Петицию подписало больше тысячи учителей из полусотни регионов. Подписи собирали без административного давления, по зову сердца. Значит, проблема серьезная. На форуме Общенародного фронта в Пензе учителя жаловались президенту России на то, что они завалены документами и главной работой занимаются все меньше. Президент дал указания министру. И теперь министр образования Дмитрий Ливанов на встречах с учителями убедительно говорит о том, что учителей необходимо освободить от сложной отчетности, чтобы учителя занимались своей главной работой. Но в действительности сдвиги в худшую сторону. Тотальный и назойливый контроль за каждым шагом. Громоздкие и мелочные инструкции на все случаи жизни. Зачем учить педагогов 5 лет в институте, если потом им так не доверяют? За год учитель должен написать около тысячи отчетов. Кто их читает? Знакомый учитель рассказывал по секрету, что часто пишет что-то вроде "Раз- два-три-четыре-пять, вышел зайчик погулять". И так раз за разом - пока никто не заметил. Кто не доверяет учителям? Чиновники. Каждый год армия чиновников в России становится все больше. Их уже 1,5 миллиона. Что делать этим дотошным людям? Проверять, как работают другие. Выдумывать циркуляры и посылать строгие проверки. При этом по всей стране идет стон о том, что качество образования падает катастрофически. Кстати, учителей в России меньше, чем чиновников. Намного - на 300 тысяч. Хотя 10 лет назад учителей было больше. Тенденция явная и, мне кажется, плохая. В опросах 50% учителей признается, что за полгода отчетности стало еще больше. 45% сказали, что чувствуют себя загнанными лошадьми. То есть они еще шутят. Уже кажется, что учитель нужен не для того, чтобы учить детей, а для того, чтобы обеспечить школе достижение необходимых показателей. А от этого зависит финансирование. Обучение ребенка превращается в побочное занятие, на котором зарабатываются деньги. В детстве самым страшным книжным героем мне казался кардинал Ришелье, который преследовал трех мушкетеров. Потом я узнал, что первый министр Ришелье был противником всеобщего образования и говорил, что государство, все подданные которого грамотны, так же чудовищно, как тело, имеющее глаза на всех своих органах. Кардинал Ришелье был бюрократом. Но это же средневековый бюрократ. И вряд ли Ришелье - лучший пример для наших чиновников.