Александр Зацепин – о работе над музыкой к комедиям Гайдая

Александр Зацепин – о работе над музыкой к комедиям Гайдая | Программы | ОТР

К юбилею фильма «Операция Ы»

2020-08-17T11:03:00+03:00
Александр Зацепин – о работе над музыкой к комедиям Гайдая
Как песня Фрэнка Синатры «Strangers in the Night» дала кличку персонажу Скуби-Ду
Российские театры и музеи онлайн. Что посмотреть - в web-афише ОТР
Готовим печенье из овсянки
Приключения Кинг-Конга в мировом кино
Борис Смолкин: С большим удовольствием продолжаю озвучивать Йоду, теперь это уже компьютерные игры. Как-то попросили записать автонавигатор его голосом
«Женщина, которая поёт»: этот фильм мог бы быть без Аллы Пугачёвой
История создания «Крокодила Гены»
2 марта: Международный день спички. 90 лет исполняется Михаилу Горбачеву. Была опубликована первая глава «Евгения Онегина»
«The Cranberries»: Их песня о недопустимости жестокости была написана после гибели детей и далась группе очень тяжело
Что посмотреть онлайн в российских театрах и музеях. Подборка в web-афише
Гости
Александр Зацепин
народный артист РФ, композитор

Любовь Наливайко: Александр Сергеевич, здравствуйте!

Максим Митченков: Здравствуйте!

Любовь Наливайко: Мы рады видеть Вас в нашей студии! Вы знаете, «Операция «Ы» – это первый фильм, когда Вы начали сотрудничать с Леонидом Гайдаем, но Вы же, по сути, попали к нему случайно, расскажите, как это было?

Александр Зацепин: Случайно, конечно, я и в жизни появился случайно – папа с мамой познакомились и решили пожениться, а если бы не поженились, я бы не появился, значит случайно, наверно.

Максим Митченков: Правда, что касается этой истории: или Вы как-то к этому шли, или Гайдай к этому шёл?

Александр Зацепин: Я никак не шёл, потому что я был в «Мосфильме», что-то там делал, уже какой-то там у меня фильм был, Майя Кристалинская, такая была певица, даже песня была в каком-то фильме, а Гайдай работал с Богословским…

Максим Митченков: Да.

Александр Зацепин: А вдруг Богословский поссорился с ним, и образовался вакуум, Гайдай искать начал композиторов, ну, как искать, он никого не знает, в общем-то, в принципе, и Нина Гребешкова, его жена, мне сказала: «Я Лёне сказала: «Возьми молодого композитора Зацепина, у него хорошая песня – «Надо мной небо синее».

Максим Митченков: Да.

Александр Зацепин: «Песню я знаю – хорошая, но я не знаю, как он напишет эксцентрику, я буду думать». Но потом всё-таки…

Максим Митченков: Вы помните первое знакомство ваше, когда Гайдай предложил эту работу над «Операцией «Ы», Вы сразу согласились?

Александр Зацепин: Вообще-то, когда фильм предлагали, я всегда соглашался.

Любовь Наливайко: Но когда Вы приступили к работе над «Операцией «Ы», в сценарии какие у Гайдая были ремарки?

Александр Зацепин: Он мне дал сценарий, я прочитал в сценарии ремарки такие режиссёра: «Здесь – марш, здесь – вальс, здесь – галоп». Галоп, вальс, марш – больше ничего там не было. Конечно, галоп я не собирался писать, особенно галоп и вальс, и я написал своё и как раз, когда один раз я пришёл к Гайдаю до того, как я музыку написал, экспликацию номеров своих, и увидел у него вот такой толщины сценарий, а меня он дал вот такой толщины, тоненький, мне, конечно, стало завидно, потому что там художник у него на каждой странице каждый кадр рисовал.

Максим Митченков: Да, раскадровка.

Александр Зацепин: Да, раскадровка и очень красочно и интересно. И вот там мне и подсказала, что, например, Смирнов играл верзилу с копьём, и он там на рисунке был, что он чёрный бежит…

Максим Митченков: Да-да-да.

Александр Зацепин: И я думаю: «Надо самбу сделать, сделаю самбу». И Гайдай меня потом спрашивал: «А почему ты решил вот здесь самбу?» – я ему объяснил. «А, ну да».

ФРАГМЕНТ Х/Ф «ОПЕРАЦИЯ «Ы» И ДРУГИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА»

Максим Митченков: Я хочу обратиться к это книге, которая лежит у нас на столе…

Александр Зацепин: Да.

Максим Митченков: Здесь есть Ваши фотографии с Гайдаем, хочу показать их нашим зрителям. Вообще Гайдаю понравилась вся музыка, которую Вы написали, или были какие-то композиции, которые не принял?

Александр Зацепин: Сначала у него были какие-то подозрения, иногда: «Так, а вот эту музыку написал, может быть, ты её уже какому-то написал, какому-то режиссёру другому, а он у тебя не принял её, а ты мне её принёс?». Я говорю: «Давайте я другую напишу». И потом, когда я ему по 2 варианта стал давать, он, конечно… со следующего фильма полное доверие было, сначала подозрительно так относился.

Максим Митченков: Вообще как получилось сработаться с ним? Долго притирались с Гайдаем?

Александр Зацепин: Один фильм вот этот и всё – достаточно было, притом когда сдавался фильм на «Мосфильм», то Пырьев, он заведовал всем отделением комедийным, он посмотрел и сказал: «Лёня, композитор вот этот чувствует твою эксцентрику, тебе надо с ним работать». Но ему всё равно, Гайдаю, ему кто бы ни сказал, он будет делать так, как он считает.

Максим Митченков: По-своему, да.

Александр Зацепин: И правильно делал.

ФРАГМЕНТ Х/Ф «ОПЕРАЦИЯ «Ы» И ДРУГИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА»

Максим Митченков: Когда вышел сам фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», как Ваши друзья, знакомые восприняли фильм и Вашу работу над ним?

Александр Зацепин: Я не думаю, что особенно моя работа там, а сам фильм всем понравился, до сих пор даже во Франции, я когда у дочери, у них есть, конечно, программы русские тоже, и когда включают, все смотрят: и внук и правнуки, уже все знают и «Операцию «Ы», и «Кавказскую пленницу», и другие. Самое главное, что в «Кавказскую пленницу» эта песня пошла…

Максим Митченков: Про медведей?

Александр Зацепин: Просто Гайдай хотел: «Мне песню нужно такую, которую бы пел народ, меня не волнует пластинки или по радио что играет, а вот, чтобы народ пел».

ФРАГМЕНТ Х/Ф «КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА, ИЛИ НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА»

Любовь Наливайко: Ведь это же не просто песню написать, это же нужно уметь читать, Вы даже сами как-то в интервью говорили, потому что мелодию нужно написать – точно в хронометраж попасть, здесь, получается, не так уж много творчества, много прямо ремесла?

Александр Зацепин: Песня, конечно, пишется свободно, а вот музыка иллюстративная, как трек, который идёт – погоня, допустим, ещё что-то, в автобус Шурик сажает своих – вот эта музыка должна точной быть от секунды до секунды, конечно, сейчас это просто, потому что сейчас в компьютере у тебя экран, ты видишь где и тут же ноты.

Максим Митченков: У тебя секундомерчики везде.

Александр Зацепин: Ты знаешь, как это всё написать и всё.

Максим Митченков: Да.

Александр Зацепин: А там было всё совершенно не так, всё наоборот, ухо почесать нужно вот так, потому что всё в метрах было, я сидел за монтажным столом, проверял какой-то эпизод, отмечал какие-то моменты, где надо акцент сделать или тему начать, или ещё что-то, и всё это в метрах писал: 23 метра 17 сотых…

Максим Митченков: Ничего себе!

Любовь Наливайко: Математика!

Александр Зацепин: Да, а потом эти 17 сотых и 23 метра переводил в секунды – получалось, допустим, 12 секунд и 15 сотых.

Максим Митченков: Метры переводить в секунды – особое искусство.

Любовь Наливайко: Вот творчество, да?

Максим Митченков: Да.

Александр Зацепин: И потом надо было включить метроном, который «тик-тик-тик…».

Максим Митченков: Да.

Александр Зацепин: Какой-то определённый темп найти, чтобы всё это как-то укладывалось, но чтобы сначала музыка, чтобы, конечно, тот темп, потому что Гайдай всегда когда слушал, говорил: «Мне нравится, хорошо, а быстрее нельзя?». На все номера: «А быстрее нельзя?».

ФРАГМЕНТ Х/Ф «ОПЕРАЦИЯ «Ы» И ДРУГИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА»

Максим Митченков: Сейчас, когда Вы слышите, например, свои песни где-нибудь на радио или на телевидении, как реагируете? Или привыкли к этому и всё уже – пропускаете мимо ушей?

Александр Зацепин: Уже сейчас как-то не волнует, а с другой стороны иногда думаешь: «А ведь прошло-то сколько лет!».

Максим Митченков: Да.

Александр Зацепин: «Но ведь играет слава богу – значит кому-то нужно это».

Максим Митченков: Все слушаем Ваши мелодии, Ваши песни и ждём новых!

Александр Зацепин: Спасибо!

Любовь Наливайко: Спасибо Вам большое!

Максим Митченков: Спасибо Вам огромное!

Александр Зацепин: Спасибо!

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)