Максим Митченков: Ну ладно, хорошо, сменим тему, тут, я уверен, тебе нечего будет возразить, потому что если человек талантлив, то он талантлив во всём: знаменитый балетмейстер, режиссёр, телеведущая и педагог, заведующая кафедрой пластического воспитания актёра Школы-студии МХАТ Алла Сигалова сегодня отмечает день рождения и у нас есть возможность поздравить ее лично. ФРАГМЕНТ СПЕКТАКЛЯ «КАСТИНГ/CASTING» Максим Митченков: Алла, рады Вас видеть у нас в гостях! Мария Карпова: Очень рады! Алла Сигалова: Здравствуйте! Максим Митченков: Рады видеть Вас у нас в гостях! Мария Карпова: С днем рождения! Максим Митченков: Примите, пожалуйста, от нас этот букет. Алла Сигалова: Ой, как приятно! Мария Карпова: Присаживайтесь. Максим Митченков: Такой кусочек весны Вам. Алла Сигалова: Да уж, действительно. Мария Карпова: Алла, мы знаем, что Вы можете по походке, даже по рукопожатию определить какие-то черты характера человека, буквально считать его, это правда? Алла Сигалова: Я сюда положу его, можно? Нас украсит это. Максим Митченков: Можно, конечно. Алла Сигалова: Да, конечно. Мария Карпова: Что скажете, ну не обо мне, о Максиме? Максим Митченков: То есть ты думаешь, что вот за это время, пока успел идти… Алла Сигалова: Я даже не смотрела, честно говоря. Мария Карпова: А Вы у нас не первый раз. Алла Сигалова: Да. Максим Митченков: Как Вы вообще это делаете, как Вы это считываете? Алла Сигалова: Ну я же всё про тело знаю, поэтому мне легко это понять и еще очень важно дотронуться до руки, рукопожатие очень важно. Мария Карпова: То есть это такой навык, выработанный с годами, получается? Алла Сигалова: Это опыт. Максим Митченков: Хотя бы пару каких-то секретов: что Вы видите как человек и как настоявший специалист?.. Алла Сигалова: Зачем Вам это? Живите, наслаждайтесь жизнью. Максим Митченков: Ведь так интересно, может быть, я изменю походку сразу потом… «Вам бесполезно», – Вы сейчас скажите. Алла Сигалова: Как бы Вы ни меняли походку всё равно по строению тела, по строению мышц, по строению связок понятно всё. Мария Карпова: Мы удивились, когда готовились к интервью: Вы сказали, что во многом Вашу жизнь определил Гидон Кремер, если б Вы назвали фамилию… Алла Сигалова: Понимание профессии, не жизни. Мария Карпова: Да, но почему это не какой-то хореограф, танцовщик, почему великий дирижёр и великий скрипач? Алла Сигалова: Потому что понимание профессии может прийти от любого уникального человека, для меня это был и есть Гидон Кремер, столько в этом нюансов, столько открытий для меня в том, как звучит его скрипка – это уже такая степень откровения, что ты задумываешься о том, что ты вообще тут делаешь на Земле, что ты землю-то топчешь? Поэтому для меня это очень важный человек, при этом мы вообще практически не общаемся, но я пытаюсь всё слушать то, что он делает и для меня это очень важно. Максим Митченков: А что касается как раз хореографов, есть такие, которые определили во многом для Вас в профессии путь? Алла Сигалова: Конечно. Максим Митченков: Кто, например? Алла Сигалова: Это Якобсон, это Пина Бауш, это Форсайт, это Килиан, Матс Эк, конечно, их много. Мария Карпова: В 9 лет обычно дети хотят гулять на улице, с друзьями, вы же решаете связать свою жизнь с балетом… Максим Митченков: Это правда было в 9 лет, Вы уже приняли такое решение? Алла Сигалова: Да, конечно. Мария Карпова: Это было осознанное решение, или Вас мама на это натолкнула? Алла Сигалова: Нет, абсолютно осознанное решение: это был Ленинград, это было постоянное хождение в Мариинский театр Кировский тогда, это филармония, это Ленсовет, это молодая Алиса Бруновна, это Барков, это Владимиров, то есть это люди, которые… ну их много можно перечислять… Максим Митченков: За кулисами бывали тогда? Алла Сигалова: Конечно, как человек, который вырос за кулисами, я из кулис в кулисы болталась. Мария Карпова: Получается, Вы знали эту всю… не знаю, как сказать, кухню, но тем не менее учиться в Вагановском Вам было тяжело, Вы говорили, даже хотели бросить? Алла Сигалова: Да, это, естественно, тяжело, потому что это вообще не самая такая… Мария Карпова: Приятная. Алла Сигалова: Это экзекуция над собой, которую нужно терпеть и не всегда это терпение есть у ребенка и хочется к маме, и хочется пирожное, и хочется куда-то лечь… Мария Карпова: А тем более мама тогда в другом городе жила, если я не ошибаюсь, да? Алла Сигалова: Да, это очень тяжело, для меня это было ужасно тяжело, потому что многие дети живут без мам, когда приезжают в училище, и все по-разному это переносят, для меня это была совершенно катастрофическая ситуация. Максим Митченков: А самое тяжелое что было: как раз быть вдалеке от мамы, например, или, не знаю, та же диета или жесткое расписание? Алла Сигалова: Самое ужасное – это разлука с мамой, конечно. Мария Карпова: А что тогда заставило перебороть это чувство, что Вы хотели уйти, почему передумали или кто-то Вам помог? Алла Сигалова: Вы знаете, Олег Павлович правильно сказал, что актёра делает успех, и когда еще будучи в училище я получила успех, и когда я наслаждалась тем, как я существую на сцене, и в какой-то момент это стало самым большим наслаждением в жизни, у всех же разное наслаждение: у кого-то секс, у кого-то шашлык, у кого-то водка – у всех разное, у кого-то путешествия, а ты понимаешь, что самое главное наслаждение – это выйти под музыку и быть на сцене и танец, танец… Максим Митченков: Просто выйти и быть на сцене, танцевать?.. Алла Сигалова: Танцевать, танцевать. Максим Митченков: Или когда зритель уже откликается, когда аплодисменты, когда кричат «Браво!»? Алла Сигалова: Нет, это вообще не имело никакого значения. Максим Митченков: Правда? Алла Сигалова: Нет, танцевать! Мария Карпова: Не все об этом мечтают, как ты? Алла Сигалова: Танцевать. Максим Митченков: Я думал все. ФРАГМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ АЛЛЫ СИГАЛОВОЙ Мария Карпова: Сегодня Ваши студенты на Ваших уроках тоже чувствуют некую экзекуцию или это для них удовольствие или это всё равно тяжелый труд? Алла Сигалова: Это всё равно труд, но этот труд всё-таки связан прежде всего с актёрской мотивацией, потому что это самое сложное, физическая мотивация – это уже второе, двадцатое, 347-е. Актёрская мотивация – это самое сложное. Мария Карпова: А на спектакли коллег ходите, вообще у Вас есть время ходить на спектакли? Алла Сигалова: Всегда, очень много хожу на премьеры, стараюсь ничего не пропускать. Мария Карпова: Что порадовало в последнее время? Максим Митченков: Крокетное что-то назовете, может быть, посоветуете сходить посмотреть, помимо Ваших, естественно? Алла Сигалова: Вы знаете что, я не буду ничего советовать, потому что на последней премьере, на которой я была, настолько все по-разному реагировали: одни люди в восторге, другие люди плюются, потому хуже нет вообще что-то советовать, надо ходить и смотреть, и каждый человек отбирает для себя свой спектакль, своего артиста, свой театр, потому что в зрительном зале нет однородной массы, каждый человек со своим воспитанием, со своей культурой, со своим пониманием, со своим пульсом, со своим давлением, со своим прожитым сегодняшним днем, и всё это влияет на восприятие, поэтому хуже нет вообще что-то советовать, зачем? Мария Карпова: Заголовок одной статьи с Вашим интервью звучал так, что Вы несётесь по жизни, как Тихоокеанский тайфун, Вы согласны с эти? Алла Сигалова: Я не знаю, кто это сказал, но вообще, да. Мария Карпова: Очень похоже, правда? Максим Митченков: Это журналисты, они как понапишут чего-то… Алла Сигалова: Ох, не говорите! Мария Карпова: Где берете энергию? Алла Сигалова: Она есть, а куда ж ее деть-то? Ее надо деть куда-то, ее деть сложно, применить ее нужно, вычерпнуть. Мария Карпова: Правда, Вы так много тратитесь, Вы столько репетируете, столько работаете… Максим Митченков: Постоянно в разъездах… Мария Карпова: Где-то же надо заряжаться, может быть, это прогулки по Прибалтийскому побережью, например? Максим Митченков: Рига, кстати, входит в число любимых городов? Алла Сигалова: Конечно, обязательно. Вы знаете, мне достаточно малого: мне достаточно прийти на репетицию – и я уже счастлива, мне достаточно взглянуть в окно – и я счастлива, полить цветы, что я делаю каждое утро, свои, которые у меня дома – это всё приносит счастье, мои дети, конечно же, мои друзья, это всё источники любви, а любовь – это и есть энергия. Максим Митченков: Алла, можем мы приоткрыть какую-то тайну: какими проектами сейчас занимаетесь, какие в планах есть, чего ждать? Алла Сигалова: Сейчас я… вы знаете что, удивительное дело, у меня такое первый раз в жизни, я всё время думала: «Как это люди делают повторы бесконечно своих спектаклей?» – такой практики в России вообще не существует и вдруг, выпустив «My Fair Lady», «Моя прекрасная леди», я вдруг получаю 5 предложений в разных странах сделать это спектакль, представляете? И я вот сейчас еду в одну из стран делать «Мою прекрасную леди». ФРАГМЕНТЫ МЮЗИКЛА «МОЯ ПРЕКРАСНАЯ ЛЕДИ» Мария Карпова: Вы делаете ее такой же, как и в Москве, или это совершенно другое переложение? Алла Сигалова: Такой же сделать невозможно, потому что я же не могу взять этих же артистов. Мария Карпова: Конечно. Максим Митченков: Да. Алла Сигалова: Артисты-то будут другие. Мария Карпова: Было бы хорошо, если бы их можно было бы взять. Алла Сигалова: Нет не хорошо, ничего хорошего. Другие артисты, другое помещение, другая ментальность в каждой стране, понимаете? Это тоже надо обязательно учитывать. Максим Митченков: Учитывать, да. Алла Сигалова: Обязательно, другой контекст, поэтому всё, конечно, меняется. Мария Карпова: Тогда ни пуха ни пера! Алла Сигалова: Да. Максим Митченков: Можете к чёрту послать нас. Алла Сигалова: Нет, я просто этим не пользуюсь. Мария Карпова: Хорошо. Максим Митченков: Тогда удачи! Алла Сигалова: Вот, спасибо большое! Максим Митченков: И спасибо, что Вы зашли к нам в гости! Мария Карпова: Спасибо! Алла Сигалова: Спасибо вам!