Сергей Лесков: Мы упорно не желаем строить дороги
https://otr-online.ru/programmy/k-slovu/sergei-leskov-my-uporno-ne-zhelaem-4131.html
Наш любимый герой Остап Бендер призывал ударить по
бездорожью и разгильдяйству. Это было еще до первых пятилеток, индустриализации
и коллективизации, до эпохи развитого социализма и социализма с человеческим
лицом, до рыночной экономики и суверенной демократии. Какие бы ветра ни
проносились над страной, дороги в России всегда были плохие. Пушкин, который
знал о России все, писал в «Евгении Онегине»:
«Со временем (по расчисленью /Философических таблиц /Лет через пятьсот)
дороги верно /У нас изменятся безмерно: /Шоссе Россию здесь и тут, /Соединив,
пересекут».
Но, как мы знаем, не пересекли. Нам проще памятник Пушкину
поставить, чем дорогу построить. При неимоверных территориях Россия по
протяженности дорог находится на 7-8-м месте в мире, уступая со своим одним
миллиардом километров Америке в 6,5 раз, Индии
в 3,5 раза. Но даже в маленькой Японии дорог чудесным образом больше,
чем у нас. Мы упорно не желаем строить дороги. В Западной Европе в расчете на одного
человека тратится по 200-300 евро, в Америке – еще больше, в России – только 35
евро. Стоит ли говорить, что дороги – это не роскошь, а экономическая
необходимость? Неразвитость транспортной инфраструктуры наносит экономике
совокупный ущерб в треть ВВП.
Кстати, это тоже вопрос, что чиновники в отчетах дорогой
называют? Вы думаете, что дорога – это твердое покрытие? Ничего подобного! Три
четверти наших дорог – это проселочные грунтовки с ухабами и колдобинами. Но
именно они составляют основную часть рапортов о новом строительстве. В итоге десять лет назад проселочных дорог в России было 8 процентов, а сейчас каждая пятая
дорога не имеет твердого покрытия. Десять процентов российских граждан проживают в
глухих местах, где круглогодичной сети автодорог не имеется. То есть каждый
десятый россиянин живет, как при Владимире Красно Солнышко, его не коснулись
блага цивилизации и демократии.
Отдельный вопрос – отвратительное качество наших дорог. 15
процентов аварий происходят по причине дефектов транспортного полотна. Это
невосполнимые человеческие потери и огромный экономический ущерб. У каждого
перед глазами – мириады примеров, когда новую, едва положенную дорогу сразу
начинают ремонтировать. Даже дороги федерального значения качеством не
отличаются. В наш славный инновационный град Сколково проложили трассу с
использованием новейших технологий, но через год пришлось провести капитальный
ремонт. К саммиту АТЭС во Владивостоке построили дорогу от аэропорта до острова
Русский, но она сразу пришла в аварийное состояние, потому что не учли
водоотвод. Не помогло даже то, что первый проект развивается под контролем
Медведева, второй – под контролем Путина.
Кстати, о технологиях. В Америке, которая является мировым
лидером по части дорог, давно отказались от столь милого нашему сердцу
асфальта. В Америке кладут бетонные плиты и стягивают их стальными тросами. Это
значительно дешевле и надежнее. Однако эти соображения для нас являются не
плюсом, а минусом. Потому что нигде нельзя заработать такие бешеные деньги, как
на строительстве дорог. В России один километр дороги обходится в 15 миллионов
долларов, в Германии – 8 миллионов, в Америке – 5 миллионов, в Китае – 3
миллиона. Но это еще цветочки! Строительство трассы Москва – Санкт-Петербург обходится
дороже, чем прокладка Большого адронного коллайдера в Швейцарии, который
долбили под землей в скальных породах.
Правда, коллайдер работает, а современной трассы между двумя
столицами как не было, так и нет. Если бы Александр Сергеевич сошел с
постамента и проехался по дороге, особых изменений он бы не заметил. Потому что
пятисот лет еще не прошло.
Сергей Лесков: Мы упорно не желаем строить дороги