Наш любимый герой Остап Бендер призывал ударить по бездорожью и разгильдяйству. Это было еще до первых пятилеток, индустриализации и коллективизации, до эпохи развитого социализма и социализма с человеческим лицом, до рыночной экономики и суверенной демократии. Какие бы ветра ни проносились над страной, дороги в России всегда были плохие. Пушкин, который знал о России все, писал в «Евгении Онегине»:  «Со временем (по расчисленью /Философических таблиц /Лет через пятьсот) дороги верно /У нас изменятся безмерно: /Шоссе Россию здесь и тут, /Соединив, пересекут». Но, как мы знаем, не пересекли. Нам проще памятник Пушкину поставить, чем дорогу построить. При неимоверных территориях Россия по протяженности дорог находится на 7-8-м месте в мире, уступая со своим одним миллиардом километров Америке в 6,5 раз, Индии  в 3,5 раза. Но даже в маленькой Японии дорог чудесным образом больше, чем у нас. Мы упорно не желаем строить дороги. В Западной Европе в расчете на одного человека тратится по 200-300 евро, в Америке – еще больше, в России – только 35 евро. Стоит ли говорить, что дороги – это не роскошь, а экономическая необходимость? Неразвитость транспортной инфраструктуры наносит экономике совокупный ущерб в треть ВВП. Кстати, это тоже вопрос, что чиновники в отчетах дорогой называют? Вы думаете, что дорога – это твердое покрытие? Ничего подобного! Три четверти наших дорог – это проселочные грунтовки с ухабами и колдобинами. Но именно они составляют основную часть рапортов о новом строительстве. В итоге десять лет назад проселочных дорог в России было 8 процентов, а сейчас каждая пятая дорога не имеет твердого покрытия. Десять процентов российских граждан проживают в глухих местах, где круглогодичной сети автодорог не имеется. То есть каждый десятый россиянин живет, как при Владимире Красно Солнышко, его не коснулись блага цивилизации и демократии. Отдельный вопрос – отвратительное качество наших дорог. 15 процентов аварий происходят по причине дефектов транспортного полотна. Это невосполнимые человеческие потери и огромный экономический ущерб. У каждого перед глазами – мириады примеров, когда новую, едва положенную дорогу сразу начинают ремонтировать. Даже дороги федерального значения качеством не отличаются. В наш славный инновационный град Сколково проложили трассу с использованием новейших технологий, но через год пришлось провести капитальный ремонт. К саммиту АТЭС во Владивостоке построили дорогу от аэропорта до острова Русский, но она сразу пришла в аварийное состояние, потому что не учли водоотвод. Не помогло даже то, что первый проект развивается под контролем Медведева, второй – под контролем Путина. Кстати, о технологиях. В Америке, которая является мировым лидером по части дорог, давно отказались от столь милого нашему сердцу асфальта. В Америке кладут бетонные плиты и стягивают их стальными тросами. Это значительно дешевле и надежнее. Однако эти соображения для нас являются не плюсом, а минусом. Потому что нигде нельзя заработать такие бешеные деньги, как на строительстве дорог. В России один километр дороги обходится в 15 миллионов долларов, в Германии – 8 миллионов, в Америке – 5 миллионов, в Китае – 3 миллиона. Но это еще цветочки! Строительство трассы Москва – Санкт-Петербург обходится дороже, чем прокладка Большого адронного коллайдера в Швейцарии, который долбили под землей в скальных породах. Правда, коллайдер работает, а современной трассы между двумя столицами как не было, так и нет. Если бы Александр Сергеевич сошел с постамента и проехался по дороге, особых изменений он бы не заметил. Потому что пятисот лет еще не прошло.