Во времена, когда была образована госавтоинспекция – а произошло это указом Совнаркома 3 июля 1936 года – правила дорожного движения были просты, как палка. По сути, они сводились к следующей фразе – "Все уличное движение обязано придерживаться следующего порядка: пешеходы уступают дорогу ручной повозке, повозка – извозчику, извозчик – автомашине, а автомашина общего назначения – всем машинам специального назначения и автобусу". С тех пор много воды утекло, много машин побито. Про правила дорожного движения недаром говорят, что они написаны кровью. Люди, которые стоят на страже этих правил, заслуживают, как минимум уважения, несмотря на все байки и анекдоты, которые мы рассказываем про гаишников. Работы у них хватает. С нашей-то манерой езды, про которую еще классик сказал, что кто из русских не любит ее быструю. И с нашими дорогами, которые были, есть и еще долго будут одной из двух главных бед России. В результате ДТП в нашей стране в прошлом году погибли более 27 тысяч человек. И хотя по сравнению с позапрошлым годом число жертв снизилось на 3,5%, это по-прежнему в разы больше, чем в развитых странах. И еще неизвестно, кого тут больше благодарить за снижение смертности – дорогостоящую профилактическую госпрограмму и действия ГИБДД или рост количества иномарок с современными системами безопасности. По числу серьезных ДТП с пострадавшими, кстати, произошел как раз рост, хотя и небольшой. Их в прошлом году было более 204 тысяч. Многие считают, что с нашими людьми надо пожестче. Если бы нравы нынешнего времени это позволяли, то, наверное, нарушителей пороли бы прямо на обочине. Показательно. Смотрите, говорят, такие сторонники строгостей, повысили штраф – и начали пропускать пешеходов на "зебре". Так-то оно так, но не всегда это работает. Повышение уровня вежливости я лично списываю на общий, хотя и медленный, рост культуры вождения и самоуважении водителей к себе. Что же касается строгостей, то их эффективность имеет предел. К примеру, чего только у нас не делают для борьбы с пьянством на дорогах по части всяких ужесточений. А в прошлом году по вине пьяных водителей произошло более 13 тысяч серьезных ДТП, и это составило годовой рост на почти 6%. По их вине погибли 2314 человек, что на 10% больше, чем в 2012 году. И напротив, отмена так называемого нулевого промилле с 1 сентября 2013 года не вызвала всплеска "пьяных" ДТП. Выходит, строгости автоматически не работают. Почти 90% всех аварий происходит из-за нарушений правил. За их соблюдением как раз и должна следить ГИБДД. Однако правила лучше всего соблюдают тогда, когда они на дорогах едины для всех. У нас же все еще действуют в этом смысле феодальные порядки, когда одни пользуются всяческими никак не оправданными привилегиями на дорогах, а другие думаю при этом – а чем я хуже. И тоже нарушают. Часто все сводят только к коррупции в рядах самой ГИБДД. Я думаю, это упрощенный подход, тем более, что сейчас все больше фиксацию нарушений доверяют бездушным камерам, с которыми не договориться. И, между прочим, население в целом оценивает работу ГИБДД вполне положительно – доля положительных оценок выше 70%. С чем мы сегодня сотрудников этой службы, в частности, и поздравляем.