Балетмейстер Гедиминас Таранда: Культура - наркотик. Когда приезжаешь в город, где ничего нет, а люди хотят – всё поджигаешь, всё горит, и ты горишь

Балетмейстер Гедиминас Таранда: Культура - наркотик. Когда приезжаешь в город, где ничего нет, а люди хотят – всё поджигаешь, всё горит, и ты горишь
История создания «Крокодила Гены»
До Победы осталось 36 дней
Как снимали фильм «Айболит-66»
Сергей Волчков: Есть творческие люди фантазёры, а есть люди, которые ходят по земле и адекватно видят вещи своими глазами. Я иногда бываю сумасшедшим
3 апреля: Указ о строительстве первых мостов в Петербурге, день рождения кофемолки и первый в истории звонок по мобильнику
Как возникла идея снять мультик про попугая Кешу?
Детскому хору ВГТРК исполнилось 50 лет!
До Победы осталось 37 дней
2 апреля: В этот день родился Ханс Кристиан Андерсен и отмечается Международный день детской книги
Как создавались «Бременские музыканты»
Гости
Гедиминас Таранда
артист балета, балетмейстер, актер, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, создатель «Имперского русского балета»

Максим Митченков: «Наступала катастрофическая нищета, мне надо было что-то делать, чтобы было чем платить за квартиру и за еду, и вот тогда я начал работать с манекенщицами: я показывал, как они должны ходить, как одеваться, как снимать перчатки, как сидеть».

Мария Карпова: Так вспоминал о тяжелом периоде своей жизни, когда его в начале 90-х уволили из Большого театра, артист балета, создатель и генеральный директор «Имперского Русского Балета» Гедиминас Таранда. Сегодня у него день рождения, он наш гость, и мы можем лично от него узнать детали яркой творческой биографии.

ФРАГМЕНТ БАЛЕТА Д. ШОСТАКОВИЧА «ЗОЛОТОЙ ВЕК»

Максим Митченков: Гедиминас, здравствуйте!

Гедиминас Таранда: Здравствуйте!

Мария Карпова: Рады Вас видеть!

Максим Митченков: С днем рождения Вас поздравляем!

Мария Карпова: С днем рождения!

Гедиминас Таранда: С днем рождения тебя… да, спасибо!

Максим Митченков: Присаживайтесь, мне особенно приятно Вас видеть в студии как земляка, Вы же в Калининграде родились?

Гедиминас Таранда: Точно совершенно.

Максим Митченков: Да, я тоже.

Гедиминас Таранда: На улице Александра Невского.

Максим Митченков: Я под Калининграде в Приморске, там есть такой городок.

Гедиминас Таранда: Знаю, конечно.

Максим Митченков: Поэтому особенно приятно. Скажите, Вы же в детстве постоянно были с отцом в военной части, на учениях…

Гедиминас Таранда: В военной части, на учениях…

Максим Митченков: По танкам лазили, да?

Гедиминас Таранда: Не только по танкам, один был случай, когда он построил свою роту, говорит: «Едет танк, мы под него ложимся, выныриваем, бросаем гранату».

Максим Митченков: Правда?

Гедиминас Таранда: Представляете, 18-летние боятся, он говорит: «Что страшно?». «Страшно». Он говорит: «Таранда, выйти из строя, – я карапуз такой выхожу 5-летний, он говорит, – за мной!» – мы ложимся с ним под танк, выныриваем, бросаем эту гранату туда…

Мария Карпова: Кошмар!

Гедиминас Таранда: Все в восторге, и моя мама стоит на пороге, берет такую палку, дрын и за нами по всему плацу, я помню папа говорил: «Галя! Галя, ты что! На меня солдаты смотрят, я тебе покажу!». Так случилось, что я ходил заниматься борьбой, а в Дом офицеров мои дворовые друзья ходили заниматься танцами, и вот они говорят: «Пошли заниматься, тем более в Дом офицеров, ты что!».

Мария Карпова: А Вы борьбой уже занимались, какие танцы, да?

Гедиминас Таранда: А я уже борьбой, Карлом Марксом… Я говорю: «А что мне это даст?». Он говорит: «Бесплатное кино!». Я говорю: «Как?». Да, конечно, кто танцами занимается – бесплатное кино. Ну вот я пришел в зал: большие окна, светло, девчонки в коротких юбках, музыка, я прямо: «Ах!» – знаете, как свежий воздух. Говорит: «Сделай пару раз вприсядку», – сел, туда-сюда – понравилось и вечером мы собрались с ребятами и смотрели фильм Дзеффирелли…

Мария Карпова: Какой?

Гедиминас Таранда: Детям до 16 лет «Ромео и Джульетта».

Мария Карпова: А, ну, конечно, конечно.

Гедиминас Таранда: «Ах!» – и всё, это просто повернуло сое сознание уже на другое.

Мария Карпова: Но Вы же хотели заниматься народными танцами?

Гедиминас Таранда: Конечно, я пришел проверяться, мне уже было 14 лет, а там набирали как раз, на народное отделение поступают в 13-14 лет, и я туда пришел, мне говорят: «Вы знаете, у нас не мест на народное, есть на классическое отделение», – схитрили, понимаете, потому что там было всего 5 мальчиков. Я говорю: «Хорошо, через год переведете?». «Переведем Вас через год на народное отделение». Всё, поступил на классическое отделение, совершенно мне это не нравилось, я пропускал, нравилось народное, я ходил во все классы, свои, чужие, а потом Яков Лившиц, мой педагог, пришел и сказал: «Хочешь в Москву на соревнования? Первым станешь по классике, тогда поедешь», – а у нас 6 мальчиков и я, то есть 5.

Мария Карпова: А у Вас такой характер: Вам любое соревнование – Вы сразу туда?

Гедиминас Таранда: Да, я – первый, и всё, я забросил физику, химию, французский, я ходил во все классы дополнительно заниматься в Воронежское училище, я прихожу: «Разрешите у вас позаниматься».

Максим Митченков: «Пожалуйста, заходи», – да?

Гедиминас Таранда: Это принималось, да, я не знаю, как сейчас, но тогда из чужого класса… и я через год стал лучшим в классе, Яков Лившиц сдержал обещание, мы поехали на всесоюзный конкурс.

Максим Митченков: Расскажите, с чем Вы поехали, Вы правда танцевали «Крокодила Гену»?

Гедиминас Таранда: «Крокодил Гена».

Мария Карпова: Как это можно танцевать «Крокодила Гену»?

Максим Митченков: Как это может быть?

Гедиминас Таранда: Яков Лившиц поставил такой номер «Крокодил Гена и Чебурашка», и мы с этим номером победили, мне вручили диплом, приз, и Винокур в том конкурсе участвовал, Полищук в том конкурсе участвовал, еще такие жанры были другие, и мне Яков Лившиц вручил билет в Большой театр.

Максим Митченков: Это был первый Ваш поход, да?

Гедиминас Таранда: Мне было 16 лет, и я бежал из театра эстрады, бежал как раз к Большому театру через этот мост, снег шел, понимаете, февраль, Кремль, площадь…

Максим Митченков: Как сейчас у нас…

Гедиминас Таранда: Совершенно верно, я поэтому и обожаю зиму. И прибегаю в Большой театр, у меня билет на самую галерку, поднимаюсь на галерку, сажусь на колени – ничего не видно…

Мария Карпова: А там люди вот такие, наверно?

Гедиминас Таранда: Люстры, люди, да. Ко мне подходит, помню, билетер и говорит: «Вы знаете, молодой человек, нельзя здесь сидеть, идите наверх». Я говорю: «Там ничего не видно!». «Ничего не знаю, у вас там билет». Я говорю: «Слушайте, видите диплом? Я – лауреат!».

Максим Митченков: Конкурс, победитель, да.

Мария Карпова: Сработало?

Гедиминас Таранда: И я говорю: «И я у вас здесь буду работать!». Она: «Да ты что!». «Да!». Она говорит: «Сиди, смотри», – оставила меня в покое, и, конечно, когда открывался занавес, здесь я понял, что я попал в другой мир.

ФРАГМЕНТ БАЛЕТА А. ГЛАЗУНОВА «РАЙМОНДА»

Максим Митченков: Вот мы видим фотографии за нами, Вы же прямо воспитываете молодых начинающих звезд, да?

Гедиминас Таранда: Вы знаете, вообще, то, что вы так оформили студию – для меня такой сюрприз, многие фотографии я вижу… ну, не в первый раз, но уже забыл о них…

Мария Карпова: Мы старались.

Гедиминас Таранда: И здесь, правда, вроде бы такой путь указан, указан путь, указана дорога, и вот вы сейчас сказали о детях: у меня есть Московская академия, которую я открыл при «Имперском Русском Балете» на Красной Пресне, там у нас занимается большое количество детей, которых мы воспитываем, а дальше они участвуют с нами в наших спектаклях, в «Щелкунчике», в «Спящей красавице», в «Дон Кихоте».

Максим Митченков: Такие маленькие детки уже выходят с Вами на большую сцену?

Гедиминас Таранда: Да, представляете? А вот эти детки, которые на фотографии: 2 года назад мы открыли школу в Давид-Городке – это полесье, это Белоруссия, окруженная красивыми болотами…

Максим Митченков: Как Вас туда занесло?

Гедиминас Таранда: Мой друг Александр Даркович, Герой России, он из этого городка.

Максим Митченков: Всё ясно.

Гедиминас Таранда: И мы с ним дружим, он говорит: «Поехали, надо съездить проведать наших, Белоруссию посмотришь». Я говорю: «Ну поехали». Он, конечно, хитрый полковник, мы приехали, он говорит: «А давай класс для детей откроем, ну что нам стоит». Я говорю: «Давай», – и вот мы открыли, 80 детей, взяли четверых сейчас в Белорусскую академию балета.

Мария Карпова: Ничего себе, большой успех, правда!

Гедиминас Таранда: Я, честно, просто потрясен, и мы сейчас будем гастролировать в марте в Белоруссии, они будут выступать сс «Имперским Русским Балетом» уже.

Мария Карпова: Много желающих вообще заниматься балетом детей?

Гедиминас Таранда: Вы знаете, сейчас опять много приводят детей, девочек, мальчиков меньше, но…

Максим Митченков: Мальчиков всегда было меньше.

Гедиминас Таранда: Всегда меньше, но всё-таки у нас благодаря Владимирову, Лавровскому, Васильеву, Лиепе и другим нашим звездам мужского танца, он, конечно, был очень популярен, то, что сделал Григорович с мужским танцем, он сказал, что балет – это вообще состояние мужчины, он это сделал спектаклями так, что ты хотел быть в балете, потому что ты там настоящий мужчина. Я вам хочу сказать, опять же мой друг Даркович, Герой России, он говорит: «Гедиминас, ты знаешь, у меня морская пехота никогда не видела вообще балет, честно, никогда», – и он каждый раз на спектакль приводит своих сослуживцев. Был балет «Щелкунчик»: идет спектакль, они сидят, и я смотрю в конце первого акта – сидят орденоносцы, герои, плечи, руки, прошедшие войну, кровь и сидят, и у них текут слезы…

Максим Митченков: Слезы.

Мария Карпова: Ничего себе!

Гедиминас Таранда: Я говорю: «Ребята, Вы что!». Они вытирают слезы и горят: «Гедиминас, мы не знаем, что с нами, но мы понимаем, что вот это состояние любви, счастья мы защищали».

Максим Митченков: В самое сердце попали.

Гедиминас Таранда: Потрясающе!

Максим Митченков: Но Вы же еще под Псковом, по-моему, делаете… вот, мы видим фотографию Вашу, где у Вас Пушкин на голове.

Гедиминас Таранда: Пушкин на голове, да, это прекрасно, Пушкин на голове и в сердце. Это Пушкинский фестиваль в Михайловском, конечно, это прошлый год, 220 лет, я был главным режиссером этого фестиваля, мы сделали программу «Балет для всех», битком зал, потому что, представляете, «Спящая красавица» в Палкино – это просто разорвавшаяся бомба.

Максим Митченков: Вообще я слабо представляю: «Имперский Русский Балет», знаменитый на весь мир…

Гедиминас Таранда: В Палкино.

Максим Митченков: Да.

Мария Карпова: В Доме культуры в Палкино.

Гедиминас Таранда: И мы приехали из Сиднейской оперы, были в Сиднее, гастроли в Австралии, Сидней и Палкино, и мы теперь приезжем в Псков 3 раза в год, выступаем с губернаторским псковским оркестром.

Мария Карпова: Здорово!

Максим Митченков: Ух-ты!

Гедиминас Таранда: Каждый раз мы готовим программу и новую программу с оркестром и с псковскими детьми, и поэтому люди… представляете, там тоже есть школа, которую мы патронируем, которых мы обучаем, вот сейчас они танцевали «Щелкунчик», в марте они будут с нами танцевать «Спящую красавицу» – это настолько всплеск культуры идет, но это мы должны делать не только в больших городах, понимаете, культура, когда ты ей занимаешься, то такой наркотик, но если ты занимаешься для кого-то, когда для себя, мне кажется, немножечко станет скучновато, а когда ты приезжаешь в какой-то город, где ничего нет, но люди хотят – всё, поджигаешь это, всё горит, и ты горишь.

Максим Митченков: Тогда мы Вам хотим пожелать, чтобы Вам хватало сил на всё, чтобы никогда не было скучно, если не будет скучно Вам, не будет скучно никому вокруг Вас.

Гедиминас Таранда: Спасибо!

Мария Карпова: С днем рождения!

Максим Митченков: Спасибо Вам за эту инъекцию культуры и Вам и нашим телезрителям и с днем рождения Вас еще раз!

Гедиминас Таранда: Ребята, спасибо вам большое за поздравление, мне очень, честно говоря, приятно!

Мария Карпова: Спасибо, нам тоже!

Максим Митченков: Спасибо!

Гедиминас Таранда: Спасибо!

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)

Выпуски программы

  • Все видео
  • Полные выпуски