Когда речь заходит о космонавтике, точки зрения часто расходятся на противоположные. Одни горячо утверждают, что мы в космосе по-прежнему чуть ли не держим первенство. Другие упаднически восклицают – все развалено, мы плетемся в хвосте. В последнем случае все часто затмевает поверхностный подход, когда на первом плане видят какие-то скандалы в Роскосмосе или прошлогоднее падение ракеты-носителя "Протон", нанесшее удар программе "Глонасс". При этом забывая о десятках успешных запусков. По их числу и по эффективности выведения грузов на орбиту положение наше весьма пристойно. Хотя в целом с коммерциализацией дела, прямо скажем, не очень. Наша доля на рынке космических услуг около 3%. Мы стабильно обеспечиваем продолжение пилотируемой программы МКС. Отправка американского космонавта с помощью кораблей "Союз" на МКС обходится NASA примерно в $70 млн за одного человека. В год это приносит Роскосмосу до $400 млн. Однако NASA собирается с 2017 года запускать своих астронавтов без нашей помощи, теперь с ухудшением отношений они могут приблизить эти сроки. Пока также работает наш экспорт ракетных двигателей и разгонных блоков, в том числе в Америку. С другой стороны, Россия не имеет ни одного действующего космического аппарата за пределами околоземной орбиты. За весь постсоветский период мы предприняли лишь две попытки вывода наших аппаратов в межпланетное пространство. Оба раза они отправились не туда, а прямиком в Тихий океан. Слабым утешением является то, что на марсианском американском аппарате Curiosity работает российский аппарат по обнаружению воды и никакие санкции ему уже не помеха. А разгонные блоки нашего производства «Фрегат», которые где-то сейчас между Марсом и Венерой, помогли отправить туда же не наши аппараты. Построенный еще в советские годы космодром Байконур стоимостью 50 млрд долларов сегодня за границей, в его будущем нельзя быть полностью уверенным. Строительство собственно космодрома Восточный тянется, как заунывная песня, уже который год. Первый пилотируемый запуск с него запланирован на 2018 год. Недавно объявлено о начале масштабных перемен в космической отрасли. Первое что сделали, это создали управленческий монстр Объединенную ракетно-космическую корпорацию. У Роскосмоса останутся отраслевые научные институты и организации наземной инфраструктуры. О результатах реформы судить рано. В новой структуре 48 организаций и 14 компаний. Все – государственные. Между тем, те же американцы уже запустили пилотируемый аппарат силами исключительно частного бизнеса, который у нас от космоса космически далек. Все наши громкие свершения в космосе связаны с прошлым: первый Спутник, первый человек в космосе, первая женщина-космонавт, первый космический экипаж, первый выход в открытый космос, первая орбитальная станция, первые мягкие посадки на Луну, Венеру, Марс… То было время космической гонки с Америкой, но не только. Не случайно один из людей-символов отечественной космонавтики является чудаковатый мечтатель начала прошлого века из Калуги – Циолковский. Космос для нас всегда был, при всей его очевидной прагматической выгоде и перспективах в использовании в самых разных отраслях экономики и обороны, еще и мечтой. Его реформирование невозможно без постановки новых амбициозных задач. Не будет этой мечты, не будет политической воли, четко поставленных целей и задач прорваться к звездам к такому-то году и числу – никуда и не полетим. Деньги важны, конечно, но только мечта и приказ ее осуществить способны зажечь сердца новых Циолковских и Королевых.