Сергей Лесков об авиакатастрофе в Казани: Впору говорить о техническом дефолте страны

Сергей Лесков об авиакатастрофе в Казани: Впору говорить о техническом дефолте страны | Программы | ОТР

Обозреватель ОТР Сергей Лесков после авиакатастрофе в Казани рассуждает о системных причинах, приведших к трагедии

2013-11-19T11:52:00+03:00
Сергей Лесков об авиакатастрофе в Казани: Впору говорить о техническом дефолте страны
Георгий Бовт об ипотеке: Главное - не довести ни заемщиков, ни банки до банкротства
Георгий Бовт: Режим и строй могут быть разными, а Родина - одна
Евразийский экономический союз может стать главным проектом интеграции на постсоветском пространстве
Сергей Грызунов: Проект "Южный поток" с самого начала выглядел политизированным и дорогим
Георгий Бовт: Богатства Арктики – наш главный козырь в конкуренции новейшего времени
Сергей Лесков: Таможенный союз проходит проверку на прочность
Сергей Лесков: Каждый час в России от СПИДа умирают три человека
Сергей Грызунов: Неудачи Красной Армии в финской кампании добавили Гитлеру уверенности в начале войны против СССР
Георгий Бовт: Экономике России надо слезать с нефтяной иглы
Сергей Лесков: Что будет с курсом дальше, Сорос и Глоба вместе не угадают

Знаменитый летчик Герой Советского Союза Марк Галлай говорил: «Чем ниже скорость и высота полета, тем он опаснее». Это замечание можно отнести не к отдельному самолету, а к состоянию всей авиационной отрасли.

Если отрасль не стремится вверх, если она замедляет ход и перестает прогрессировать, она становится опасной. Мы перестали делать гражданские самолеты, пальцев на одной руке хватит. Как следствие, катастрофы в нашем небе случаются слишком часто, их статистика удручает.

В прежние времена СССР выпускал каждый второй в мире самолет, мы контролировали четверть мирового рынка. Сейчас мы потеряли даже внутренний рынок. Но если ты не умеешь делать самолеты, автоматически ты и летаешь все хуже. Можно ли было вообразить, что наша страна, мировой лидер в авиации, купит подержанный самолет, который провел свои лучшие годы в Уганде и на Балканах. Именно такова судьба рухнувшего в Казани Boeing. Символично, что в Казани находится несколько авиационных заводов, которые дышат на ладан.

Ключевой для безопасности полетов считается следующий фактор – в мире на 1 миллион пассажиров в среднем погибает 1 человек. В США этот фактор – 0,25, в Европе – 0,15. В России – 1,5, но в иные годы даже выше, поднимается до 5. Такие показатели аварийности характерны для слаборазвитых стран. Чуть ли единственной рекламой в советские времена был лозунг «Летайте самолетами Аэрофлота». Теперь наши люди боятся нашу авиацию.

Когда-то Аэрофлот в год перевозил 130 миллионов пассажиров. Сейчас российский пассажиропоток упал до 35 миллионов. Кстати, в США в год летают 650 миллионов пассажиров. Стоит ли говорить, что мобильность населения – важный фактор современной экономики, который далеко превосходит масштабы авиакомпаний.

Наши чиновники от авиации любят, как заклятие, повторять статистку: человеческий фактор – причина 90% авиакатастроф. Это самое простое и самое удобное объяснение. Как говорится, нет человека – нет проблемы. Но где начинается и где заканчивается человеческий фактор? Когда вся авиация находится в глубоком пике, можно ли говорить о вине отдельного экипажа?

В стране осталось единственное Ульяновское училище, которое выпускает пилотов для гражданской авиации. Неудивительно, что в условиях кадрового дефицита командирами экипажей воздушных лайнеров сплошь и рядом становятся хорошие парни, не имеющие достаточного опыта и квалификации.

Но если честно, проблема не ограничивается авиацией. В России техногенные аварии идут валом. Ракеты падают еще чаще. И связано это все с тем же отсутствием развития, кризисом науки, резким падением квалификации персонала. Впору говорить о техническом дефолте страны. Но начальникам проще прятаться за человеческий фактор.

Однажды перед рекордным полетом Сталин спросил конструктора Ильюшина: «Вы гарантируете, что в случае аварии самолет сядет на воду?» Ильюшин твердо ответил: «Я гарантирую, что самолет сядет в Америке». Сейчас такой уверенности не выкажет ни один конструктор, ни один летчик. Согласно старому летному правилу, чтобы снизить аварийность, всей отрасли надо подняться на новую высоту. Даже не отрасли – подняться надо всей стране. 

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)