Авангард Леонтьев: От ролей отказываюсь, когда чувствую, что никак не совпадает со мной или чепуха какая-то - мыло сериальное
https://otr-online.ru/programmy/kalendar/avangard-leontev-ot-roley-otkazyvayus-kogda-chuvstvuyu-chto-nikak-ne-sovpadaet-so-mnoy-ili-chepuha-kakaya-to-mylo-serialnoe-41552.html
ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА-СПЕКТАКЛЯ «ДВЕНАДЦАТАЯ НОЧЬ»
Мария Карпова: Вот он – грустный шекспировский шут Фесте с лицом сатиры и душой скептика, эдакий шут-меланхолик, философ с дурацкой погремушкой.
Максим Митченков: А играет его в «Двенадцатой ночи», поставленной английским режиссёром Питером Джеймсом на сцене «Современника», Авангард Леонтьев. Те, кто видели этот спектакль в конце 70-х по несколько раз ходили именно на шута Леонтьева.
Мария Карпова: А сегодня, в свой день рождении, народный артист России Авангард Леонтьев – наш гость.
Максим Митченков: Авангард Николаевич, здравствуйте!
Авангард Леонтьев: Здравствуйте!
Максим Митченков: Рады видеть Вас у нас в гостях!
Мария Карпова: С днем рождения!
Максим Митченков: Поздравляем Вас!
Авангард Леонтьев: Спасибо!
Мария Карпова: Присаживайтесь.
Авангард Леонтьев: Спасибо.
Максим Митченков: Мы хотим спросить Вас в день рождения: вообще актёрами рождаются или становятся?
Авангард Леонтьев: Рождаются, сначала надо родиться с этой склонностью к этому, а потом надо так, чтобы так складывались обстоятельства, чтобы это развивалось.
ФРАГМЕНТ Х/Ф «ОЧИ ЧЁРНЫЕ»
Мария Карпова: Вы были поздним долгожданным ребёнком, как же Вас родители-то отпустили в эту профессию?
Авангард Леонтьев: Отец с удовольствием, потому что он мечтал сам…
Максим Митченков: Сам мечтал?
Авангард Леонтьев: Быть актёром и в самодеятельности занимался в молодости и даже поступил к Мейерхольду на режиссёрски курсы.
Мария Карпова: Ничего себе!
Авангард Леонтьев: Высшие режиссёрские курсы.
Мария Карпова: Да.
Максим Митченков: Но его мама Ваша дальше не отпустила заниматься, да?
Авангард Леонтьев: Мама приревновала к Мельпомене.
Мария Карпова: Правильно.
Максим Митченков: А Вас отпустила?
Авангард Леонтьев: А меня скрепя сердцем, ей не хотелось, она как женщина интуицией понимала, что это очень трудная профессия, есть, так сказать, такие рифы в этой профессии, которые тяжело переносить, она как-то вот это чувствовала, она плакала.
Максим Митченков: Плакала, когда Вы поступали?
Авангард Леонтьев: Плакала, когда увидела меня, я играл студентом в художественном театре в «Трёх Толстяках», спектакле театра, а плакала она, потому что там Вячеслав Невинный, он играл продавца шаров, он прилетает в торт на связке шаров и потом улетает под колосники на этих шарах, и когда мама увидела это всё, то она убедилась на деле, что это опасная профессия…
Максим Митченков: Да, сложная.
Авангард Леонтьев: С риском для жизни.
Максим Митченков: Как попали в «Современник» – это очень интересная история, Вы же единственный с курса попали в «Современник», да?
Авангард Леонтьев: Да.
Максим Митченков: Все хотели, наверно, ну многие, наверно, хотели в «Современник»?
Авангард Леонтьев: Хотели все, все хотели в «Современник», потому что это был театр самый-самый, о котором все говорили, зрители все говорили, в профессиональных кругах все об этом говорили и очень мало туда попадали, и я очень мало там был до этого, потому что туда нельзя было попасть просто физически. Вениамин Захарович Радомысленский помог, потому что он спросил меня, я очень везучий был человек особенно по началу, да и сейчас ничего, он спросил меня: «В каком театре ты хотел бы работать?» – вы можете себе представить, вопрос от ректора.
Мария Карпова: Студенту.
Авангард Леонтьев: Да.
Мария Карпова: Класс!
Авангард Леонтьев: Выпускнику, а я от неожиданности ответил: «В «Современнике», – в самом лучшем.
Максим Митченков: Да.
Авангард Леонтьев: Какой надо назвать? Самый лучший.
Мария Карпова: МХАТ.
Авангард Леонтьев: Нет, МХАТ не был самым лучшим тогда в тот момент, это все понимали, даже мы – студенты, что там была рецессия, стагнация и так далее.
Максим Митченков: Да-да-да.
Авангард Леонтьев: Он сказал: «Я поговорю с Олегом», – имелось ввиду его же выпускник Олег Ефремов…
Максим Митченков: Ефремов, да.
Авангард Леонтьев: Руководитель тогда «Современника» и поговорил действительно, потому что весь «Современник», вся труппа пришла к нам в учебный театр на показ, мы всем курсом показывались, но говорено, видно, было про меня, как потенциального…
Максим Митченков: Да-да-да.
Мария Карпова: Вы имеете ввиду, вся труппа пришла – даже актёры пришли?
Авангард Леонтьев: Актёры «Современника» пришли смотреть, потому что такие вопросы как приём в труппу решался большинством голосов труппы.
Максим Митченков: Так труппа в итоге решили, что Вас надо брать.
Авангард Леонтьев: Решила труппа, да.
Мария Карпова: Вы сначала в «Современнике» играли роли, так сказать, второго плана, в массовке выходили, как многие начинающие актёры?
Авангард Леонтьев: Ну не второго, а 28-го плана. Сначала в народных сценах – так это красиво называлось.
Мария Карпова: Толпа.
Авангард Леонтьев: Нет-нет, народных сценах, мы играли народ, мы русский народ играли – это самое первое положение у нас было.
Мария Карпова: Да-да.
Максим Митченков: И вот Ваш первый сезон в театре, и тот же самый Ефремов, который Вас только что принял в этот театр, говорит, что надо обсудить спектакль, все вместе, вся труппа обсуждает спектакль, в котором Вы играете, и Вас тоже спрашивали Ваше мнение про этот спектакль, все до этого высказались а у Вас стоял выбор: критиковать или не критиковать, да?
Авангард Леонтьев: Да.
Максим Митченков: Почему Вы решили критиковать тогда его?
Авангард Леонтьев: Потому что я считал, что спектакль не очень удачный по сравнению с теми, которые уже шли в «Современнике», что этот слабее гораздо.
Максим Митченков: Это спектакль «С вечера до полудня», да?
Авангард Леонтьев: Да, по пьесе Розовова, как-то не очень он задавался, ну я так считал, а вот сказать это или нет, проголосовать за или против, а прежде чем голосовать, надо было высказываться…
Мария Карпова: Да.
Авангард Леонтьев: Все должны были высказаться по кругу, вся труппа, что сказать?.. А постановщик Олег Ефремов: сказать постановщику, руководителю театра, что спектакль слабый… можно это сказать новичку?
Мария Карпова: Можно, но один раз.
Авангард Леонтьев: Я сидел, думаю: «Что мне делать? Что мне делать: сказать правду или слукавить?» – я решил, что если я слукавлю, Ефремов это заметит и подумает, что я лукавый человек, что я – лгун подумает Ефремов, уважение к нему и любовь победило, и я решил, что любимому человеку врать я не могу.
ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА-СПЕКТАКЛЯ «ДВЕНАДЦАТАЯ НОЧЬ»
Максим Митченков: Отношения не испортились после этого?
Мария Карпова: Да, как он отреагировал?
Авангард Леонтьев: Нет.
Максим Митченков: Наоборот?
Авангард Леонтьев: Он не обижался, во-первых, ни на кого никогда, он был выше этого, но это я потом узнал, он провоцировал, чтобы говорили правду, он добивался этого.
Мария Карпова: А Ваши студенты когда-нибудь Вам могли вот так высказать своё недовольство Вашей ролью?
Авангард Леонтьев: Могли.
Мария Карпова: И Вы не обижались на это?
Авангард Леонтьев: Не могу сказать, что не обижался, один раз один студент что-то такое сказал, что я все роли одинаково играю, кричу и, в общем, это очень однообразно, что-то вдруг, когда мы уже были с Олегом Табаковым, курсом руководил Олег Табаков…
Максим Митченков: Этот студент окончил Школу-студию после такой критики?
Авангард Леонтьев: Он это высказал при всех ребятах, и Табаков его отчислил, я сказал: «Олег Павлович, не надо, может быть, его отчислять всё-таки, ну сказал и сказал, человек думает так». Он говорит: «Нет, понимаешь, нам это доверили, значит мы за это отвечаем», – вот так было дело.
ФРАГМЕНТ Х/Ф «ВСЁ НАОБОРОТ»
Максим Митченков: «Утомлённые солнцем» – говорят, что не заводился грузовик Ваш, было такое?
Авангард Леонтьев: Старенький был грузовик, понимаете, полуторка Горьковского автозавода, довоенного выпуска, вы можете себе представить? И там такая разболтанная была коробка передач, чтоб попасть в первую…
Максим Митченков: Нужно было умудриться, да?
Авангард Леонтьев: Она болталась так, короче, сложно даже физически это было, но, может, это помогало, а звук записывался синхронно, у меня где-то тут был микрофон, где-то или в машине или на мне где-то на одежде, запись шла онлайн, понимаете? Поэтому надо было всё по-настоящему делать и еще задним ходом, а где поймать эту заднюю точку, ой, Боже мой!
ФРАГМЕНТ Х/Ф «УТОМЛЁННЫЕ СОЛНЦЕМ»
Мария Карпова: Какие роли сегодня интересно играть, и как часто Вы отказываетесь?
Авангард Леонтьев: Отказываюсь не так часто, потому что редко предлагают, поэтому отказываться приходится еще реже, но отказываюсь, когда я чувствую, ну никак не совпадает со мной или чепуха какая-то, уж такое мыло сериальное, что просто…
Мария Карпова: А правда Вам предлагают сериальное мыло?
Авангард Леонтьев: Да-да-да, теперь и не предлагают даже.
Максим Митченков: После того как отказываетесь, конечно.
Авангард Леонтьев: Нет-нет, слушайте, ну я уже в тех годах, когда… стариков не так много не экране и на сцене, ролей возрастных, а я прошел все эти уже… я пенсионер.
Максим Митченков: Мы Вам хотим пожелать, чтобы роли всё равно были, чтобы ролей было много!
Авангард Леонтьев: Да, хотелось бы.
Максим Митченков: Мы очень рады Вас видеть на экране каждый раз и еще раз хотим поздравить Вас с днем рождения, мы очень рады, что Вы зашли к нам в гости!
Мария Карпова: Спасибо!
Авангард Леонтьев: Спасибо большое!
Авангард Леонтьев: От ролей отказываюсь, когда чувствую, что никак не совпадает со мной или чепуха какая-то - мыло сериальное