заново лишь один. Сейчас действует 297 штук. А ведь в нашей необъятной стране аэропорт должен быть по уму в каждом заметном населенном пункте. Как автобусный парк. И авиаперевозки должны стоить, как поездка на междугороднем автобусе. В Европе полеты за 20-50 давно норма, а у нас средний чек внутреннего авиабилета более 7500 рублей. Дискаунтеров нет как класса, на многих направлениях господствует монополизм, аэропортовое хозяйство неэффективно. Просить денег у государства проще всего. Наладить авиаперевозки как эффективный бизнес сложнее. Издержки на внутренних рейсах у нас выше, чем на международных. Дороже аэропортовое обслуживание и даже топливо. С другой стороны, население небогато, а экономическая жизнь зацентрализована. Низкая активность межрегиональных перевозок - наглядный пример плохо отлаженного федерализма. Подчас в соседний регион летают через Москву или Петербург. Людям, скажем, из Волгограда мало есть чем заняться в Новосибирске, а жителям Самары в Перми. Внутренних массовых туристических направления также мало, хотя в стране, мягко говоря, есть что посмотреть и потрогать. Кассу на внутренних перевозках сделать трудно. До прошлого года большинство авиакомпаний выезжало, извините за выражение, на международных перевозках, дотируя внутренние за их счет. Теперь такой модели с девальвацией рубля если не пришел конец, то она подточена. Поэтому без помощи государства по поддержке межрегиональных перевозок вряд ли обойтись. Это в общем как с электричками. Разрушая внутренние транспортные связи, мы разрушает единство страны. Как минимум экономическое. Так что на надо самим себе подрезать крылья.