Мария Карпова: Давид Фёдорович, очень рады Вас видеть, поздравляем Вас с днём рождения, с юбилеем! Давид Тухманов: Спасибо! Мария Карпова: Такой любопытней факт вычитали, когда готовились к интервью, что свою первую мелодию, своё первое музыкальное произведение Вы написали в 4 года, это вообще возможно? Давид Тухманов: Наверно, я когда-нибудь в своей жизни в каком-нибудь интервью взболтнул, что такой факт имел место, но на самом деле это всё моя мама, наверно, я чего-нибудь там такое набренчал, после чего она решила, что это моё первое произведение. Максим Митченков: Или получилось так, что мама написала произведение, а Вы присвоили себе авторство, нет? Давид Тухманов: И такое может быть. ФРАГМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ВЛАДИМИРА МАКАРОВА Максим Митченков: Давид Фёдорович, а вот «Последняя электричка», в чём выражалась её популярность? Как говорят, из каждого утюга звучала тогда? Давид Тухманов: В основном это было радио, если какая-нибудь песня прозвучала в эфире, он могла прозвучать, а если песен не было или было мало, то она, в общем, и на должна была повторяться, таким образом, не становилась популярной, а если радиослушателям понравилось, то в редакцию писалось… Мария Карпова: Письма, да? Давид Тухманов: Много писем было. Мария Карпова: Да-да-да. Не было ощущения тогда, вот Вам, академическому музыканту, не казалось, что эстрада – это такой второсортный жанр, более лёгкий жанр? Давид Тухманов: Вы понимаете, когда я был в том возрасте и начал заниматься эстрадой, я сам-то серьёзно к этому не относился, мне всё казалось, что это такое временное занятие… Мария Карпова: Да-да-да. Давид Тухманов: И, может быть, средство заработка. Если б это было легко, наверно, каждый человек по десятку песен в день писал бы, правда? Разве плохо? Мария Карпова: Как слушатели откликнулись на альбом «По волне моей памяти», про который мы нашим зрителям уже немного рассказали? Давид Тухманов: Я абсолютно не рассчитывал на какой-то бешеный успех и какую-то большую популярность, но, видимо, когда что-то появляется в своё время… это появилось, видимо, в своё время, когда подрастающее поколение молодёжи интересовалось очень многим, и источники были достаточно скудные, для того чтобы слушать музыку, которая появлялась во всём мире в это время, и, насколько мне известно, там действительно были миллионные тиражи. ФРАГМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ МЕХРАДА БАДИ И ГРУППЫ «АВЕНЮ» Максим Митченков: Давид Фёдорович, Вы тогда понимали, что Вы творите такую мини-революцию? Мария Карпова: Да-да-да. Максим Митченков: Или вообще композитор всегда должен быть на шаг впереди времени и всегда должен диктовать какие-то новые тренды? Давид Тухманов: Мне просто хотелось осваивать какой-то новый музыкальный язык, обращаться к новым молодым исполнителям, которые пели в другой манере, а не в том опять же русле, которое было как бы традиционно и привычно, и неслучайно, наверно, этот диск, несмотря на свою популярность, несмотря на то, что его раскупали в магазинах фирмы «Мелодия», несмотря на это, по радио эта музыка не звучала. Мария Карпова: Ну да. Давид Тухманов: В тот период, по крайней мере. Мария Карпова: Вы сами говорите, что песни создаются по-разному: какие-то очень быстро, как, например, песня «И не то, чтобы да, и не то, чтобы нет», а какие-то создаются прямо мучительно. А вот песня «День Победы» как создавалась: мучительно или быстро? Давид Тухманов: Немножко Вы как-то всё очень упрощаете, конечно, но могу сказать, что прежде всего были стихи, стихи замечательного поэта Владимира Харитонова. Конечно, мне хотелось сделать что-то такое хорошее. Я несколько дней думал над этим, и в общем и целом эта песня получилась, музыка сложилась примерно в том виде, в котором она и есть, скоро уже полвека… Мария Карпова: Да. Давид Тухманов: 45 лет назад, понимаете? Я-то был помоложе, и у меня было ощущение удивления какого-то, и как это так может быть – вот звучит песня и я её автор. Но, понимаете, это, получается, как-то звучит совсем формально, да, я её автор, но песня живёт своей жизнью, она отделилась от меня, и все эти годы я какой-то своей частью – такой же рядовой слушатель, я так же её воспринимаю, как и все люди. ФРАГМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ЛЬВА ЛЕЩЕНКО Максим Митченков: Борис Фёдорович, а можем мы перечислить тех, кого Вы открыли, кто стал популярным благодаря Вам? Вот Валерий Леонтьев тот же самый Вам же обязан популярностью? Давид Тухманов: Я не хотел бы как-то хвастаться и говорить, что вот я открыл, просто это был период для этих молодых людей, когда мы встречались, я, конечно, какую-то инициативу проявлял и предлагал им и старался их записать, и какие-то песни действительно были популярными и делали популярными певцов, тот же Леонтьев. Александр Градский тоже, мы много работали и с Лёвой Лещенко и с Софией Михайловной Ротару, я не говорю, что я их открывал, во всяком случае, самый период расцвета этих певцов, и я должен сказать, что я бесконечно благодарен вообще исполнителям, музыкантам, вообще всем тем, кто как бы реализовал, материализовал мою музыку. ФРАГМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ВАЛЕРИЯ ЛЕОНТЬЕВА Давид Тухманов: Я не знаю, просто надо делать то, что ты хочешь делать, понимаете? И пытаться, и стараться, и потом у меня нет рамок, мне совершенно не страшен возраст, я не вижу каких-то препон в том, что мне уже за 60. Мария Карпова: Давид Фёдорович, 5 лет назад Вы сказали, что мало времени очень уделяли академической музыке, сейчас удалось восполнить этот пробел? Давид Тухманов: Уже в XXI веке я песен не писал почти что и мне удалось создать 2 оперы за этот период, одну из них, повезло, и она была поставлена в театре «Геликон-опера» под названием «Царица», а вторая моя опера только недавно, сравнительно недавно закончена, единственное, что мне удалось её издать в нотах, но она и не ждёт своего часа, дождётся или нет, мне знать не дано. Мария Карпова: Мы будем ждать. Максим Митченков: Да, мы будем ждать, мы ждём от Вас новых произведений, новой музыки, любим все Ваши песни и ещё раз поздравляем Вас с юбилеем, спасибо Вам за то, что уделили нам время! Мария Карпова: Спасибо! Давид Тухманов: Спасибо!