Сергей Лесков об авиакатастрофе в Казани: Впору говорить о техническом дефолте страны
https://otr-online.ru/programmy/k-slovu/sergei-leskov-ob-aviakatastrofe-kazani-vporu-4946.html Знаменитый летчик Герой Советского Союза Марк Галлай
говорил: «Чем ниже скорость и высота полета, тем он опаснее». Это замечание
можно отнести не к отдельному самолету, а к состоянию всей авиационной отрасли.
Если отрасль не
стремится вверх, если она замедляет ход и перестает прогрессировать, она
становится опасной. Мы перестали делать гражданские самолеты, пальцев на
одной руке хватит. Как следствие, катастрофы в нашем небе случаются слишком
часто, их статистика удручает.
В прежние времена СССР
выпускал каждый второй в мире самолет, мы контролировали четверть мирового
рынка. Сейчас мы потеряли даже внутренний рынок. Но если ты не умеешь делать
самолеты, автоматически ты и летаешь все хуже. Можно ли было вообразить, что
наша страна, мировой лидер в авиации, купит подержанный самолет, который провел
свои лучшие годы в Уганде и на Балканах. Именно такова судьба рухнувшего в
Казани Boeing.
Символично, что в Казани находится несколько авиационных заводов, которые дышат
на ладан.
Ключевой для безопасности полетов считается следующий фактор
– в мире на 1 миллион пассажиров в
среднем погибает 1 человек. В США этот фактор – 0,25, в Европе – 0,15. В
России – 1,5, но в иные годы даже выше, поднимается до 5. Такие показатели
аварийности характерны для слаборазвитых стран. Чуть ли единственной рекламой в
советские времена был лозунг «Летайте самолетами Аэрофлота». Теперь наши люди боятся нашу авиацию.
Когда-то Аэрофлот в год перевозил 130 миллионов пассажиров.
Сейчас российский пассажиропоток упал до 35 миллионов. Кстати, в США в год
летают 650 миллионов пассажиров. Стоит ли говорить, что мобильность населения –
важный фактор современной экономики, который далеко превосходит масштабы
авиакомпаний.
Наши чиновники от авиации любят, как заклятие, повторять
статистку: человеческий фактор – причина 90% авиакатастроф. Это самое простое и
самое удобное объяснение. Как говорится, нет человека – нет проблемы. Но где
начинается и где заканчивается человеческий фактор? Когда вся авиация находится в глубоком пике, можно ли говорить о вине
отдельного экипажа?
В стране осталось единственное Ульяновское училище, которое
выпускает пилотов для гражданской авиации. Неудивительно, что в условиях
кадрового дефицита командирами экипажей воздушных лайнеров сплошь и рядом
становятся хорошие парни, не имеющие достаточного опыта и квалификации.
Но если честно, проблема не ограничивается авиацией. В России техногенные аварии идут валом.
Ракеты падают еще чаще. И связано это все с тем же отсутствием развития, кризисом
науки, резким падением квалификации персонала. Впору говорить о техническом дефолте страны. Но начальникам проще
прятаться за человеческий фактор.
Однажды перед рекордным полетом Сталин спросил конструктора
Ильюшина: «Вы гарантируете, что в случае аварии самолет сядет на воду?» Ильюшин
твердо ответил: «Я гарантирую, что самолет сядет в Америке». Сейчас такой
уверенности не выкажет ни один конструктор, ни один летчик. Согласно старому
летному правилу, чтобы снизить аварийность, всей отрасли надо подняться на
новую высоту. Даже не отрасли – подняться надо всей стране.
Сергей Лесков об авиакатастрофе в Казани: Впору говорить о техническом дефолте страны