Любовь Наливайко: Александр Сергеевич, здравствуйте! Максим Митченков: Здравствуйте! Любовь Наливайко: Мы рады видеть Вас в нашей студии! Вы знаете, «Операция «Ы» – это первый фильм, когда Вы начали сотрудничать с Леонидом Гайдаем, но Вы же, по сути, попали к нему случайно, расскажите, как это было? Александр Зацепин: Случайно, конечно, я и в жизни появился случайно – папа с мамой познакомились и решили пожениться, а если бы не поженились, я бы не появился, значит случайно, наверно. Максим Митченков: Правда, что касается этой истории: или Вы как-то к этому шли, или Гайдай к этому шёл? Александр Зацепин: Я никак не шёл, потому что я был в «Мосфильме», что-то там делал, уже какой-то там у меня фильм был, Майя Кристалинская, такая была певица, даже песня была в каком-то фильме, а Гайдай работал с Богословским… Максим Митченков: Да. Александр Зацепин: А вдруг Богословский поссорился с ним, и образовался вакуум, Гайдай искать начал композиторов, ну, как искать, он никого не знает, в общем-то, в принципе, и Нина Гребешкова, его жена, мне сказала: «Я Лёне сказала: «Возьми молодого композитора Зацепина, у него хорошая песня – «Надо мной небо синее». Максим Митченков: Да. Александр Зацепин: «Песню я знаю – хорошая, но я не знаю, как он напишет эксцентрику, я буду думать». Но потом всё-таки… Максим Митченков: Вы помните первое знакомство ваше, когда Гайдай предложил эту работу над «Операцией «Ы», Вы сразу согласились? Александр Зацепин: Вообще-то, когда фильм предлагали, я всегда соглашался. Любовь Наливайко: Но когда Вы приступили к работе над «Операцией «Ы», в сценарии какие у Гайдая были ремарки? Александр Зацепин: Он мне дал сценарий, я прочитал в сценарии ремарки такие режиссёра: «Здесь – марш, здесь – вальс, здесь – галоп». Галоп, вальс, марш – больше ничего там не было. Конечно, галоп я не собирался писать, особенно галоп и вальс, и я написал своё и как раз, когда один раз я пришёл к Гайдаю до того, как я музыку написал, экспликацию номеров своих, и увидел у него вот такой толщины сценарий, а меня он дал вот такой толщины, тоненький, мне, конечно, стало завидно, потому что там художник у него на каждой странице каждый кадр рисовал. Максим Митченков: Да, раскадровка. Александр Зацепин: Да, раскадровка и очень красочно и интересно. И вот там мне и подсказала, что, например, Смирнов играл верзилу с копьём, и он там на рисунке был, что он чёрный бежит… Максим Митченков: Да-да-да. Александр Зацепин: И я думаю: «Надо самбу сделать, сделаю самбу». И Гайдай меня потом спрашивал: «А почему ты решил вот здесь самбу?» – я ему объяснил. «А, ну да». ФРАГМЕНТ Х/Ф «ОПЕРАЦИЯ «Ы» И ДРУГИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА» Максим Митченков: Я хочу обратиться к это книге, которая лежит у нас на столе… Александр Зацепин: Да. Максим Митченков: Здесь есть Ваши фотографии с Гайдаем, хочу показать их нашим зрителям. Вообще Гайдаю понравилась вся музыка, которую Вы написали, или были какие-то композиции, которые не принял? Александр Зацепин: Сначала у него были какие-то подозрения, иногда: «Так, а вот эту музыку написал, может быть, ты её уже какому-то написал, какому-то режиссёру другому, а он у тебя не принял её, а ты мне её принёс?». Я говорю: «Давайте я другую напишу». И потом, когда я ему по 2 варианта стал давать, он, конечно… со следующего фильма полное доверие было, сначала подозрительно так относился. Максим Митченков: Вообще как получилось сработаться с ним? Долго притирались с Гайдаем? Александр Зацепин: Один фильм вот этот и всё – достаточно было, притом когда сдавался фильм на «Мосфильм», то Пырьев, он заведовал всем отделением комедийным, он посмотрел и сказал: «Лёня, композитор вот этот чувствует твою эксцентрику, тебе надо с ним работать». Но ему всё равно, Гайдаю, ему кто бы ни сказал, он будет делать так, как он считает. Максим Митченков: По-своему, да. Александр Зацепин: И правильно делал. ФРАГМЕНТ Х/Ф «ОПЕРАЦИЯ «Ы» И ДРУГИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА» Максим Митченков: Когда вышел сам фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», как Ваши друзья, знакомые восприняли фильм и Вашу работу над ним? Александр Зацепин: Я не думаю, что особенно моя работа там, а сам фильм всем понравился, до сих пор даже во Франции, я когда у дочери, у них есть, конечно, программы русские тоже, и когда включают, все смотрят: и внук и правнуки, уже все знают и «Операцию «Ы», и «Кавказскую пленницу», и другие. Самое главное, что в «Кавказскую пленницу» эта песня пошла… Максим Митченков: Про медведей? Александр Зацепин: Просто Гайдай хотел: «Мне песню нужно такую, которую бы пел народ, меня не волнует пластинки или по радио что играет, а вот, чтобы народ пел». ФРАГМЕНТ Х/Ф «КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА, ИЛИ НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА» Любовь Наливайко: Ведь это же не просто песню написать, это же нужно уметь читать, Вы даже сами как-то в интервью говорили, потому что мелодию нужно написать – точно в хронометраж попасть, здесь, получается, не так уж много творчества, много прямо ремесла? Александр Зацепин: Песня, конечно, пишется свободно, а вот музыка иллюстративная, как трек, который идёт – погоня, допустим, ещё что-то, в автобус Шурик сажает своих – вот эта музыка должна точной быть от секунды до секунды, конечно, сейчас это просто, потому что сейчас в компьютере у тебя экран, ты видишь где и тут же ноты. Максим Митченков: У тебя секундомерчики везде. Александр Зацепин: Ты знаешь, как это всё написать и всё. Максим Митченков: Да. Александр Зацепин: А там было всё совершенно не так, всё наоборот, ухо почесать нужно вот так, потому что всё в метрах было, я сидел за монтажным столом, проверял какой-то эпизод, отмечал какие-то моменты, где надо акцент сделать или тему начать, или ещё что-то, и всё это в метрах писал: 23 метра 17 сотых… Максим Митченков: Ничего себе! Любовь Наливайко: Математика! Александр Зацепин: Да, а потом эти 17 сотых и 23 метра переводил в секунды – получалось, допустим, 12 секунд и 15 сотых. Максим Митченков: Метры переводить в секунды – особое искусство. Любовь Наливайко: Вот творчество, да? Максим Митченков: Да. Александр Зацепин: И потом надо было включить метроном, который «тик-тик-тик…». Максим Митченков: Да. Александр Зацепин: Какой-то определённый темп найти, чтобы всё это как-то укладывалось, но чтобы сначала музыка, чтобы, конечно, тот темп, потому что Гайдай всегда когда слушал, говорил: «Мне нравится, хорошо, а быстрее нельзя?». На все номера: «А быстрее нельзя?». ФРАГМЕНТ Х/Ф «ОПЕРАЦИЯ «Ы» И ДРУГИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА» Максим Митченков: Сейчас, когда Вы слышите, например, свои песни где-нибудь на радио или на телевидении, как реагируете? Или привыкли к этому и всё уже – пропускаете мимо ушей? Александр Зацепин: Уже сейчас как-то не волнует, а с другой стороны иногда думаешь: «А ведь прошло-то сколько лет!». Максим Митченков: Да. Александр Зацепин: «Но ведь играет слава богу – значит кому-то нужно это». Максим Митченков: Все слушаем Ваши мелодии, Ваши песни и ждём новых! Александр Зацепин: Спасибо! Любовь Наливайко: Спасибо Вам большое! Максим Митченков: Спасибо Вам огромное! Александр Зацепин: Спасибо!