Андрей Хржановский: Надо устроить бюджетное финансирование так, чтобы отдельной строкой выделялись средства на авторскую и дебютную анимацию

Гости
Андрей Хржановский
народный артист России, художник-мультипликатор

ФРАГМЕНТ МУЛЬТФИЛЬМА

Мария Карпова: Это кадры первого в мире мультфильма, называется он «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» и рассказывает о жизни жуков и несчастной любви, премьера состоялась 8 апреля 1912 года, мультфильм имел бешеный успех и в России и за рубежом.

Максим Митченков: А как же снимали этот фильм? Неужели жуки настоящие?

Мария Карпова: Вот именно так и думали изумленные зрители, что насекомые дрессированные и воспринимали дрессуру жуков, как чудо, но, на самом деле, у автора, оператора и одновременно режиссера картины Владислава Старевича был свой секрет.

Максим Митченков: Ну, какой? Рассказывай, интересно же!

Мария Карпова: Он, действительно, поначалу пробовал снимать живых жуков, но оказалось, что под светом софитов они цепенеют, тогда в ход пошла коллекция сушеных насекомых, которую Старевич собирал с детства: каждому герою сквозь лапки он пропускал тонкую проволочку, крепил ее воском к туловищу и воспроизводил движения по фазам – здесь Старевич впервые в мире применил покадровую съёмку.

Максим Митченков: То есть, по сути, это первая кукольная анимация, только вместо кукол сушеные жуки.

Мария Карпова: Да, совершенно верно, поэтому сегодня, 8 апреля, в день рождения первого мультфильма отмечается день российской анимации. К нам в гости пришел художник-мультипликатор, сценарист, основатель и руководитель школы аниматоров «ШАР» Андрей Хржановский.

Максим Митченков: Между прочим, автор замечательного мультфильма «Бабочка» про то, как бабочки научились ловить сачками людей и придумал разные «Чудеса в решете» и другие мультфильмы.

Мария Карпова: Андрей Юрьевич, очень рады Вас видеть в нашей студии!

Андрей Хржановский: Какие люди! Как я рад видеть вас! Здравствуйте!

Мария Карпова: Сегодня День российской анимации, мы, конечно, Вас поздравляем, в первую очередь.

Андрей Хржановский: Спасибо.

Мария Карпова: И сегодня нужно и можно много говорить про анимацию, но вот какая она, современная российская анимация, если в общих чертах?

Андрей Хржановский: Что составляет лицо российской анимации? Какие фильмы получают призы? Фильмы, что называется, ручной работы, но могут быть сделаны и с помощью компьютера, но это авторские фильмы, где есть лицо, характер, личность того, кто эти фильмы делает. Сейчас выделяются деньги на индустриальную анимацию, коммерческую.

Мария Карпова: На такое массовое кино, да?

Андрей Хржановский: Совершенно верно.

Мария Карпова: Но оно тоже ведь нужно?

Андрей Хржановский: Да, кто говорит, конечно, нужно, но не за счет того, чтобы топить «ребёночка», который тоже имеет право на жизнь и более того по этому «ребёночку» и воспринимают качество российской анимации, вот, как это всё совместить? Мы думаем, что надо просто отдельной строкой бюджетное финансирование устроить так, чтобы на авторскую анимацию, на дебютную анимацию, на экспериментальную анимацию выделялись средства.

Максим Митченков: Понятно, что за рубежом судят о нашей анимации именно по авторскому кино…

Андрей Хржановский: Не только за рубежом, пожалуйста, вот вам фестиваль в Суздале, который только что кончился…

Максим Митченков: Вот, да.

Мария Карпова: Да.

Андрей Хржановский: Он проходит каждый год, это замечательный фестиваль, съезжаются, слетаются со всех концов страны и из-за рубежа приезжают люди, и что они видят? Они видят рассвет российской авторской анимации, сделанный из последних сил, иногда просто без денег, на одном энтузиазме, но самое главное – эти фильмы отмечаются, получают призы, и все говорят: «Вот, какой замечательный фильм? Это что?». А это авторская работа.

Максим Митченков: Подождите, а индустриальные эти мультфильмы?

Мария Карпова: Массовые.

Максим Митченков: Да, не участвуют там?

Андрей Хржановский: В том-то и дело, что они участвуют, но к искусству они мало отношения имею, потому что раньше, когда существовал прежний «Союзмультфильм», тогда всё варилось в одном котле, где была веселая творческая жизнь, а сейчас руководит всем господин продюсер.

Максим Митченков: Это же тоже рынок, да? Вся анимация – это же тоже рынок? И мультики должны уметь сами зарабатывать…

Андрей Хржановский: Вы понимаете, я Вас перебью…

Максим Митченков: Вы знаете, о чём я спрашиваю, да?

Андрей Хржановский: Да, Вы как бы, с одной стороны, правы, но, с другой стороны, Ваш посыл требует пояснений: скажет, Ван Гог не умел сам зарабатывать, а сейчас его искусство ценится сами знаете как.

Максим Митченков: Да, но Пикассо умел.

Андрей Хржановский: Пикассо умел, но есть много примеров того, как настоящее искусство при жизни художника не было оценено. Авторская анимация, Вы попали в точку, потому что это та зона, которая нуждается в государственной поддержке, потому что нет, по сути дела, проката, нет телевизионных каналов, которые бы поддерживали именно авторскую анимацию. Было раньше в Москве не 1, а 2 или даже 3 кинотеатра, которые специализировались на показе исключительно анимации, эта практика, конечно, нуждается в возобновлении, умные головы должны продумать, как это организовать.

Мария Карпова: Да, всё надо решать на государственном уровне.

Андрей Хржановский: Совершенно верно, и если вы почитаете замечательный документ, который кончается я вам скажу сейчас чем, я имею ввиду концепция закона о культуре, там всё это сказано, что страна и культура планомерно идёт в сторону… не буду ее описывать, но для того, чтобы говорить о каком-то возрождении, подъёме и, вообще, так сказать, нормальном развитии культуры и искусства, конечно, нужен пересмотр всего, что мы имеем, и заканчивается всё это цитатой прекрасной из Послания Президента, который сказал, что нам нужен прорыв, нужны прорывы. Но послушайте, кто будет осуществлять эти прорывы? Есть еще, скажем, такая область, как подготовка кадров, школа-студия «ШАР», созданная Хитруком, Норштейном, покойным Назаровым и вашим покорным слугой – она как раз воспитывает по уникальной системе, воспитывает режиссёров и аниматоров, режиссёров, может быть, прежде всего, и мы гордимся тем, что молодые люди талантливые, которые заканчивают ВГИК, приходят учиться в «ШАР».

Мария Карпова: Они переучиваются, получается?

Андрей Хржановский: Они доучиваются, талантливый человек всегда имеет какой-то посыл к развитию, но, действительно, то, чем занимаемся мы, и как мы этим занимаемся – это, действительно, уникальная история. Еще очень важный фактор, о котором говорил тот же самый Хитрук, и мы писали об этом – это атмосфера, творческая атмосфера, доброжелательная атмосфера, когда люди друг друга понимают и устремлены на то, чтобы помочь раскрыть талант молодых, раскрыться самим, в педагогике, в частности, раскрыться, потому что мы от молодых людей очень много получаем. Наверняка придут люди, которые скажут свое новое слово, и оно будет так же пленительно и так же будет вдохновенно и умно, и фантастически богато по мастерству, а мастерство – это всегда вещь уникальная, понимаете?

Максим Митченков: Давайте мы пожелаем, чтобы таких людей было больше, и чтобы это были наши люди.

Мария Карпова: Да, и чтобы выпускники студии «ШАР» это были тоже.

Андрей Хржановский: Спасибо вам большое за это пожелание, мы тоже на это будем надеяться.

Максим Митченков: А Вам спасибо, что пришли к нам в гости!

Мария Карпова: Спасибо!

Андрей Хржановский: Рад стараться, с вами очень приятно беседовать, особенно в такой обстановке, которая мне напомнила о том, что моё существование было, наверно, не такое уж бессмысленное.

Максим Митченков: Мы хотим Вас отдельно поблагодарить за Ваши творения, спасибо большое!

Мария Карпова: Спасибо!

Андрей Хржановский: Спасибо большое!


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Сегодня День российской анимации

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты