Юрий Алексеев: Алексей Ефимович, здравствуйте. Мария Карпова: Здравствуйте. Алексей Учитель: Здравствуйте, здравствуйте. Юрий Алексеев: Большое вам спасибо, что пришли. Рады видеть в нашей студии. Скажите честно, когда вы начинали этот проект, ожидали, что это будет такая активная… Мне кажется, это активная PR-кампания… Мария Карпова: Спланированная. Юрий Алексеев: …со стороны некоторых представителей Государственной Думы. Потому что после такой массированной информационной атаки уж очень хочется посмотреть, что получилось в итоге. Алексей Учитель: Да, вы знаете, и многие мои коллеги говорят, что это все задумано мною. Юрий Алексеев: Вот, подозрения закрадываются. Мария Карпова: Завидуют. Алексей Учитель: Коварный план, как привлечь зрителя. Если бы это не было все довольно печально в том смысле, что помимо высказываний уважаемого депутата написаны запросы во все организации, которые только можно, и нас уже проверяло четыре организации: Генпрокуратура, Казначейство, Счетная палата, по МВД она еще не закончена. Причем поразительно то, что они все дублируют друг друга, потому что Казначейство – это полтора месяца всех бумаг, подсчетов, пересчетов, и все нормально. Мы говорим: "Так уже есть проверка" - "Нет, давайте", потому что есть депутатский запрос, они обязаны отвечать. Мария Карпова: А что они ищут? Алексей Учитель: Они ищут, что мы неправильно потратили государственные средства, еще какие-то, наверное, вещи. Финансовые нарушения. Мария Карпова: То есть к художественной составляющей фильма это не имеет никакого отношения? Алексей Учитель: Художник… Видите, я так думаю, что когда атака на нас не удалась, скажем, идеологическая, что трудно найти повод запретить фильм по содержанию… . И правда, я это не устаю повторять, потому что для меня это парадокс – фильма, который не видели. Юрий Алексеев: Просто все это очень напоминает историю с Пастернаком: Пастернака, но мнение свое имею. Алексей Учитель: Да. Юрий Алексеев: Тем не менее, несмотря на все эти проверки, работа над фильмом продолжается. Сейчас он на какой стадии, что сейчас делаете? Алексей Учитель: Сейчас мы уже заканчиваем на совсем финишной прямой - это окончательное сведение звука и работа по компьютерной графике. Юрий Алексеев: Вы можете раскрыть секрет, актер, который играет Николая II, он же с русским языком на "ты" так во время съемок и не вышел. Его будет кто-то переозвучивать из наших актеров. Кто это будет, чей это голос? Алексей Учитель: Это один из молодых и очень-очень известных наших актеров, но чуть позже мы раскроем эту тайну. Мария Карпова: Но вы же не специально искали именно иностранного актера? Просто так совпало? Алексей Учитель: Нет, конечно, не специально. Ларс Айдингер должен был играть немецкого врача, который должен был плохо говорить по-русски, иногда по-немецки. Ему начали клеить клеить некие усы и бороду… Юрий Алексеев: И вы увидели: "О!"? Мария Карпова: Похож. Алексей Учитель: Нет, просто закричала наш художник по гриму Тамара Фрид, и я вошел и увидел в зеркале действительно Николая, очень похоже. Мы тут же сделали пробу. И, конечно, сила его… Он удивительный актер. Я думаю, что это сейчас один из лучших в Европе актеров, играющий серьезнейшие, а никакие не порно-роли. В театре он играет и Гамлета, и Тартюфа. Юрий Алексеев: Да, и Шекспира еще. Об этом много пишут. Алексей Учитель: Это совершенно фантастические спектакли, я уж не говорю про кино. Поэтому сила его таланта – жалко, что не его голос, но, мне кажется, совпадение. Тот, кто его не дублировал, а практически сыграл и что-то повторял, но что-то и по-своему. Юрий Алексеев: А почему все-таки за эту тему взялись? Насколько мы знаем, изначально к вам вообще чуть ли не Владимир Винокуров обратился с просьбой про Кшесинскую картину какую-то сделать, а вы сказали: "Нет, просто про нее неинтересно". Алексей Учитель: Фигура последнего нашего императора Николая II меня давно интересовала. Я когда-то затевал фильм под названием "Дно", такое своеобразное название – это станция, где произошло отречение в Псковской области. И о трех днях отречения я очень хотел снять картину. Но еще как бы не потеряно это. Поэтому мне он очень интересен, потому что мне кажется, что традиционное восприятие его как человека слабого, провалившего страну, не только с моей точки зрения, абсолютно неверно, абсолютно неверно. Это был умнейший интеллигентнейший человек, который пришел к власти, взошел на трон в 1896 году. И я не устаю это говорить, в 1913 году, то есть за 17 лет Россия стала великой страной, первой в Европе, второй в мире по всем показателям. Это не говорит о том, что только Николая II, но он сумел подобрать нужную команду, сумел это сделать. Он был, да, человек, который никогда, может быть, не кричал, не говорил, но интуитивно и, конечно, мозгами он очень много сделал. (Фрагмент х/ф "Матильда", режиссер А. Учитель, 2017 г.) Мария Карпова: Хочу спросить про роль самой Кшесинской. Актрису как выбирали? Потому что, по свидетельствам современников, говорят, это была какая-то невероятная женщина невероятной красоты. Как отбирали? Алексей Учитель: Вот видите, вы правильно говорите. А вот эксперты, из которых сама составила такую комиссию наша уважаемая депутат Поклонская, эта экспертиза говорит о другом, что я как режиссер совершил чуть ли не преступление, взяв красивую актрису на эту роль, а вообще она была уродливой крысой, Кшесинская. Это написано в официальной экспертизе. Мой товарищ, директор Варшавского кинофестиваля, я его просил, что если он увидит интересное… Позвонил он и говорит: "Есть одна девочка, только что закончила театральную школу в Варшаве, очень талантливая". Она приехала, и был как раз Ларс Айдингер, который попробовался, по-моему, с 50 актрисами из всех стран мира и очень многими нашими. И для меня это тоже была такая лакмусовая бумажка. И вот первая же проба, и я вижу, у него такие удивленные глаза, потому что это, в общем-то, совсем молодая девчонка, она, как и Кшесинская, начала его как бы брать. И она настолько доминировала даже с ним, что мы мгновенно предложили ей контракт, и она, естественно, согласилась. Это Михалина Ольшанская, которая сыграла эту роль. Мария Карпова: На какое число назначена премьера? Алексей Учитель: Премьера, чем я очень горжусь, состоится в Мариинском театре. Это не просто такой фокус, хотя Кшесинская танцевала на этой сцене. Но и музыка, которую написал к нашему фильму американский композитор Марко Белтрами, записывал оркестр Мариинского театра, и дирижировал маэстро Гергиев, что было для нас большая честь. Ия думаю, что оркестр на премьере в конце на титрах, как теперь это возможно, поднимут из оркестровой ямы, и вживую это будет сыграно. Юрий Алексеев: Но премьера в октябре, да? Алексей Учитель: 6 октября в Мариинском театре, и 26 октября картина выходит в широкий прокат. Юрий Алексеев: Спасибо большое. Будем ждать "Матильду" в исполнении Алексея Учителя. Алексей Ефимович, желаем хорошего дня. Алексей Учитель: Спасибо огромное.