Внесенный в Думу бюджет порождает много вопросов. И не только потому, что теперь надо учесть возвращенный Крым, падающие цены на нефть и воздействие западных санкций. Должна быть нащупана новая стратегия активизации замершего экономического роста. Так, чтобы это не привело к резкому падению уровня благосостояния людей. Угодить всем будет трудно, а призывов власти к народу затягивать потуже пояса не было. Правительство не внесло в проект новых налогов и обещает выполнить все социальные обязательства. Сможет ли? Хорошо, есть Резервный фонд, откуда могут пополняться недостающие нефтяные доходы. По пессимистическим прогнозам, его хватит минимум на два года. Проект бюджета сверстан при дефиците менее 1% ВВП, что для большинства стран – немыслимая красота бухгалтерской балансировки. Размер госдолга составит 12,5% – к ВВП. Это безопасный уровень. Хотя звучат влиятельные голоса в пользу увеличения госрасходов для стимулирования роста, не опасаясь бюджетного дефицита. В бюджете есть такие антикризисные меры, как направление средств Фонда национального благосостояния в крупные проекты типа ЦКАД под Москвой и модернизация БАМа и Транссиба. Расходы на оборону увеличиваются на 21%, на экономику в целом – на столько же, на образование, здравоохранение и социальную политику – на 7,3%. Что ниже растущей инфляции, хотя она в проекте заложена в 5,5%, в которые я лично не верю. Как трудно поверить и в заложенный в бюджет на 2015-й год среднегодовой курс доллара в 37,7 рублей. Настораживает, что на фоне разговоров об импортозамещении продуктов стимулирование сельского хозяйства составит 97% от прошлого года. Несмотря на критику, многие эксперты считают, что сохранение заморозки отчислений на накопительную часть пенсии – плюс проекта. Без этого не получилось бы компенсировать дефицит ПФ. Логика в обеспечении стабильности выплат пенсий есть. Хуже всего, что федеральные расходы на здравоохранение составят 78,6% от уровня прошлого года в абсолютных цифрах. На федеральные клиники заложено 60% от уровня 2014 года. Зато увеличат ассигнования на высокотехнологичную медпомощь. Часть расходов придется взять регионам. Найдут ли деньги? Пока в разных регионах идут тревожные разговоры врачей о грядущих реорганизациях и сокращениях. Вроде ради повышения эффективности, но люди насторожились. Доля расходов на здравоохранение в ВВП уменьшается до 3,5%, хотя в развитых странах и даже в восточноевропейских она минимум в два раз выше – к их ВВП. Рост платных медицинских услуг видится необратимым. Система образования получит от Москвы 95% от прошлого года и 91% от 2013. И тут больше придется взять на себя регионам – указание президента о повышении зарплат бюджетникам никто не отменял. Реально это лишь? если регионы начнут сами у себя стимулировать экономическую активность, не ожидая подачек из Москвы. Из проекта бюджета видно, что подачек не будет.