Георгий Бовт: Неплохо бы подсчитать, насколько эффективно тратят деньги пассажиров
https://otr-online.ru/programmy/k-slovu/georgii-bovt-neploho-by-podschitat-naskol-ko-4003.html
Подавляющее большинство предприятий, осуществляющих в России
внутригородские пассажирские перевозки, работает с нулевой или отрицательной
рентабельностью. При этом разброс
цен по всей стране значительный: от 13-15 рублей на троллейбус и трамвай до
25-30 на метро, где оно сеть. Еще больше вольности в ценах на маршрутках. Как и
вольностей с безопасностью перевозок.
При этом компенсации затрат из бюджетов
регионов предприятиям пассажирского транспорта растут, а существенного
улучшения их финансового состояния не происходит. За последние десять лет, по
информации Минтранса, парк автобусов, трамваев и троллейбусов сократился на
40%, свыше 60% парка эксплуатируется сверх установленных нормативов.
Под эту невеселую статистику идут еще
более невеселые разговоры о надобности
отказаться от регулирования тарифов на общественный транспорт, в том числе
метро. Дескать, конкуренция все расставит по местам. Правда, произойдет это
после того, предостерегают многие эксперты, как тарифы за проезд в одночасье
увеличатся раза в полтора.
Между тем, рост даже регулируемых тарифов
на общественный транспорт в последнее десятилетие почти всегда опережал средний
уровень инфляции. Причем тарифы коммерческих перевозчиков, как ни странно,
росли меньше, чем регулируемые властями.
Реальной конкуренции в общественном транспорте нет. Это надо признать. Даже тарифы на маршрутки обычно устанавливаются
после задушевной беседы в местной администрации. К тому же, коммерческие
перевозчики в большинстве случаев работают без соблюдения графиков движения и
только по тем маршрутам, где есть стабильный пассажиропоток.
Если же говорить о метро, то какая там
вообще может быть конкуренция? Рыть параллельный тоннель? В общем, идея
сыровата. И в ближайшее время местным властям все же вряд ли удастся
отвертеться от дотирования общественного транспорта во избежание недовольства
граждан.
Но вообще-то, неплохо было бы хорошенько подсчитать, насколько эффективно тратят
деньги, которые платят пассажиры. Не воруют ли? К примеру, если сравнить,
сколько поездок в общественном транспорте может себе позволить на свою среднюю
зарплату, оставшуюся у него после всех налогов, россиян, американец и немец, то
вот что получится. Получится, что в месяц средний американец может прокатиться
на общественном транспорте примерно 1250 раз (метро там не сильно развито),
немец 813 раз проехаться на метро, а россиянину денег на подземку хватит
лишь на 541 раз.
Так что нашим транспортникам еще есть что подтянуть и по части качества
обслуживания, и в эффективности расходования наших средств, поступивших от
продажи билетов. И не надо нам попусту, как выражается молодежь, компостировать
мозги разговорами про нерентабельность.
Георгий Бовт: Неплохо бы подсчитать, насколько эффективно тратят деньги пассажиров