Александр Митта: Он понимал быстрее, чем вы что-то скажете, но всегда внимательно и доброжелательно слушал вас
https://otr-online.ru/programmy/kalendar/aleksandr-mitta-31115.html
Мария Василевская: Александр Наумович, здравствуйте. Спасибо, что приехали к нам.
Александр Митта: Здравствуйте.
Мария Василевская: Мы сегодня вспоминаем Олега Павловича Табакова. Прежде всего примите наши соболезнования. Мы знаем, что вы дружили 50 лет с этим человеком.
Александр Митта: Да. Мы дружили. Моя жена его очень любила. Я думаю, его все любили. Как только узнали об этой печальной новости, сын пришел, мы сидели, помянули его. Я думаю, сейчас по всей России люди сидят и поминают его. Его все любят. Нельзя сказать "любили". Его все любят и все будут любить.
Юрий Алексеев: Александр Наумович, а лично вы какую историю из жизни вспомнили, когда узнали трагическую весть?
Александр Митта: Я про себя подумал о том, что для меня это был самый счастливый период в моей жизни. Общение с ним, когда мы работали с ним, когда мы вместе делали картину и вытаскивали ее из руин. Ее закрыли.
Юрий Алексеев: Вы сейчас о картине "Гори, гори, моя звезда" говорите.
Александр Митта: О нашей общей работе. Но после этого все равно мы продолжали дружить, продолжали общаться.
Юрий Алексеев: А коль уж вспомнили об этой картине ("Гори, гори, моя звезда"), режиссера Искремаса Олег Павлович там сыграл.
Александр Митта: Да.
Юрий Алексеев: Вы сразу поняли, что именно он сделал эту роль, именно Олег Павлович? Или она рождалась в процессе съемок?
Александр Митта: Я ошибся. Я сперва утвердил другого артиста. А потом картину закрыли, из-за того, что советские танки сочли в Чехословакию, и ее сочли слишком свободомыслящей по тем временам. И примерно через полгода я ее возобновил. Но уже позвал Олега Павловича.
Юрий Алексеев: Он сразу ухватился за эту роль, или пришлось поуговаривать?
Александр Митта: Нет, она ему нравилась с самого начала. И, потом, у него такая мощная совершенно творческая основа, что он куда бы ни приходил, он все время сразу становился хозяином положения. Я помню, я его позвал в картину "Сказ про то, как царь Петр арапа женил". Он должен был играть шута Балакирева.
Юрий Алексеев: Изначально шута Балакирева должен был играть?
Александр Митта: Да. А власти закрыли эту роль. Почему-то они не хотели Табакова.
Мария Василевская: Именно Табакова не хотели?
Александр Митта: Да, не хотели категорически. "Берите кого-то другого". Я говорю: "Я не могу". Я разрубил роль на две части. И он сыграл генерала Ягужинского, а то, что осталось от шута Балакирева, сыграл другой артист. И он пришел. И еще стал показывать фрагмент в ощущении прежней роли. Я говорю: "У нас тут поменялось". Он через 15 секунд уже перестроился и работал по-другому.
Юрий Алексеев: И выдал на-гора новый образ.
Александр Митта: С ним не надо было ничего объяснять. Он понимал быстрее, чем вы что-то скажете. Он внимательно и доброжелательно слушал вас. И если находил какие-то аргументы, то всегда их присовокуплял…
Мария Василевская: Ему ведь еще и потрясающе удавались эпизоды. Если разобраться, не так много у Табакова главных ролей. Олег Павлович здорово делал из каждого эпизода потрясающую сцену.
Александр Митта: Он все это превращал в жизнь. Причем, не просто в жизнь, а в жизнь, как бы окрашенную жанром. Если комедия, это была комедийная роль. Если драматическая роль – драматическая. Если была какая-то мелодрама, то он усиливал. Он, как на органе, играл на человеческих чувствах. Это великий артист, просто по-настоящему великий. И перед МХАТом, и перед театром появятся его памятники. И в Саратове будет его памятник. Этот человек вошел в русскую культуру навсегда как очень яркий человек. А то, что его образ подкреплен большим количеством героев, которых он создал и с которыми он общался на всех уровнях – от маленьких детей, которым он подарил Матроскина.
Юрий Алексеев: И волк этот очаровательный.
Александр Митта: Да. И до самых серьезных размышлений о жизни. Это очень важно.
Юрий Алексеев: Александр Наумович, а лично ваша любимая роль в исполнении Олега Павловича?
Александр Митта: Простите.
Юрий Алексеев: Все-таки своя картина - "Гори, гори, моя звезда".
Александр Митта: Своя картина. Она мне очень близка. И, потом, там очень много мыслей. Мы с ним все время продолжали работать. Мы обсуждали, репетировали. Кончалась съемка – у нас был разговор на завтрашний день. И потом, знаете, как школьницы, говорю: "Беги домой, я тебе позвоню". Я шел домой, мы перезванивали, и жена даже по этому поводу… Она очень любит Олега и говорит: "Ну, что такое? Все время с утра до ночи – Олег, Олег и Олег". Работа над фильмом была полна размышлений об искусстве.
Мария Василевская: Он был строг к себе? Он просил вас переписать некоторые сцены?
Александр Митта: Нет, никогда. Он укладывался. Для него текст была не проблема. То, что он хотел сказать, он мог сказать как угодно, хоть спиной поставь к публике – он донесет это. А уж если лицом, то он владел публикой.
Юрий Алексеев: Но ведь картина "Гори, гори, моя звезда", она не только в Советском Союзе была популярна. Ее и в Европе смотрели, и даже в Западной Германии смотрели. Это вы придумали какой-то универсальный язык, который был понятен всем? В чем причина популярности?
Александр Митта: Ее категорически не пускали на фестивали. И даже премьеры запретили делать. И долго не выпускали на экраны. Но когда она покатилась по Европе, то там она хорошо прошла. Действительно. В Германии она лет 8 торчала на экранах. И ее знают абсолютно все. И про нее были большие дискуссии. А в России она в основном как итог сарафанного радио прошла. Много народу ее помнит.
Мария Василевская: Олег Павлович там очень молод. Это такой своеобразный его старт в карьере.
Александр Митта: К этому времени у него уже был "Шумный день", совершенно великая роль, с которой он так стартовал, прямо взрывом.
Юрий Алексеев: Александр Наумович, на ваш взгляд, что самое главное люди будут помнить об Олеге Павловиче Табакове?
Александр Митта: Живой. Вы знаете, он живой. Я думаю, он через 10 лет и через 100 лет, и всегда он останется живым. И когда он играет анимационных персонажей, и когда он играет драматических героев, и когда он играет комедийных людей, он все наполнял жизнью. И он сам ушел из жизни, а его жизнь в искусстве осталась. Она осталась в учениках его, она осталась в театрах, которые он создал, и осталась в его персонажах.
Мария Василевская: В киноработах.
Юрий Алексеев: Будем помнить и пересматривать замечательные картины. Спасибо вам огромное за эти теплые воспоминания. Олега Павловича Табакова мы вспоминали вместе с Александром Наумовичем Миттой.
Александр Митта: Он понимал быстрее, чем вы что-то скажете, но всегда внимательно и доброжелательно слушал вас