ВИДЕО С САЙТА WWW.YOUTUBE.COM Максим Митченков: Вот, кажется, что в этом видео примечательного: какая-то странная то ли балерина, то ли танцовщица с французскими флагами? Мария Карпова: Ну, это ведь только на первый взгляд, потому что это та самая легендарная светящаяся пантомима французского художника и изобретателя Эмиля Рейно: впервые на глазах изумленной публике изображение ожило – рисованная танцовщица начала свой безумный танец. Максим Митченков: Необычное шоу Рейно продемонстрировал 28 октября 1892 года в зале «Кабинета фантастики» музея Гревен в Париже, так родилось новое искусство – анимация. Мария Карпова: Рейно сам рисовал героев, сам писал музыку, сам монтировал и сам разработал уникальный прибор – праксиноскоп, который и объединял несколько рисунков в оно действие. В общем, перед нами настоящее авторское кино – первые мультфильмы. Максим Митченков: И сегодня во всемирный день анимации в нашей студии автор, режиссёр, художник и даже музыкант Михаил Тумеля. Мария Карпова: Михаил, рады Вас видеть, конечно, в первую очередь, поздравляем с профессиональным праздником! Вы же очень рано начали заниматься анимацией, да? Михаил Тумеля: Да. Мария Карпова: И говорят, даже помните свое первое впечатление от мультфильма, увиденного? Михаил Тумеля: Конечно, то есть в этом году исполнилось примерно 40 лет, когда я впервые получил деньги за какую-то часть анимационной деятельности, но, естественно, фильмы-то помнишь раньше, тогда этого было довольно мало по телевизору, но довольно много в кинотеатрах, были целые программы и сборники. Наверно, как ни странно, самым ярким впечатлением был фильм для взрослых – это фильм Хитрука «Фильм, фильм, фильм», я думаю, все его знают. Мария Карпова: «Фильм, фильм, фильм», конечно. Максим Митченков: Фильм для взрослых, я подумал про другое… Мария Карпова: Это естественно. Максим Митченков: А мы же про мультики говорим. Мария Карпова: Да. ФРАГМЕНТ М/Ф «ФИЛЬМ, ФИЛЬМ, ФИЛЬМ» Михаил Тумеля: Я почему-то внутри себя знал, что вот этим делом я буду заниматься, потому что мне нравилось рисовать… Максим Митченков: Профессий много, но прекрасней всех кино. Михаил Тумеля: Да, мне нравилось… в принципе я был усидчивый достаточно, и дальше сложился ряд обстоятельств, что меня 15-летнего привели на киностудию «Беларусьфильм» и мне дали попробовать, и дальше так потихоньку дело пошло. Максим Митченков: А как вообще мультики тогда создавались, когда Вы начинали это всё? Михаил Тумеля: Это во многом был тяжелый ручной труд, такой продолжительный во времени: нужен сценарий, нужно время, чтобы подготовить все эскизы, нужно время, чтобы сделать раскадровки, нужно время, чтобы мультипликаторы посидели, пошуршали кальками, если это рисованный фильм, нужно было потом время это перевести перышком на целлулоид, потом раскрасить кисточкой раздельно по цветам, высушить всё в сушилке… Мария Карпова: Кошмар! Михаил Тумеля: Передать кинооператору, тот подложит фон и… Мария Карпова: А сколько по времени создавался тогда мультик? Михаил Тумеля: В общем-то, сейчас, может быть, ускорился немного процесс, но не сильно: в среднем 10-минутный фильм от 0 до сдачи примерно 9 месяцев – это как ребенка родить. Мария Карпова: А почему сейчас не сильно ускорился процесс, сейчас же всё на компьютере? Максим Митченков: Сейчас же всё на компьютере. Михаил Тумеля: Компьютер такая штука интересная, что он дает много возможностей, вариантов, и пока переберешь все варианты, то тоже время уходит. Максим Митченков: Из-за того, что нужно делать выбор, да? Михаил Тумеля: Да. Мария Карпова: Как удалось одну из своих первых работ показать Диснею, ну, не тому самому Диснею, а его племяннику? Михаил Тумеля: Это была такая долгая и интересная история: мы были слушателями высших курсов с Александром Петровым, Михаилом Алдашиным, Михаилом Максимовым, вот все, кто… это уже имена в российской анимации, и Фёдор Савельевич Хитрук на одном из занятий сказал, что осенью предположительно приедет американская делегация, и, может быть, кто-то возьмется и сделает такое анимационное поздравление Микки Маусу, ему тогда 60 лет исполнялось, еще был такой вполне себе, как и сейчас… Максим Митченков: В самом расцвете сил. Мария Карпова: В самом соку. Михаил Тумеля: И мне пришло в голову такое придумать: соревнование танцевальное между человеком и Микки Маусом, только человек меняется с годами, а Микки Маус нет. Максим Митченков: То есть, грубо говоря, они родились в один день, человеку 60 и Микки Маусу 60… Мария Карпова: Да, только человек состарился… Михаил Тумеля: Да, человеку 60 и Микки Маусу, и вот у них жизнь проходит в танце, ну, как марафон, поэтому и название было этой работы «Марафон». Чтобы упростить себе задачу, мы решили всё разыграть на силуэтах: одна краска, меньше подробностей и всё такое прочее, тем более, что надо было успеть к сроку, к приезду делегации. Мария Карпова: Ну получилось? Михаил Тумеля: Всё шло буквально, как в хорошем или плохом детективе, что всё должно было сорваться, но… Мария Карпова: Но… Михаил Тумеля: В последний момент там… я получил копию финальную за полчаса до отхода поезда и не был уверен, получу я ее или нет. Максим Митченков: И Вы вбросили в поезд, грубо говоря, да? Михаил Тумеля: Ну почти так, и когда приехала делегация по главе с Микки Маусом, от там ходил всюду представлял себя – вот тут уже был показан этот фильм на «Союзмультфильме», и я увидел слёзы Роя Диснея на глазах. Мария Карпова: Правда? Михаил Тумеля: Да, и я понял: вот, это значит – попали. Мы потом подарили этот фильм с легкой руки Фёдора Савельевича, Дисней сказал: «Плачу, сколько захотите!». Но Фёдор Савельевич сказал: «Это подарок». Ну, и правильно, потому что… Мария Карпова: Хотя могли заработать же хорошо. Михаил Тумеля: Это была его идея, и я считаю, в широте этого жеста был и Хитрук, да и, в общем-то, вся наша анимация. Максим Митченков: Михаил, балалайка стоит рядом с Вами – Вы играете? Михаил Тумеля: Я играл на балалайке. Максим Митченков: Можете нам продемонстрировать хотя бы чуть-чуть, фрагментик? Михаил Тумеля: В свое время всякие были поздравления и вот был тоже праздник анимации в Москве, и я сочинил, правда переделал, одну популярную песню, ну, короткую такую, все ее знают, но слова другие: «Над столицей тучи ходят хмуро, мир киношный тишиной объят, на границе вкуса и халтуры стойко аниматоры стоят. В нашем деле кадры всё решают даже в эти темные года. Пусть над каждой съемочной сияет воодушевленная звезда!». Максим Митченков: Браво! Мария Карпова: Браво! Здорово! Максим Митченков: Михаил, ну, естественно не можем у Вас не спросить: у Вас, лично у Вас, есть любимый мультфильм? Михаил Тумеля: Есть, мой любимый фильм Хитрука «Каникулы Бонифация». Мария Карпова: Да, здорово, конечно! Максим Митченков: Я когда жонглирую, меня дочка так называет. Михаил Тумеля: Бонифаций! Максим Митченков: Михаил, еще раз поздравляем Вас с международным днем анимации и спасибо, что заглянули к нам в гости! Мария Карпова: Спасибо