Мария Карпова: А теперь внимание: зимний вечер… Максим Митченков: В Гаграх? Мария Карпова: В каких еще Гаграх?! 30 ноября в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко состоится премьера оперы «Зимний вечер в Шамони». Максим Митченков: Да знаю я, как и то, что первый премьерный день спектакля – это еще и день рождения Александра Тителя… Мария Карпова: Да. Максим Митченков: Художественного руководителя и главного режиссёра оперной труппы этой прославленной сцены. Мария Карпова: И сейчас народный артист России, лауреат Госпремии СССР и четырежды лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» у нас в гостях. Максим Митченков: Александр, рады Вас видеть в нашей студии! Мария Карпова: Здравствуйте! Александр Титель: Здравствуйте! Максим Митченков: Хотим поздравить Вас сразу с двумя наступающими праздниками, которые завра у Вас: и день рождения завтра и премьера завтра «Зимний вечер в Шамони». Вы специально подготовили премьеру под день рождения? Александр Титель: Ну, так случилось, да, спасибо вам за поздравления! Мария Карпова: Но так специально всё запланировали? Александр Титель: Ну, в общем, да. Максим Митченков: Это подарок Вам прежде всего или зрителям или театру, кому? Александр Титель: Мне захотелось сделать такой совместный продукт вместе с артистами театра и публике, в первую очередь, конечно, мы всегда работаем для зрителей, ну и нам самим. Максим Митченков: Спектакль – это попурри из классических произведений, правильно? Александр Титель: Это нельзя назвать попурри, я думаю, что я пытаюсь создать некий новый жанр… Мария Карпова: Так… Александр Титель: Такое пастиччо – это ряд замечательных, популярных или забытых иди не очень известных опереточных шлягеров, которые мы соединяем в некий необязательный совсем сюжет, ну просто так для удовольствия, это такая цепь микроисторий. Опереточный такой вектор всегда в театре присутствовал в той или другой степени… Максим Митченков: Да-да. Александр Титель: Много оперетт шло когда-то, здесь работали замечательные артисты, который умели это делать, ну и мне хотелось, чтобы мы эту способность, очень важную для артистов и оперы в том числе, она требует тонуса, надо держать себя в форме, надо хоть немножко всё-таки двигаться, танцевать и так далее, и мы никогда не сравнимся с подлинными кумирами оперетты – это другое. Максим Митченков: Подождите, это не значит же, что артистам оперы не надо держать себя в тонусе и не надо двигаться? Александр Титель: Обязательно, так это замечательный повод, чтоб скинуть лишние килограммы, снова почувствовать себя молодыми, задорными, отважными, наивными, слегка глуповатыми и не бояться этого, понимаете? Мария Карпова: А слегка глуповатыми, почему? Всё-таки, получается, оперетта – это, конечно, ниже жанр, чем опера? Максим Митченков: Полегче. Мария Карпова: Да. Александр Титель: Нет, нельзя говорить, что ниже или выше, он другой, он, в отличие от оперы, которая, как правило, заканчивается плохо, оперетта, как правило, заканчивается хорошо, понимаете, там сопрано и меццо-сопрано, ну, как бы они имеют больше шансов выжить, потому что в опере они всегда жертвы, они долго и мучительно умирают от чахотки или от несостоявшейся любви или отвергнутой любви… Мария Карпова: А в оперетте они, умирая, еще и танцуют. Александр Титель: А там они живут. Мария Карпова: Ну да и потом выздоравливают. Максим Митченков: Они умирают, но не умирают, понимаешь? Александр Титель: Они там влюбляются, влюбляют в себя, они там такие победительницы, понимаете? Вот и хотелось иметь такой веселый хороший мелодичный спектакль, ну дальше будет видно, подождите, тьфу-тьфу, еще не время. Максим Митченков: Да, про необязательный сюжет Вы упомянули, а что за сюжет? Вы же там собрали тоже в одном месте, в «Шамони», много-много разных людей. Александр Титель: Так вот свой такой первый спектакль мы делали как бы на летнем курорте, у него было название такое: «Однажды на Лазурном берегу» и разные герои, которые приехали на курорт для того, чтобы отдохнуть, развлечься, познакомиться, влюбиться, завязывались какие-то отношения какие-то романы, а потом вечером там происходила вечеринка, party, прямо на этом пирсе… ну, вы же бывали летом, вы же видели наверняка?.. Максим Митченков: На Лазурном берегу каждый раз, да. А здесь у Вас горнолыжный курорт, наоборот, да? Александр Титель: А здесь мы решили всех их, наоборот, в зиму погрузить, поставить на лыжи, среди снега… Максим Митченков: Чтобы в тонусе держать как раз, да? Александр Титель: Да, и продлить, ну что ли поиски в направлении этого жанра, оперетта-пастиччо. Максим Митченков: А сам жанр «оперетта», насколько он сейчас актуален, насколько он сейчас популярен, не съел его мюзикл, музыкальные спектакли, которые вот прямо рядом? Александр Титель: Съел, к сожалению, съел, но я надеюсь, что… на самом деле, всем есть место в нашем театральном пространстве, и не должна она пропасть, там такая бездна замечательной потрясающей музыки, возможно, многие из этих оперетт требуют какого-то сюжетного переосмысления на злобу дня. В Германии, в Австрии, да во всём мире часто переписывают немножко диалоги той же «Летучей мыши» Штрауса, понимаете? Поэтому и оперетты, может быть, тоже нуждаются в такой редактуре текста для сегодняшнего спектакля, но они должны жить, это удовольствие для публики, понимаете? Мария Карпова: А опера может быть на злобу дня? Александр Титель: «Борис Годунов» всегда на злобу дня, есть, конечно, как сказать, ну, опера – всё-таки более обобщающий такой жанр, она не то, что утром в газете, вечером в куплете, это другое. Максим Митченков: Театру большее 100 лет, сейчас идет 101-й сезон, вот-вот Вы отметили столетие, как отмечали, с каким размахом? Александр Титель: Я думаю, что у нас был удачный сотый сезон, мы открыли его возобновлением «Войны и мира»… Максим Митченков: Да. Александр Титель: Прокофьева и Льва Толстого – наше всё, так же как «Евгений Онегин», так же, как и Пушкин – наше всё, так, я думаю, что и «Война и мир», в этом произведении и у писателя и у композитора так много русской жизни, что это тоже, я считаю, такое национальное достояние. Потом была премьера, мировая премьера оперы композитора Александра Вустина «Влюблённый дьявол», эта партитура пролежала в ящике у него лет 30, и тогда он и не подозревал, что ее можно будет поставить. Максим Митченков: Это же Вы поставили? Александр Титель: Да-да-да, я поставил. Максим Митченков: И Вас же на «Золотую маску» номинировали с ней? Александр Титель: Да, сейчас номинировали даже аж сразу в семи номинациях… Мария Карпова: Ничего себе! Александр Титель: Мы сделали это с выдающимся дирижёром Владимиром Юровским, ну и в конце сезона состоялся «Отелло», который поставил Андрей Кончаловский. Мария Карпова: Очень много премьер было, получается, что 101-й сезон будет уже не такой активный? Александр Титель: Почему? Что Вы! Что Вы! Еще больше! Мария Карпова: Еще больше? Александр Титель: Конечно, мы начали сезон с премьеры «Похождении повесы» Стравинского, сейчас будет «Зимний вечер в Шамони»… Мария Карпова: Да… Александр Титель: А в феврале мы возобновим оперу Пуччини «Манон Леско», она у нас шла какое-то время недолго, потом мы ее на какое-то время сняли, сейчас мы ее снова возобновляем, и завершит сезон, вообще, такая замечательная совершенно опера, которая не шла в Москве, по-моему, лет 100, если не больше – это «Вольный стрелок» Вебера, это основоположник романтической музыки вообще европейской, немецкой, все восхищались Вебером: Чайковский, сам Вагнер, Гофман, то есть множество есть свидетелей, Ромен Роллан, что какое чудо этот Freischütz, опера «Вольный стрелок». Вот мы в мае вместе с дирижёром Фабрисом Боллоном осуществим постановку этого спектакля у нас в Москве. Максим Митченков: Хотим пожелать театру новых премьер, полных залов, естественно, Вас с наступающим днем рождения, ну а перед премьерой ни пуха ни пера всё-таки! Мария Карпова: Ни пуха ни пера! Александр Титель: К чёрту! Максим Митченков: Спасибо! Александр Титель: Спасибо!