Георгий Бовт: Российская избирательная система – одна из самых совершенных в мире
https://otr-online.ru/programmy/k-slovu/georgii-bovt-rossiiskaya-izbiratel-naya-sistema-odna-3965.html Нынешней российской избирательной системе 20 лет. 29
сентября 1993 года Указом президента был утвержден первый состав Центральной
избирательной комиссии и определен механизм образования избирательных комиссий
в регионах. 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята
действующая Конституция. Появилось современное государство нового типа.
По историческим меркам 20 лет – срок ничтожный. К тому состоянию, в котором сегодня
находится наша избирательная система, многие страны шли в разы дольше. И
даже когда сегодня скептики говорят, что наша система не идеальна, и они должны
признать, что мы все же движемся в правильном направлении. Хотя многим хотелось
бы быстрее.
Создание практически с чистого листа избирательной системы –
это не выращивание гомункулуса в пробирке. Поиск оптимальных вариантов идет и
сейчас не в искусственных лабораторных условиях, а в стране с огромным
многообразием исторических и культурных традиций. Обеспечить абсолютный
универсализм действия всех норм, а также неписаных обычаев правоприменения на
такой огромной территории – задача беспрецедентная в истории. Правоприменение
невозможно рассматривать вне культурно-исторического контекста. Но также его
невозможно рассматривать отдельно от такого фактора, как гражданская активность
избирателя.
Демократия – это всегда диалог тех, кого избирают, с теми,
кто избирает. Если диалога нет, то система не работает. Демократия постоянно
требует наладки, ремонта и критической самооценки. Она несовершенна. Просто все
другие системы правления, как говорил один великий политик, еще хуже.
Скептикам это может показаться странным, но по части
прописанных формальных процедур российская
избирательная система – одна из самых совершенных в мире. Возьми те или
иные явления из опыта выборов других, считающихся самыми демократическими стран,
– и перенеси на нашу почву, сразу же услышите возмущенные крики о нарушении
элементарных норм демократических приличий. У нас на уровне законов эти
несуразности как раз отрегулированы.
К примеру, недавно прошли в Германии парламентские выборы.
Так вот из 67 партий, заявивших о намерении участвовать в выборах, в
избирательный бюллетень были включены списки лишь 34. Половина. 12 партий
обжаловали отказ в Конституционном суде, который восстановил на выборах только
одну. Дебаты в СМИ проводились, по сути, только между двумя кандидатами от
ведущих партий. Досрочно и по почте проголосовало около 25% избирателей.
Социологические опросы публиковались в день голосования. В России сегодня такое
невозможно. Хотя наша избирательная система 20 лет назад была практически
целиком заимствована из европейского опыта. А сегодня уже другие страны даже
кое-что перенимают у нас. К примеру, практику веб-трансляций с избирательных
участков стали применять на Украине и в Бразилии.
За 20 лет, кажется,
ни один цикл наших федеральных выборов не проводился по одним и тем же правилам.
Менялось законодательство по выборам президента, депутатов законодательной
ветви власти и муниципальных органов. Думу мы избирали по смешанной и по
пропорциональной системе. Проходной барьер варьировалась от 5 процентов с 1993
до 2003 год до 7 процентов в 2007-2011 годах. В 2016 будет снова 5 процентов. С
1995 по 2011 годы число партий, имеющих право участия в федеральных выборах,
уменьшалось: в 1995 их было 273, в 1999 – 139, 2003 – 64, 2007 – 15, 2011 – 7.
Сейчас число зарегистрированных партий снова близится к сотне. Но самое больше
число преодолевших 5-процентный барьер было 20 лет назад – 8 партий.
Менялись требования к представляемым подписям избирателей
при регистрации кандидатов. Изменился порядок формирования Совета Федерации. И
возможно изменится опять, если вернулся к прямым выборам сенаторов. Исчезла
строка «Против всех кандидатов» и «порог явки избирателей» для признания
выборов состоявшимися. Отменено право на образование избирательных блоков. Но
сегодня опять говорят, что, может, их вернут, а то избиратель запутается в
десятках названий партий. Ужесточены требования к организации досрочного
голосования и к открепительным удостоверениям.
Пути дальнейшего реформирования избирательной системы,
возможно, коснутся института агитации и политической рекламы, будет продолжен
поиск оптимального соотношения пропорциональной и мажоритарной избирательных
систем на выборах различных уровней. Однако главный гарант развития избирательной системы в правильном направлении –
это гражданская активность самого общества. Как показывает опыт других
стран, даже при несовершенном формальном законодательстве такая активность не
позволяет допускать масштабные фальсификации, дискредитирующие институт
выборов. И наоборот, даже при совершенном формально законодательстве
безразличное общество может проспать тот момент, когда некие очередные ушлые
популисты, мнящие себя новыми мессиями, его в очередной раз обманут.
Георгий Бовт: Российская избирательная система – одна из самых совершенных в мире