Если вам не понравился товар в магазине, вы можете его вернуть обратно. Если у вас родился нежеланный ребенок, его можно положить в специальный приемный ящик, который называется baby box. Кому-то может показаться, что это изобретение – плод нашего толерантного времени. Мол, вместо того, чтобы спустить народившуюся жизнь в унитаз, кинуть в сугробе или на помойке, ее спасают. Спасают – да. Но веет от этого каким-то бесчеловечным средневековьем. Собственно, такой обычай – подбрасывать новорожденных, не убивая их, именно в средневековье и зародился. Римский папа Иннокентий 3 узаконил ее еще в 12 веке: пусть, мол, побрасывают, нежели убивают. Эта практика широко практиковалась по всей Европе аж до 18-19 веков. Однако в самом конце 19-века она прекратилась. Казалось, человечество осознало: подкидывать родных детей невесть кому – это плохо. Тем не менее, средневековая практика снова расползлась по миру с середины ХХ века. Среди стран-лидеров по таким «приемным ящикам» – Германия, где их более сотни и Пакистан, где их более 300. В начале 2000-х эти «baby box» легализовали во многих европейских странах. В Австрии, Чехии, Франции. За последние 10 лет практика анонимного подкидывания была легализована в 11 из 27 стран Евросоюза. Спасено 400 новорожденных. В Америке во всех штатах можно анонимно оставить новорожденного не старше 72 часов отроду в госпитале или в пожарной охране, которая там – что наша неотложка. В России этот странный обычай пришел в 2010 году. Хотя есть немало стран, где оставление своего новорожденного ребенка – уголовное преступление. Скажем, в Японии и в Великобритании. Мне вот лично как-то ближе почему-то вот этот японо-британский закон. А что говорят по этому поводу международные организации? Сколь соответствует это нашему постиндустриальному обществу? А никак, оказывается, не соответствует. Комиссия ООН по правам человека в последние годы ведет активную борьбу за запрещение таких baby box. Потому что это противоречит Конвенции ООН по правам человека, статья 8. Ребенок имеет право знать, откуда он родом, кто его родители. Когда он станет взрослым, он вправе узнать, кто была его беспутная мать, и кто был его безответственный отец. Он имеет право найти их и посмотреть им в глаза. Возможно, с ненавистью. Но возможно – с любовью. Мы не знаем пределов человеческой подлости. Но мы не знаем и пределов человеческого великодушия и благородства. И когда кто-то говорит примирительно, что, мол, хорошо, что подкинула живым, а могла бы и на помойке выбросить или в сугробе закопать, то все же хочется на это возразить. Хочется, чтобы человеческие поступки оценивались в иной системе нравственных координат и чтобы перед людьми не стоял такой выбор. И еще – чтобы дети жили в семье. В сегодняшней России почти 650 тысяч детей такой возможности не имеют.