Мария Карпова: Андрей, здравствуйте. Андрей Мерзликин: Здравствуйте. Мария Карпова: Конечно, в первую очередь хотим вас поздравить со званием заслуженного артиста России, которое вы получили в августе. Андрей Мерзликин: Да. Мария Карпова: Это есть такое. Мария Карпова: Приятно? Андрей Мерзликин: Да, очень приятно. Ну, в обморок не упал, но скрывать не буду, всегда, я, когда еще посуду в детстве мыл и мама хвалила, тоже было приятно. Будем считать, что погладили по голове и сказали – молодец! Мария Карпова: Ну, вот про фильм «Облепиховое лето». Правда, что в кадре все предметы настоящие? Нет ни одного специально сделанного предмета? Андрей Мерзликин: Ну, старались. Это в силу как раз отсутствия бюджета. Когда есть деньги, тогда строят павильоны, начинают строить специальные декорации, соответствующие эпохе того времени. А когда денег нету, поэтому. Мария Карпова: А разве не сложнее достать предметы того времени, чем сделать новый предмет? Андрей Мерзликин: Это сложнее для обывателя, но есть так называемые специалисты узкого профиля в кино, который знает, где все можно достать. Есть такие ангары целые, это даже не цеха, а прямо какие-то большущие ангары, куда заходишь и ты попадаешь в какой-то совершенно иной мир. Где хранятся предметы и интерьера, и бытовой утвари. Все это соответствует тому или иному временному отрезку. Максим Митченков: Ну, и одежда, естественно? Вот костюм, в котором вы, например, снимались. Андрей Мерзликин: Да. Максим Митченков: Это же полностью костюм того времени, его не шили для вас, да? Андрей Мерзликин: Ничего мы не шили, все было, как называется, из подбора. Максим Митченков: А вообще, удобно было в той одежде? Андрей Мерзликин: Очень. На самом деле, даже более того, комфортно. Я ее забрал. Она у меня теперь дома хранится. Мария Карпова: Правда? Андрей Мерзликин: Я иногда хожу в ней одеваюсь. Я вот даже недавно ходил к вашим коллегам, тоже на телевидение. Мария Карпова: Да, да, да. Андрей Мерзликин: Одевал. Люди странно на меня посмотрели, конечно. Пришлось оправдываться, объяснять, что это костюм из фильма. Иначе подумали, что я сошел с ума. Потому, что, потому, что ботиночки 52-го года. Максим Митченков: И ботинки тоже удобные, 52-го года? Андрей Мерзликин: Очень. Нет, на самом деле, я две пары забрал. В одной я играю даже сейчас спектакль. Да, принес в театр, говорю, хочу в этих ботинках играть спектакль. Всем очень понравилось. Мария Карпова: Это ж какое качество должно быть обуви и одежды! Андрей Мерзликин: Да, все нормально. Без ложной вот этой похвальбы, промышленности Советского Союза, но она была на высшем уровне. Максим Митченков: Представляешь ботинкам, там сколько, 60 лет, да, 60 с копейками. Мария Карпова: Да. Максим Митченков: Ужас! Андрей, правда, что вы сначала не хотели, отказывались от этой роли? Андрей Мерзликин: Ну, не то, что отказался, я, на самом деле, когда сделали предложение просто как-то, сейчас такое слово есть, опешил. Это было большое культурное мероприятие, подошли два странных человека, в присутствии, значит, там что-то обо мне говорили. Рассматривали, потом говорят, похож, правда, похож. Андрей, вы не хотели бы попробовать сыграть Вампилова? Вот, вот так вот. Поэтому я, конечно, сказал, ну не, ну где я и где Вампилов?! И когда они второй раз предложили, я уже не стал отказываться. Вампилов это легенда, это… Мария Карпова: Конечно. Максим Митченков: Это великий русский драматург. Андрей Мерзликин: Великий русский драматург с такой судьбой. Его пьесы настолько известны, настолько они играют решающую роль в жизни и актера и театров. И особенно студентов. Максим Митченков: А вы как готовились вообще к роли? Вы изучали материалы, письма? Дневники его. Андрей Мерзликин: Пытался, конечно. Помогали очень нам все там. И те, кто с ним учился, и те, кто с ним был рядом. Кто был его другом. Его дочь. Автор сценария с режиссером, с Виктором Алферовым, и Ольгой Кузьминой они нашли такой ключ в реплике пьесы «Старший сын», когда герой говорит «Там к тебе пришел, отца ищет. Кто? Ну вот. Такой большой и ищет отца»? И вот в этой реплике, «Такой большой и ищет отца», наверное, и есть вся вот эта проекция поиска вот этого послевоенного поколения своих потерянных отцов. У кого-то потерян во время Великой отечественной войны, в случае с Шукшиным, с Вампиловым это репрессированные отцы. Максим Митченков: Вот это вот одиночество, он всю жизнь в себе, да, пронес? Андрей Мерзликин: Для нас это стало неожиданным таким ключом, чтобы рассказывать не только об авторе, который, вот он - «Я пишу, я талантливый, вот у меня такие пьесы». А вот личностное. Что его вот этот поиск, такой взрослый, а все еще ищет своего отца, для нас стал ключевым. И он идет сквозным, сквозь всю картину. И является такой драматической линией. Он не так сильно переживает за свои, вот, скажем так, не совсем быструю реализацию пьес в театре, как он хотел бы. Вот, он привез, «Утиная охота», все знали, что и Ефремов читал и Табаков читал. Но не увидели, не рассмотрели. А то, как ушел, на следующий год уже все, и с тех пор не угасала звезда Вампилова. Максим Митченков: Андрей, вы вот сами помимо внешнего сходства, которое отмечали и режиссер, и сценарист там. Андрей Мерзликин: Ну, попытались. Максим Митченков: И мы отмечаем, когда смотрели, готовились к интервью, отмечали, ну, правда, вы похожи. А внутреннее сходство есть? Какие-то общие взгляды, что-то такое вы сами обнаружили? Андрей Мерзликин: Ну, это внутреннее сходство есть одно. Но мы его в кино вообще не использовали. Мария Карпова: Какое? Андрей Мерзликин: Он мальчишка был. Максим Митченков: И вы мальчишка? Андрей Мерзликин: Ну, не просто, такой вот, не взрослеющие вот люди есть. Вот. Но только он вообще был, он прям еще и был худощавый, это я такой, как бы немножко. А Александр Валентинович был, ну, вот просто вот, человек, который всегда с гитарой, пел, всех заводил. Очень был эрудированный рассказчик. Радостный был человек. Умел радоваться и радость дарить людям. Максим Митченков: Но картина получилась правда прекрасной. И я меня такой вопрос, вот как вы считаете, вообще вот этот фильм подстегнет сейчас интерес к Вампилову со стороны молодежи? Ну, мне кажется, что сейчас современное поколение мало о нем знает. Андрей Мерзликин: Знаете, Максим, я вам скажу такую удивительную вещь. Мне бы не молодежь подстегивать, мне бы подстегивать ровесников бы. И ли там, товарищей, которые отвечают за определенные департаменты министерства Культуры. Но, он не издается, Вампилов. Не переиздается. Мария Карпова: Да, да. Андрей Мерзликин: Если человек, который захочет посмотреть фильм, например, тот же «Облепиховое лето». Максим Митченков: И потом после фильма, да, достать какие-то книги, то это невозможно? Андрей Мерзликин: Он не сможет пойти, скажем, так, в книжный магазин, говорит, дайте, пожалуйста, там, Вампилова полное издание. Да ладно, даже не полностью, хотя бы хоть какое-то. И вот было бы здорово, чтобы вот выход этой картины, может быть как-то может быть… Мария Карпова: Подстегнул. Андрей Мерзликин: Да. Маячок какой-то дал чтоб. Но это мы говорим о фигуре класса «А». Максим Митченков: Ну, у фильма непростая задача. Но мы надеемся, что он с этой задачей справится, что интерес к Вампилову подстегнет. Вам еще раз спасибо за это интервью. Еще раз поздравляем вас со званием заслуженного. Андрей Мерзликин: А вам спасибо за интерес. Потому, что эта картина нуждается в поддержке и в освещении, для того, чтобы об этом можно и нужно говорить. Потому, что он парень был хороший. Классный, интересный, современник наш. Мы бы сами с ним хотели бы дружить. Максим Митченков: Спасибо. Мария Карпова: Спасибо. Андрей Мерзликин: Спасибо.