Одной из самых известных цитат Ленина является его фраза о том, что самым важнейшим из искусств для нас является кино. Злые языки, правда, утверждают, что вождь попутно заметил, что формула верна, пока массы остаются неграмотными. Но вот неграмотных нет в помине, а важность кино такая, что Ленин со всей его гениальностью вообразить не мог. Для государства кино является надежным механизмом управления обществом. Для экономики это важный фактор развития. Для зрителя – это любимый вид досуга. И еще – самый доступный путь к искусству. А для наших потомков – исторический документ, самый верный способ определить состояние общества. Но кино – это не такое искусство, чтобы его делать на коленке. Нужна государственная фабрика, потому что дело государственной важности. И вот около станции Потылиха на Воробьевых горах был построен самый большой в Европе киногород. Над входом висели исторические слова Ленина про кино. А символом «Мосфильма» стала скульптура «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной, которая по ироническому сценарию судьбы была дочерью буржуя и иностранки. «Мосфильм» стал фабрикой советских грез и инкубатором для воспитания человека нового типа. Кино – это жизнь, из которой вырезано все скучное, а хорошее всегда побеждает плохое. Советскому человеку нужна была идея, нужна была мечта. Кино вселяло бодрость духа, оптимизм и веру в страну. А на голодный желудок грезы рождаются особенно яркие. Неслучайно первым и главным зрителем всех фильмов был Сталин. Он смотрел любимые фильмы по нескольку раз и не гнался за количеством. На «Мосфильме» стали бояться делать кино. После войны на студии снимали по два фильма в год. Было бы чудовищной ошибкой считать, что «Мосфильм» клепал идеологическую поденщину. Когда Сталин братался с Гитлером, Эйзенштейн снимал «Александра Невского»: «Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет!» Благодаря «Мосфильму» люди стали ходить в кино, как раньше в церковь. «Мосфильм» магнитом притягивал таланты, и пусть авторы наивно верили в идеалы, но они были искренни и сняли много фильмов, которые мы знаем наизусть, как песни. Многие картины «Мосфильма» стали классикой кинематографа и получили самые высокие мировые награды. «Мосфильм» снял 2 500 фильмов. Отличных фильмов так много, что я даже теряюсь, чтобы назвать свой любимый. Но в 1990-х годах главный продюсер – государство – перестал давать «Мосфильму» деньги. Киногород стал вымирать. Было много заманчивых предложений – 34 гектара лучшей земли почти в центре Москвы. Но тогда негде было бы снимать кино. «Мосфильм» выстоял, но сменил стратегию. Теперь сам он почти не снимает фильмов, но предлагает мощности независимым компаниям. Вообразим Большой театр, который распустил артистов, но предлагает сцену гастролерам, пусть даже хорошим. Фабрика грез разбилась о прозу жизни. Рабочего и колхозницу в начале картины уже не увидишь. Жизнь изменилась, грезы обесценились. Кинофабрика должна быть рентабельна и приносить прибыль. Ни рабочий, ни колхозница добывать деньги никогда не умели.