Максим Митченков: Александр Георгиевич, рады вас видеть, здравствуйте, с днём рождения вас! Александр Филиппенко: Здравствуйте, спасибо! Самый необычный день рождения, вы знаете. Максим Митченков: Почему самый необычный? Александр Филиппенко: Мы на пороге новых событий! Я вам скажу, что весь этот карантин дал возможность подумать о многом, понимаете, проанализировать и сделать, внести какие-то поправки в будущие проекты, прожекты, импровизации так называемые, и во главе всего этого была дочка, которая правда уже кандидат исторических наук… Максим Митченков: Да. Александр Филиппенко: Уже взрослый человек, но она говорила это слово – «цифровизация». Максим Митченков: Да, популярное слово сейчас. Александр Филиппенко: Вот и думай, потому что я столкнулся с этими передачами по зуму… Максим Митченков: Да-да-да. Александр Филиппенко: Это интересно, понимаете, было, всё время такие импровизации, и вот также дочка настояла, чтобы я открыл инстаграм. Максим Митченков: Александр Георгиевич, а вы в интернете вообще выступали, вы читали стихи, делали какие-то спектакли онлайн? Любовь Наливайко: Онлайн, да. Александр Филиппенко: Я посмотрел, как читали стихи и вот тут мне не всё понравилось. Казалось бы, выйти в интернет – это всего надо две кнопки иметь, вкл. и выкл. Максим Митченков: Да. Александр Филиппенко: И можешь выходить – нет. Картинка, свет, звук – это очень важные моменты, ребята, и друга манера актёрской игры и вот это слово – «формат». Ведь важный вопрос, как нас в Щукинском училище учили, что висит в воздухе, что интересует сейчас зрителя – вот надо угадать. Это надо всё учитывать и быть к этому внимательным. Любовь Наливайко: Скажите, вы, получается, готовитесь сейчас с учётом: свет, маска – вот это всё, вот эти условности онлайн-формата? Александр Филиппенко: Да-да-да, безусловно, это всё записано, отдельная есть книжечка на столе, как там у Кирсанова: «Пусть, как ковер из маргариток, без сорняков и верняков – ждёт на столе неразбериха. разрозненных черновиков. И стол мой письменный – не дот, и кто захочет – пусть берет. Он календарь на нём найдет с делами на сто лет вперёд...». Максим Митченков: Александр Георгиевич, вот мы сейчас смотрим на вас такого позитивного, такого жизнерадостного и как-то у на не складывается то, что у вас очень много образов отрицательных в кино, почему так получилось? Александр Филиппенко: Это его величество случай, он играет в жизни актёра главную роль, главное – быть готовым. Первой мой в 69-м году – «Я его невеста», я молодого паренька-шофёра играл. ФРАГМЕНТ Х/Ф «Я ЕГО НЕВЕСТА» Александр Филиппенко: Причёска была, а потом я стал терять волосы и другой типаж, а в другой типаж, очень важный момент, опасный, сложный: я прихожу читаю им Левитанского, Пастернака, Окуджаву, а режиссёр кивает и говорит: «Ну-ка, повернись вправо, повернись влево, дайте ему в руки автомат», – с «Рождённая революцией» как пошло-поехало… ФРАГМЕНТ Т/С «РОЖДЁННАЯ РЕВОЛЮЦИЕЙ» Максим Митченков: Но мы так понимаем, Бортко когда предложил вам роль в своём фильме «Мастер и Маргарита», там нельзя было отказаться, да? Александр Филиппенко: Конечно, что вы! Булгаков! Первой строчкой у меня идёт в кино, конечно, мой друг Иван Лапшин… Максим Митченков: Да. Любовь Наливайко: Да. Александр Филиппенко: А второй – булгаковский весь набор. И все разные они, и Кара и Бортко, все разные. Я вот стоял с Басилашвили рядом, всё время на съёмках был рядом – при Воланде Азазелло. Максим Митченков: Да. Александр Филиппенко: Какие тексты потрясающие были! Басилашвили готов всегда, если вдруг изменения какие-то, говорит: «Дайте мне 5 минут», – и потом идёт текст великий, что вы, что вы!.. ФРАГМЕНТ Т/С «МАСТЕР И МАРГАРИТА» Любовь Наливайко: Сложно представить, что вы когда-то выбрали вообще Физтех, такая была у вас страница… Александр Филиппенко: Ой, дорогая, вот совсем… Начало 60-х, я закончил школу, атом-космос-Гагарин… Максим Митченков: Выбора не было, да. Александр Филиппенко: Какой ГИТИС или ВГИК, вы что! Только лучший в мире ВУЗ – только Физтех, но сразу же я – член молодой команды КВН «Физтех», и тогда были прямые передачи в эфир, ещё в домасляковский период… Максим Митченков: Да. Александр Филиппенко: С Шаболовки. Ой, Боже мой, я вспоминаю, как в прямом эфире прямо капитан наш садился в автобус, они уезжали в Шереметьево, за время передачи самолёт прилетал в Пулково, и финал капитанов шёл из Пулковского аэропорта. Максим Митченков: Александр Георгиевич, а вы помните, какие кричалки были у ваших болельщиков? Потому что, я знаю, команда Физтеха до сих пор играет в КВН, по крайне мере, несколько лет играла. Александр Филиппенко: Нет, тогда кричалок не было, тогда было очень строго, тогда нельзя было. Максим Митченков: Нельзя было? Александр Филиппенко: Нет-нет-нет, фраза нашего капитана, он всегда говорил, что ребята, прямой эфир, не забудьте, будьте внимательными, слово – не воробей, поймают и вылетишь! Максим Митченков: Получается, это кэвээновская школа на вас так повлияла, что вы в итоге бросили техническую специальность и ушли в актёры? Александр Филиппенко: А потом получился спор… Давняя история, почему тот КВН остановился на полгода, Альберт Аксельрод, который был ведущим и автором КВН того, пригласил меня в студенческий театр «Наш дом» МГУ, и вот я с 64-го продаюсь за деньги. Потом – второй диплом Щукинского училища, потом – золотые годы на «Таганке», переход с «Таганки», в то время «Таганка» с 75-го года, 76-го что ли, и переход в академический Вахтанговский – это, как на другую планету, но я уже снимался в кино, «Бумбараш» уже был. ФРАГМЕНТ Х/Ф «БУМБАРАШ» Максим Митченков: Мы не можем поверить в то, что вы бросили «Таганку», всю труппу, посиделки с Высоцким, Любимова… Александр Филиппенко: Но дипломный спектакль мой «Игроки» Гоголя, где я играл Ихарева, в «Щуке» переносили на большую сцену Вахтанговского театра и предложили… Максим Митченков: Да. Александр Филиппенко: А уже к 75-му году первая десятка на «Таганке» была занята. Максим Митченков: Многие помнят легендарные посиделки таганковских актёров, у вас это было? Принимали участие вот в этих песнях, когда под гитару пели вместе в Высоцким, были у вас такие вечера? Александр Филиппенко: Как же! Это было перед началом спектакля «Антимиры», в 10 часов спектакль и за кулисами в полдесятого это всё между нами, Виталик Шаповалов был, он колоссально играл на гитаре, Володя пел и мы все вместе и всё это за кулисами – шурум-бурум и вот с этим настроением… это была команда, банда-команда. Максим Митченков: Да-да, а дома посиделки у вас бывают? В день рождения, например, как вы проводите время? Александр Филиппенко: Знаете, сейчас уже вспоминается формула Юрского в одном спектакле: «Давайте без цифр, без цифр – только общие понятия!». Любовь Наливайко: Давайте. Максим Митченков: Как здорово, что вы остаётесь современным… Любовь Наливайко: Да. Максим Митченков: Используете новые технологии, и мы вам хотим пожелать, чтобы и дальше так было, чтобы вы сохраняли эту бодрость духа, здоровья вам и ещё раз с днём рождения, мы очень рады были вас видеть! Любовь Наливайко: Спасибо вам! Александр Филиппенко: Спасибо вам, буду помнить всю оставшуюся жизнь, всего вам хорошего! Максим Митченков: Спасибо!