Сергей Лесков: Железные дороги для необъятной России жизненно необходимы
https://otr-online.ru/programmy/k-slovu/sergei-leskov-zheleznye-dorogi-dlya-neob-yatnoi-6859.html
Трудно поверить, что на заре
технической революции поезда повергали людей в ужас. Всерьез обсуждалась
возможность того, что коровы от паровозных гудков перестанут телиться и давать
молоко, а при скорости выше 20 км/час из вагонов уйдет воздух и пассажиры умрут
от удушья. Запомним эту цифру - 20 км/час. Еще совсем недавно она казалась
предельной для железнодорожного транспорта.
Чем отличаются эпохи
друг от друга? Самое наглядное отличие -
скорость передвижения. На первой в России и до сих пор самой важной
Николаевской железной дороге между Москвой и Санкт-Петербургом в XIX веке
предусматривалось движение со скоростью 16 км/ч - для грузовых поездов и 37
км/ч - для пассажирских. В 2010 году запущен скоростной поезд «Сапсан», который
развивает скорость 230 км/ч и пробегает расстояние между двумя столицами за 4
часа. Если бы Гоголь прокатился на «Сапсане», он свою «Птицу-тройку» написал бы
совсем по-другому.
Не надо быть профессором
экономики, чтобы понять, что железные
дороги для необъятной России - цель стратегическая, архиважная, жизненно
необходимая. Подбирайте самые громкие эпитеты! Во второй половине XIX века
строительство железных дорог оказалось одним из факторов социально-экономического
прорыва России и вывело ее в мировые лидеры.
Вот показательные цифры.
В царской России к революции было построено 75 тысяч км железных дорог. Сейчас
в России в общем пользовании - 85 тысяч км. И это через 100 лет! Выводы
напрашиваются. По протяженности железных дорог мы уступаем Америке, которая
имеет схожую с нами территорию, в 4 раза, а по плотности дорог - в 5 раз. Мы
даже Украине уступаем в 7 раз.
Как известно, время - деньги, а скорость тогда - прибыль.
В развитых странах взят курс на высокоскоростные дороги. Скорость - не менее
300 км/ч. В Европе, Японии, Китае таких дорог уже 20 тысяч километров. В
Концепции развития России предусмотрено строительство скоростных дорог. До 2030
года надо построить 4 тысячи километров. Скорость - в 10 раз быстрее, чем ездил
царь! По планам новые пути должны быть проложены от Москвы до Санкт-Петербурга,
до Екатеринбурга через Казань и Нижний Новгород, до Адлера через
Ростов-на-Дону. Ближе всего к реализации дорога на Казань, которая может быть
запущена к 2019 году и даст прирост ВВП в 7 триллионов рублей, а также 40 тысяч
новых рабочих мест. До Казани можно
будет домчаться за 3, 5 часа!
Да вот беда - денег в бюджете нет. Только на Казань
нужен 1 триллион рублей. Поэтому предложено заимствовать средства из Фонда
национального благосостояния и Пенсионного фонда. Деньги должны вернуться и
окупиться. Не напрямую через продажу билетов - это невозможно - а через
социальное оживление регионов. По опросам 85% населения поддерживают прокладку
через их территорию скоростных дорог. Впрочем, при царе Транссибирскую
магистраль построили полностью на средства казны, даже иностранных
заимствований не брали.
Только странно, что цена у нас назначена в 36 миллионов за 1 километр,
а в Китае в прошлом году запущена скоростная дорога между городами Харбин и
Далянь по цене в 2 раза дешевле. Кстати, оба города основаны русскими
инженерами-путейцами, а потом, вместе с могилами инженеров, достались Китаю. Но
на обиде далеко не уедешь. Лучше дать гудок и отправиться вдогонку за теми, кто
ходил у нас в подмастерьях.
Сергей Лесков: Железные дороги для необъятной России жизненно необходимы