Сергей Лесков: Железные дороги для необъятной России жизненно необходимы

Трудно поверить, что на заре технической революции поезда повергали людей в ужас. Всерьез обсуждалась возможность того, что коровы от паровозных гудков перестанут телиться и давать молоко, а при скорости выше 20 км/час из вагонов уйдет воздух и пассажиры умрут от удушья. Запомним эту цифру - 20 км/час. Еще совсем недавно она казалась предельной для железнодорожного транспорта.

Чем отличаются эпохи друг от друга? Самое наглядное отличие - скорость передвижения. На первой в России и до сих пор самой важной Николаевской железной дороге между Москвой и Санкт-Петербургом в XIX веке предусматривалось движение со скоростью 16 км/ч - для грузовых поездов и 37 км/ч - для пассажирских. В 2010 году запущен скоростной поезд «Сапсан», который развивает скорость 230 км/ч и пробегает расстояние между двумя столицами за 4 часа. Если бы Гоголь прокатился на «Сапсане», он свою «Птицу-тройку» написал бы совсем по-другому.

Не надо быть профессором экономики, чтобы понять, что железные дороги для необъятной России - цель стратегическая, архиважная, жизненно необходимая. Подбирайте самые громкие эпитеты! Во второй половине XIX века строительство железных дорог оказалось одним из факторов социально-экономического прорыва России и вывело ее в мировые лидеры.

Вот показательные цифры. В царской России к революции было построено 75 тысяч км железных дорог. Сейчас в России в общем пользовании - 85 тысяч км. И это через 100 лет! Выводы напрашиваются. По протяженности железных дорог мы уступаем Америке, которая имеет схожую с нами территорию, в 4 раза, а по плотности дорог - в 5 раз. Мы даже Украине уступаем в 7 раз.

Как известно, время - деньги, а скорость тогда - прибыль. В развитых странах взят курс на высокоскоростные дороги. Скорость - не менее 300 км/ч. В Европе, Японии, Китае таких дорог уже 20 тысяч километров. В Концепции развития России предусмотрено строительство скоростных дорог. До 2030 года надо построить 4 тысячи километров. Скорость - в 10 раз быстрее, чем ездил царь! По планам новые пути должны быть проложены от Москвы до Санкт-Петербурга, до Екатеринбурга через Казань и Нижний Новгород, до Адлера через Ростов-на-Дону. Ближе всего к реализации дорога на Казань, которая может быть запущена к 2019 году и даст прирост ВВП в 7 триллионов рублей, а также 40 тысяч новых рабочих мест. До Казани можно будет домчаться за 3, 5 часа!

Да вот беда - денег в бюджете нет. Только на Казань нужен 1 триллион рублей. Поэтому предложено заимствовать средства из Фонда национального благосостояния и Пенсионного фонда. Деньги должны вернуться и окупиться. Не напрямую через продажу билетов - это невозможно - а через социальное оживление регионов. По опросам 85% населения поддерживают прокладку через их территорию скоростных дорог. Впрочем, при царе Транссибирскую магистраль построили полностью на средства казны, даже иностранных заимствований не брали.

Только странно, что цена у нас назначена в 36 миллионов за 1 километр, а в Китае в прошлом году запущена скоростная дорога между городами Харбин и Далянь по цене в 2 раза дешевле. Кстати, оба города основаны русскими инженерами-путейцами, а потом, вместе с могилами инженеров, достались Китаю. Но на обиде далеко не уедешь. Лучше дать гудок и отправиться вдогонку за теми, кто ходил у нас в подмастерьях. 


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски