Экономика России сейчас не в лучшей форме. Сказываются санкции и падение цен на нефть. Нефтегазовые доходы более чем на половину формируют бюджет, с учетом косвенных доходов - на все 70%. Рост затормозился еще в прошлом году. То есть дело не только в неблагоприятной внешней конъюнктуре, но и в накопившихся внутренних системных проблемах. Рубль с августа упал к доллару на 30%. Люди сокращают потребление, сберегая на "черный день" на случай потери работы. Ресурс потребительского кредитования для стимулирования внутреннего спроса исчерпан. Закредитованность населения и так велика. Предприятия урезают программы развития. Средний рост внутреннего спроса еще недавно составлял 7% в год, а в прошлом году - 1,3%. Инвестиции снижаются второй год подряд. Экономика не растет, хотя ограничение импорта в условиях санкций чуть оживило промышленность. Наметилась тенденция к падению реальных доходов населения. Нужно корректировать экономическую политику, стимулировать экономику, без чего невозможно выполнение всех социальных обязательств. Речь идет о выборе между двумя путями. У каждого есть влиятельные сторонники. Первый - это усиление государства и административного регулирования, решение текущих проблем в режиме ручного управления. Раз перекрыт доступ к западным кредитам, предлагается финансирование мегапроектов из бюджета и Фонда Национального благосостояния. В том числе для помощи крупнейшим госкорпорациям. Предлагают насытить экономику деньгами за счет заемных облигаций и смягчения денежной политики Центробанка. Другой подход исходит из того, что никаких бюджетных денег не хватит. Даже сотни миллиардов рублей из госфондов не сделают погоды. В прошлом году инвестиции составили 13 триллионов. Взамен предлагается высвобождение частной инициативы. Привлечение накоплений населения и предприятий на основе повышения доверия инвесторов к государству, прежде всего к правовой и судебной системе, на основе повышения эффективности работы госинститутов, борьбы с коррупцией. Нужно, говорят сторонники либерализации, убрать административные барьеры для бизнеса, снизить налоговую нагрузку, повысить прозрачность работы госаппарата, обеспечить права собственности. Сейчас первое место по неэффективности в экономике занимает именно госуправление. Россия улучшила позицию в индексе Doing Business, продвинувшись на 62 место. Но по ряду позиций положение плохое. Таможенное регулирование - 155 место, процесс получения разрешения на строительство - 156, подключение к сетям и электричеству - 143. По качеству госуправления мы отстаем от большинства стран мира. В международном индексе верховенства права Россия на 80 месте из 99. Экономика уперлась в потолок развития из-за непрозрачности судов и правоохранительных органов, из-за коррупции. Так, доверие граждан к судебной системе, по прошлогоднему опросу Счетной палаты, за пять лет снизилось с 50 до 30,8%. Выбор между двумя путями развития сделает президент. Возможно, в ежегодном послании Федеральному собранию в декабре. Времени на споры в непростой для страны ситуации уже нет.