Георгий Бовт: Низкая активность межрегиональных перевозок - наглядный пример плохо отлаженного федерализма
https://otr-online.ru/programmy/k-slovu/georgii-bovt-minuvshee-13794.html
То, что в кризис люди меньше летают, неудивительно. Неудивительно и
то, что капитаны авиаиндустрии при первых признаках нарастания проблем в
отрасли спешат к государству за помощью и, разумеется, дотациями. А
между прочим, минувшее десятилетие было годами бурного и непрерывного
роста авиаперевозок в стране. Если в 2000 году авиатранспорт по числу
перевезенных пассажиров уступал железнодорожному в два раза, то теперь
он в два раза обогнал наземных конкурентов. Авиаперевозки росли более
чем по 10% в год, в прошлом году скакнули аж на 18%, когда
по воздуху из пункта А в пункт Б переместилось силами российских
авиакомпаний 93 миллиона пассажиров. Это половина всех, кто вообще
куда-либо на чем-либо ехал в стране. А всего лишь в начале десятилетия в
воздух поднимался лишь каждый десятый пассажир. Это не значит, что все
было прекрасно, а сейчас станет ужасно. Если посмотреть на число
действующих аэропортов в России, то дело пахнет керосином. В позднее
советское время мы были третьей страной в мире по их количеству после
Америки с ее более чем 14 тысячами аэропортов и Бразилии с 4 тысячами. С
тех пор закрылось 1100 аэропортов. Построен заново лишь один. Сейчас
действует 297 штук. А ведь в нашей необъятной стране аэропорт должен
быть по уму в каждом заметном населенном пункте. Как автобусный парк. И
авиаперевозки должны стоить, как поездка на междугороднем автобусе. В
Европе полеты за 20-50 давно норма, а у нас средний чек внутреннего
авиабилета более 7500 рублей. Дискаунтеров нет как класса, на многих
направлениях господствует монополизм, аэропортовое хозяйство
неэффективно. Просить денег у государства проще всего. Наладить
авиаперевозки как эффективный бизнес сложнее. Издержки на внутренних
рейсах у нас выше, чем на международных. Дороже аэропортовое
обслуживание и даже топливо. С другой стороны, население небогато, а
экономическая жизнь зацентрализована. Низкая активность межрегиональных
перевозок - наглядный пример плохо отлаженного федерализма. Подчас в
соседний регион летают через Москву или Петербург. Людям, скажем, из
Волгограда мало есть чем заняться в Новосибирске, а жителям Самары в
Перми. Внутренних массовых туристических направления также мало, хотя в
стране, мягко говоря, есть что посмотреть и потрогать. Кассу на
внутренних перевозках сделать трудно. До прошлого года большинство
авиакомпаний выезжало, извините за выражение, на международных
перевозках, дотируя внутренние за их счет. Теперь такой модели с
девальвацией рубля если не пришел конец, то она подточена. Поэтому без
помощи государства по поддержке межрегиональных перевозок вряд ли
обойтись. Это в общем как с электричками. Разрушая внутренние
транспортные связи, мы разрушает единство страны. Как минимум
экономическое. Так что на надо самим себе подрезать крылья.
Георгий Бовт: Низкая активность межрегиональных перевозок - наглядный пример плохо отлаженного федерализма