День гибели подводной лодки "Комсомолец" объявлен днем памяти погибших моряков-подводников. Сегодня на всех подлодках и во всех портах базирования в полдень были приспущены Андреевские флаги. За послевоенные годы погибли 12 наших подводных лодок. За этот мирный период страна потеряла почти тысячу подводников. В шести катастрофах экипажи погибли в полном составе вместе с кораблем. Служба подводников сопряжена с большим риском, и даже в мирное время нельзя говорить, что для них наступает спокойная жизнь. У нас нет разветвленной сети заморских военных баз. Подводные лодки выполняли задачу ядерного сдерживания в годы "холодной войны". Да и теперь не остаются без дела. Наши подводные лодки считаются лучшими в мире. Подводникам принадлежат мировые рекорды по глубине погружения, по скорости, по маневренности, по плаванию подо льдами. Но сложность технических систем приводит к авариям. В открытом океане, вдалеке от берега аварии могут обернуться трагедией. Атомная подлодка "Комсомолец" опережала свое время по многим позициям. В ней были собраны уникальные инновационные, как сказали бы сейчас, решения. Впервые лодка была сделана из легкого и прочного титана, что позволило установить непревзойденный до сих пор мировой рекорд погружения – 1 200 метров. На рабочем ходу ее нельзя было обнаружить никакими средствами, и лодка с ядерными ракетами была неуязвима для любого неядерного оружия. Пожар в Норвежском море погубил субмарину. До родных берегов было 800 километров. Погибло 42 моряка, 27 были спасены. Причины трагедии до сих пор неясны. Моряки и конструкторы перекладывали вину друг на друга, а выводы правительственной комиссии были невнятны и непрофессиональны. Комиссия работала не для истины, а для общего спокойствия. Какие уроки мы должны извлечь из трагедии? 1980-е годы – эпоха бурных и не всегда дальновидных политических перемен. И одновременно это эпоха страшных техногенных аварий с человеческими жертвами. Чернобыль наступал едва ли не в каждой отрасли. Самый главный урок состоит в том, что политическая неразбериха и неуправляемость государства приводят к большим катастрофам. Совсем неслучайно председатель Госкомиссии, которая занималась подлодкой "Комсомолец", через 2 года стал членом ГКЧП.