Алексей Варламов: В какой-то момент пишущему человеку очень нужна литературная среда, она заряжает
https://otr-online.ru/programmy/kalendar/aleksey-varlamov-v-kakoy-to-moment-pishushchemu-cheloveku-ochen-nuzhna-literaturnaya-sreda-ona-zaryazhaet-54833.html
Анастасия Бородина: Алексей Николаевич, здравствуйте!
Алексей Варламов: Здравствуйте!
Анастасия Бородина: С какими же профессиями выпускаются студенты из литинститута? Что у них написано: «поэт», «прозаик», «писатель» – что?
Алексей Варламов: Всё очень прозаично, у них написано: «литературный работник».
Анастасия Бородина: А куда можно пойти, если не в литературу, с этой профессией? Где принимают литературных работников? Насколько это прикладная профессия в принципе?
Алексей Варламов: Вы знаете, много где принимают, потому что сегодня, к сожалению, людей в нашей обществе, которые умеют грамотно излагать свои мысли на бумаге, достаточно мало, потому что все настолько задёрганы всякими ЕГЭ, тестами, «поставьте правильно галочку», а вот связно выразить свою мысль – это, по сути дела, то чему мы учим в Литературном институте. Мы говорим нашим студентам, что ваш хлеб – это слово, научиться пользоваться словом, фразой, текстом – это то, чему мы вас учим. Это могут быть самые разные тексты: и художественные, и публицистические, и научные, политические, общественные, пиар, реклама – всё что угодно. И поэтому в принципе с дипломом Литературного института устроиться либо в какую-то компанию, либо на государственную службу, либо в издательство каким-нибудь спичрайтером, пресс-атташе – это вполне хорошая возможность для тех, у кого не сразу раскрывается их талант писательский, потом мы понимаем, что литература сегодня – не очень хлебное занятие и гонорары не очень большие, особенно у начинающих авторов, поэтому в принципе, когда встаёт вопрос: а какое распределение для студентов Литературного института? Что считать для них работой по профессии, по специальности? По идее, он может работать дворником и 10 лет писать «Анну Каренину» – вот это по специальности или не по специальности? Сказать сложно.
Иван Гостев: Алексей Николаевич, а подскажите, пожалуйста, вообще можно ли научить писать или это талант – либо есть, либо его нет?
Алексей Варламов: И то и другое верно. Верно то, что обязательно нужен талант, и сколько на ноль ни умножай, ничего кроме нуля вы не получите. Но то, что этот талант можно каким-то образом развивать, подстёгивать, подхлёстывать, интенсифицировать – вот это, мне кажется, верно, потому что пишущему человеку в какой-то момент… вообще литература – удел одиночек, когда ты один за письменным столом, тебе помочь никто не может, но в какой-то момент пишущему человеку очень нужна литературная среда, она заряжает, она аккумулирует. Вот мне представляется, что литинститут – это такой большой аккумулятор на всю жизнь, такая батарейка, которая тебя питает, потому что с человеком, который попадает в среду, что-то происходит, и его талант начинает как бы быстрее работать, сильнее работать, плодотворнее. Мы просто видим, как меняются наши студенты меняются от первого курса к последнему, не все, конечно, кто-то, наоборот, понимает, что это не его дело, в творчестве же никто никому не обещает, а кто-то начинал так довольно серенько, вдруг раскрывается, поэтому здесь нет какой-то универсальной формулы. И, скажем так, научить писать, может быть, и нельзя, но можно научиться писать и можно помочь тем людям, которые хотят научиться писать и могут научиться писать, помочь им можно, чем мы, собственно, и занимаемся.
Иван Гостев: Алексей Николаевич, вот сегодня мы отмечаем 100-летие «Брюсовского института», подскажите, пожалуйста, институт Горького – какие он традиции взял от института Брюсова и как эти традиции продолжаются сейчас?
Алексей Варламов: Брюсов, понимаете, в отличие, скажем, от Блока, от Белого, для которых поэзия – это тайна, этому нельзя научить и учить этому – это профанация, сразу профанация, это такое жреческое искусство. Брюсов, как мне кажется, относился к этому немножко иначе, он считал, что этому действительно можно учить, у него такая была идея и что-то ему, в общем, удавалось делать. Другое дело, что «Брюсовский институт» просуществовал очень недолго, буквально 3 или 4 года, но тем не менее там, например, учился Даниил Андреев, а с другой стороны, там преподавал Георгий Шенгелия – очень известный поэт, который тоже считал, что стихотворчеству можно научить. Там были рабочие – поэты, писатели, но какого-то заметного следа в истории литературы он не оставил, он был такой зарницей, предвестником. А дальше, когда Горький создавал 10 лет спустя Литературный институт в Москве, то, конечно, какие-то брюсовские… я не думаю, что какие-то методики, может, и методик никаких не было, он сама мысль, что молодых рабочих, крестьян надо учить, не только учить, как писать, а просто учить литературной грамотности, учить философии, учить истории, учить литературе, восполнять какие-то пробелы, потому что без этого не может быть писателя. Писателем всё-таки становится не только тот, кто хочет писать, а тот, кто знает литературу, тот, кто любит и понимает литературу. И вот это умение научиться сначала читать, чтобы писать, – вот это, мне кажется, была какая-то очень важная горьковская идея, которой, кстати, мы до сих пор следуем, просто «мы ленивы и не любопытны», как Пушкин говорил, большое видится на расстоянии, и я уверен, что цель вот этих всех наших с вами бесед, встреч и разговоров – сказать зрителям, тем, кто нас видит, что можно критиковать современную литературу, только вы её прочитайте, потом критикуйте. И вот точка зрения «я не читаю, потому что нечего читать – она, мне кажется, совсем уж какая-то безрассудная, много всего интересного сейчас выходит, много хороших книг. Вот сейчас только что, я член жюри премии «Ясная Поляна», и мы вручали эту премию, у нас был очень интересный длинный список и короткий список. Просто найдите сайты, посмотрите писателей, которые сегодня работают в литературе: и Евгений Водолазкин, и Алексей Иванов, и Гузель Яхина, и Герман Садулаев, который у нас премию получил, и Андрей Геласимов, и Павел Басинский, и многие их них работают в Литературном институте, учились в Литературном институте. .
Анастасия Бородина: Сразу захотелось прочитать всё это.
Иван Гостев: Да, я думаю, что мы как раз с чем-то ознакомимся и порекомендуем нашим зрителям. Спасибо вам большое, Алексей Николаевич, поздравляем вас с праздником!
Алексей Варламов: Спасибо, спасибо вам большое!
Анастасия Бородина: Спасибо, будем читать!