Георгий Бовт: Степень защиты прав потребителей зависит от готовности эти права отстаивать

Лет 30 назад у нас сам термин «общество потребления» был ругательным. Мы тогда не потребляли, а ухватывали дефицит, доставали по блату, по распределению от профкома.

Проблемы массового потребительства для нас новые - это покупки, развлечения, транспорт, банковские услуги, медобслуживание, общепит, сотовая связь, ЖКХ, туризм и так далее. Список бесконечен.

Современное общество - это общество потребления. Само понятие «защита прав потребителей» было введено одноименным законом от 7 февраля 1992 года. Началась ориентация экономики на нужды потребителя. Все прежнее законодательство исходило из приоритета интересов изготовителя и продавца, представленных государством.

Тогда же в России появились и первые общественные организации по защите прав потребителей. Сейчас таких более 1300. Все потому, что пошла судебная практика в пользу потребителей по взысканию комиссий. И многие адвокаты стали организовывать общества потребителей, чтобы зарабатывать на этом.

Наше законодательство о защите прав потребителей - одно из самых жестких в мире. Так, потребитель может получить приличную компенсацию за нарушение его интересов - до 50% от взысканной в его пользу суммы. Представьте, что речь идет о бракованном автомобиле!

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены, по выбору истца, в суд, по месту нахождения организации, по месту жительства истца, по месту заключения или исполнения договора.

Хотя, есть проблемы с государственной защитой прав и интересов потребителей. Например, у нас отменили ГОСТы. Требования к качеству продукции стали добровольными. ГОСТы остались в силе лишь в части требований по безопасности продукции и по информированию потребителей.

Другая проблема - защита прав потребителя в суде. Люди боятся связываться с судами. Однако, как ни удивительно, до 90% исков по защите прав потребителей удовлетворяются. Хотя до суда, конечно, доходят люди совсем разозленные, которые, в принципе, правы. В последнее время подается более 300 тысяч таких исков в год.

Не грозит ли нам потребительский экстремизм? Помните, как одна американка отсудила у «Макдональдса» 600 тыс. долларов за то, что сама ошпарилась кипятком? Пока не грозит. Чтобы выиграть существенную компенсацию, у нас надо пройти года два мучений в судах. И сумма будет, в сравнении с этими муками, весьма скромная. Сутяжничество у нас вообще не в моде.

Защита прав потребителей еще раз подтверждает: законы работают настолько хорошо, насколько люди готовы свои права отстаивать. Если не бороться, то ваши права будут нарушать на каждом углу. И так во всем.

В связи с чем можно спросить: является ли опыт отстаивания прав в сфере потребления основой для такого же поведения в других сферах жизни? Является ли воспитание грамотного потребителя в какой-то мере и воспитанием гражданина? Вырастает ли из защиты материальных интересов защита гражданских прав? Если упрощенно, то, научившись выбирать из разных сортов туалетной бумаги, научится ли обыватель так же грамотно выбирать себе депутатов в парламент?

Мне кажется, что на эти вопросы мы пока еще не получили однозначных ответов.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски