Правительство и население обеспокоены возможным ростом цен на продовольствие, особенно после введения вынужденных ответных российских антисанкций против западных стран, применяющих санкции против России. Премьер велел следить за ценами на продукты. Минпромторг и региональные чиновники и так мониторят цены на 40 ключевых продуктов питания.И вот, по итогам августа продовольственная инфляция составила около 10% в годовом исчислении. Лидерами роста цен стали мясо и птица (на 2,5% за месяц). Минсельхоз предложил региональным властям и участникам рынка подписывать соглашения о сдерживании цен. В принципе подобные соглашения ведущих игроков рынка могут иметь временный эффект. В 2007 и 2010 годах уже вводились ограничения наценки розничных сетей и поставщиков для временной стабилизации цен на продовольствие. Это делалось в рамках добровольных соглашений, однако тогда, после некоторой паузы, цены на "замороженные" продукты выросли больше, чем на прочие. Сейчас иная ситуация. Прежде всего, потому, что заметно выросла доля на рынке крупных торговых сетей за счет мелких торговцев. И они в большей степени могут контролировать ситуацию в кооперации с властями. Но если производители и ритейлеры гарантируют, что не будут повышать цены, то и власти должны дать гарантии, что цены на сырье, энергоресурсы, аренду не будут расти. Однако у региональных властей нет влияния ни на монополистов, ни на поставщиков, и гарантии такие они дать не могут. И это подрывает эффективность даже самых благих соглашений о контроле за ценам.К тому же Федеральная антимонопольная служба не в восторге от идей административного сдерживания цен, считая такие соглашения неэффективными. Эта мера дает эффект лишь на короткий срок. Если же соглашение действует долго, то производитель или ритейлер могут повысить цены на те товары, в отношении которых соглашение не действует, чтобы покрыть недополученную прибыль.Доля расходов домохозяйств на еду - один из важнейших социальных показателей. Чем страна богаче, тем эта доля меньше. В странах с высоким уровнем жизни доля расходов на продукты не более 10-15%. Первое место в европейском рейтинге занимает одна из самых зажиточных стран - Люксембург. Расходы на еду тамошней семьи составляют менее 9% ее потребительских расходов. Другая крайность - Украина, где среднестатистическая семья еще до нынешнего кризиса на еду тратила более половины расходов. Россия с показателем в 30% находится на 29 месте рейтинга из 40 стран. Причем за последние 10 лет доля расходов на питание в бюджете семей в нашей стране снизилась на 10 процентных пунктов. При регулировании столь деликатной сферы важно соблюдать баланс: может, лучше поощрять отечественное производство, чем упирать только на сдерживание цен? С продуктами ведь очень важно бывает не пересолить и не переперчить. А то все испортишь.