Мария Карпова: Эдгард, Аскольд, рады вас видеть, ну, не в нашей студии, но почти. Максим Митченков: Здравствуйте! Эдгард Запашный: Здравствуйте! Мария Карпова: Вы, конечно, представители, наверно, самой известной у нас в стране династии, а каково это вообще ощущать этот груз поколений более чем 100-летний? Ответственность? Аскольд Запашный: Вы знаете, на самом деле, у всего есть 2 стороны: конечно, с одной стороны, это гордо, это приятно, это большая честь быть представителем такой династии, с другой стороны, это огромная ответственность, потому что очень тяжело зарабатывать репутацию и очень легко е потерять, поэтому мы прекрасно это осознаём и, в общем, понимаем, что на нас лежит ответственность перед всеми нашими предками, которые фактически свою жизнь положили во благо служению, поэтому, конечно, нужно, как минимум, удержать эту планку, а, как максимум, её ещё и поднять. Мария Карпова: А можно сказать, что Михаил Запашный попал в цирк буквально с улицы? Его же где-то заметил Поддубный, насколько я понимаю, да? Максим Митченков: Вы знаете, как это было? Эдгард Запашный: Мы это знаем со слов нашего отца Вальтера Запашного, который сказал, что в своё время его отец Михаил работал портовым грузчиком, куда приехал передвижной цирк, в котором работал великий Иван Поддубный, и Иван, как сам бывший портовый грузчик, часто заходил на такие производства, для того чтобы подбирать себе дальнейшие кадры, и он заметил Михаила Запашного, увидел его, во-первых, природные данные, дед был высокий и почти метр девяносто, был прекрасно сложён, здоровый, поговорив с ним и быстро найдя общий язык, грузчик с грузчиком быстро могут поговорить… Аскольд Запашный: На понятном языке. Эдгард Запашный: Он его пригласил попробовать себя в борьбе, тогда много было соревнований в цирке – это и перетягивание с быками, и бои на мешках, и поднимание тяжести, и, конечно, основной была французская борьба, вольная борьба, и в дальнейшем он смог это всё освоить. Мария Карпова: А сегодня такое возможно, чтобы человек с каким-то талантом, но который никогда не учился на артиста, вдруг его взяли в какой-то номер в цирке, это возможно? Эдгард Запашный: Да, конечно, вот я так Аскольда подобрал 40 лет назад и сейчас, видите, всё получилось, уже даёт интервью. ФРАГМЕНТ ШОУ БРАТЬЕВ ЗАПАШНЫХ «ЛЕГЕНДА», СЪЁМКА 2012 Г. Эдгард Запашный: Мы раскроем небольшой секрет: сейчас к нам обратился известный актёр Алексей Маклаков, который является звездой театра и кино, и он нам сказал, что с самого детства мечтает поработать клоуном в цирке, вот он сейчас с братом обсуждает как раз возможность принять участие его в качестве клоуна в одном из наших шоу – это говорит о том, что уже взрослый человек, сформировавшаяся личность, которая достигла больших результатов в другой профессии… Максим Митченков: Да. Эдгард Запашный: Мечтает работать в цирке, и, скорее всего, у него это получится. Максим Митченков: Мы знаем, что Ваш дед не хотел, чтобы его дети пошли потом по его стопам и тоже работали в цирке, почему так и почему в итоге оказалось всё наоборот? Мария Карпова: Да, как они оказались на манеже? Аскольд Запашный: Вы знаете, я не думаю, что это было прямо так, потому что я впервые слышу подобную информацию, а от своих родственников я на самом деле такое никогда не слышал. Эдгард Запашный: А я слышал, честно, я слышал это от нашего папы Вальтера, который говорил, что в детстве Михаил Сергеевич заставлял его играть на скрипке со словами: «Может быть, хоть кто-то в нашей династии нормальным человеком вырастет». ФРАГМЕНТ ВИДЕОЗАПИСИ ВАЛЬТЕРА ЗАПАШНОГО И МАРИЦЫ ЗАПАШНОЙ С ТИГРОМ ТАЙФУНОМ, СЪЁМКА 1970 Г. Мария Карпова: Почему у цирковых так вообще важна династийность? Мне кажется, такого нет ни у одной профессии, даже у тех же врачей и у артистов это не так явно. Аскольд Запашный: Здесь на самом деле 2 причины: первая причина – это безопасность, безусловно, в цирке огромное количество профессий, которые сопряжены с настоящим риском для здоровья и жизни, а второй момент то, что цирк – это образ жизни, это на самом деле не просто работа, когда ты по прошествии определённого количества часов спешишь домой, просто потому что такой график. Дело в том, что в цирке нужно жить, здесь огромная ответственность перед животными, перед своими коллегами, и, конечно, династийность, а именно родственные взаимоотношения в это сильно помогают, положиться, например, на моего брата, который мне неоднократно жизнь буквально спасал, конечно, гораздо правильней, наверно, чем если ты будешь надеяться на какого-то чужого человека. Помимо этого, наверно, ещё есть один момент – это передача знаний, потому что цирк – это наука опыта, то есть люди передают очень тонкие нюансы какие-то своей профессии. Максим Митченков: Свои секреты, да? Аскольд Запашный: Да, и когда рядом с тобой фактически растёт твой ученик как сын или дочка, конечно, это правильней, поэтому люди стараются приобщить своих близких. Максим Митченков: Вас отец, кстати, не отговаривал от этой работы, вы всё время за кулисами росли? Эдгард Запашный: Нет не отговаривал никогда, наоборот, отец мечтал, чтобы мы продолжили династию, чтобы мы достойно её продолжили, но параллельно он всегда нас готовил к другим профессиям, потому что всегда говорил, что, ребята, покалечиться в цирке очень легко, и если у вас не будет головы на плечах, то вы легко можете оказаться без работы никому ненужными. ФРАГМЕНТ ШОУ БРАТЬЕВ ЗАПАШНЫХ «ЛЕГЕНДА», СЪЁМКА 2012 Г. Мария Карпова: А вы помните своё самое первое серьёзное выступление перед публикой уже в качестве полноценных артистов цирка? Аскольд Запашный: Да, у нас первое большое выступление было… Эдгард Запашный: Давай вспомним, как ты клоуном работал, твой провал, давай. Аскольд Запашный: Он всё хочет, чтобы я опозорился. Эдгард Запашный: Подождите, первое, правильно, первое? Аскольд Запашный: На самом деле первое наше большое выступление было в городе Рига: мы с братом были главными героями спектакля «Машина времени», и мы, в общем, играя роли в том числе, впервые показывали полноценные фрагменты работы на лошадях в качестве жонглёров высшей школы верховой езды, и это была действительно большая работа, которая пролилась определённый конкретный сезон и её можно назвать уже профессиональной деятельностью. Ваш выход. Эдгард Запашный: А что мой выход? Выход заключается в том, что до этого момента мой брат Аскольд имел опыт работать на представлении клоуном, полностью обслуживать целый спектакль… Аскольд Запашный: Я выручал. Эдгард Запашный: Я не договорил, он боится, я его хочу похвалить – это был героический поступок на тот момент: клоун заболел основной, а спектакль должен идти, и брат был брошен на эту амбразуру. Провал был полнейший, конечно, там смеялись только те люди, которые знают, кто такой Аскольд, он сам факт того, что мальчишка пошёл выручать спектакль о многом говорит… Максим Митченков: Да. Эдгард Запашный: О его смелости и о том, что он прирождённый цирковой артист. Мария Карпова: Максим уже сказал, что братья Запашные – это настоящий бренд, но, учитывая общее количество ваших дочерей, наверно, скоро мы увидим и узнаем: сёстры Запашные. Эдгард Запашный: Что касается девочек, то девочки как раз активно занимаются цирком, им очень это нравится, уже занимаются несколькими жанрами – это и джигитовка, это и воздушная гимнастика, акробатика, жонглируют очень активно. Мы надеемся, что в ближайшие 5 лет будет определённый, так сказать, прорыв, потому что, возвращаясь к первому вопросу, ответственность большая, то есть прежде всего должно быть высокое качество, потому что, выйдя на манеж и получив объявление на манеже: «Стефания и Ева Запашные!» – это сразу особое внимание и особое отношение публики и показать здесь плохой уровень или даже средний уровень весьма проблематично. Максим Митченков: Тогда мы хотим пожелать настоящего процветания всей династии Запашных! Аскольд Запашный: Спасибо! Максим Митченков: И вас поблагодарить за это интервью, спасибо! Мария Карпова: Спасибо большое! Аскольд Запашный: Спасибо большое! Эдгард Запашный: Спасибо вам и хорошего вам дня!