Когда речь заходит о рабстве, большинству из нас кажется, что это не более актуальная проблема, чем поиски морского пути в Индию или путешествие из пушки на Луну. Какие рабы, если на дворе 21-й век? Забавной шуткой выглядит стихотворение Сергея Михалкова, когда на спектакле «Хижина дяди Тома», на сцену выбежала девочка и протянула плантатору пять рублей, чтобы спасти благородного раба. «И воцарилась тишина, согретая дыханьем зала, и вся Советская страна за этой девочкой стояла...» Между тем, если на тот момент где и было рабство, то как раз в советской стране. Фраза из первого советского букваря «Мы не рабы, рабы не мы» – всего лишь звонкая декларация. У крестьян, например, паспортов не было, они были насильно привязаны к колхозам, свободы в государстве рабочих и крестьян было меньше, чем у крепостных при царе. Впервые в нашей стране крестьяне получили паспорта при Хрущеве, и несправедливо, что этот факт слишком редко ставится ему в заслугу. Но кто такой раб? Во все времена пылкий поклонник мог поэтично назвать себя рабом, а объект страсти – своей королевой. Но мне кажется, любовное рабство – особая материя. Широко известно выражение президента Путина о том, что он много лет пахал, «как раб на галерах», и ему не стыдно смотреть в глаза избирателям. Но это тоже образ, хотя убедительный. В разные времена рабство понимали по-разному. В античную эпоху философ Аристотель систематизировал орудия труда. Были молчащие орудия, были мычащие – это скот, а были говорящие орудия – это рабы. Самое смешное по нынешним временам, что в Афинах, где родилось понятие демократия, полиция была сформирована исключительно из рабов. Сейчас полиция, мягко говоря, стала свободной дальше некуда. ООН определяет раба как человека, который не может по своей воле отказаться от работы. Рабством можно считать долговую кабалу, банковские кредиты, а в нашей стране – ипотеку, которая выдается под немыслимые спекулятивные проценты. Рабством является жизнь в моногородах, где все люди зависят от градообразующего гиганта, который диктует свою волю. В бесконечных пробках мы тоже являемся рабами, потому что прикованы к машине. По документам ООН проституция – часто тоже форма рабства. А еще по оценке ООН, в мире принудительным трудом занято 250 миллионов детей, из них 110 миллионов – младше 12 лет. Торговля людьми и незаконная миграция, которая стала проблемой для России, – тоже рабство. У нас процветало «мобильное рабство», когда телефонным номером ты был намертво привязан к оператору связи. Отмена «мобильного рабства» символично произошла во Всемирный день борьбы с рабством. Может ли простой российский гражданин считать Всемирный день борьбы с рабством личным праздником? Тут уж каждый решает за себя. Но что касается писателя Чехова, для него вопрос абстрактным не был. В одном из писем Чехов призывал «выдавливать из себя по каплям раба и, проснувшись в одно прекрасное утро, почувствовать, что в жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая». Рецепт суровый, но мне кажется, что попробовать стоит.