Мария Карпова: Юрий Борисович, рады вас видеть, с днём рождения театра поздравляем! Юрий Васильев: Спасибо большое, спасибо, я тоже рад очень! Мария Карпова: Для артистов театра – это обычный рабочий день с репетициями, со спектаклями или всё-таки такой праздник? Юрий Васильев: А мы всегда встречаем наш праздник рабочими буднями, поэтому сегодня у нас премьера, долгожданная премьера, которую мы выпускали 2 года… Мария Карпова: Ничего себе! Юрий Васильев: Поэтому встреча со зрителем – это большая радость в этот праздничный день! Максим Митченков: Про премьеру поподробнее можно? Вы как-то сказали что вы столько никогда не репетировали, как при постановки этого спектакля. Мария Карпова: «Дамское счастье», да? Юрий Васильев: Да, «Дамское счастье» – это по роману Золя «Дамское счастье, а пьесу написали – это такой музыкальный спектакль, почти что мюзикл, можно сказать, написали Юрий Ряшенцев и Галина Полиди, музыка нашего замечательного музыкального руководителя театра Андрея Рубцова, хореограф Арсений Хорунжий наш – всё наше, все наши ребята и молодой режиссёр Мария Тихонова, и помогал ей её брат Лёша Франдетти – уже известный режиссёр, у него много «Золотых масок», поэтому… понимаете, всё время такой наворот, и ещё Александр Анатольевич подключился в финальной стадии, поэтому это такой комплексный… причём мы его сдавали 27 марта этого года… Максим Митченков: Ух-ты! Юрий Васильев: В Международный день театра… Максим Митченков: Да. Юрий Васильев: Но уже был карантин… Мария Карпова: Да. Юрий Васильев: Поэтому мы без зрителей просто прогнали и опять сели, поэтому, понимаете, какая это радость, 15 сентября мы сыграли первый раз это была такая радость встречи со зрителем: люди сидели в масках правда, страшно было смотреть в зал. Максим Митченков: Но приятно, что спектакль выходит именно в день рождения театра… Юрий Васильев: Да-да. Максим Митченков: А вообще какие традиции празднования дня рождения существуют? Капустники, наверно, в основном, да? Мария Карпова: Капустники, наверно, да. Юрий Васильев: Нет, у нас такие бывают обозрения: вот 1 октября 1924 года, когда открылся Театр сатиры… Максим Митченков: Да. Юрий Васильев: Он открылся обозрением «Москва с точки зрения»… Мария Карпова: Да. Юрий Васильев: И вот эта традиция таких обозрений… потом вы помните, наверно, тоже такой спектакль: «Маленькие комедии большого дома» – это тоже такое обозрение про проблемы московские… Мария Карпова: А что значит вот этот жанр – «спектакль-обозрение»? Мне кажется, современному зрителю это не очень понятно. Юрий Васильев: Это новеллы такие, несколько новелл на темы, не знаю, квартирного вопроса, транспорта, если бы это было сегодня, то, наверно, уже темы, которые сегодня волнуют москвичей, или мы вспоминаем лучшие спектакли, а мы обязательно, кончено, вспоминаем всех актёров и ушедших, всех, кто работал, потому что это, конечно… Когда я пришёл в 76-м году – это великий театр был: Андрей Миронов, Папанов, Менглет, весь «Кабачок 13 стульев», Аросьева, Вера Кузьминична Васильева, которой вчера исполнилось 95 лет… Мария Карпова: Кстати, как такие метры вас приняли в театре, когда вы туда попали, когда вы были ещё совсем молодым начинающим актёром? Юрий Васильев: Вы знаете, очень хорошо, очень по-доброму, очень помогали, у меня был случай, я репетировал… ну, у меня было 34, где-то 35 спектаклей в месяц… Мария Карпова: Ничего себе! Юрий Васильев: Все тотальные массовки, 6 главных ролей в первый год, и я репетировал Голубкова в «Беге» Булгакова, это было летом: я в пальто, и я упал в обморок там наверху у нас в большом репетиционном зале, и когда я очнулся, а это нужно спуститься в мою гримёрку, там сидели: врач, Анатолий Дмитриевич Папанов и Георгий Павлович Менглет, и Папанов сказал врачу: «Спасите его, он хороший артист», – вот это была первая оценка великого Папанова. Мария Карпова: А ещё я не могу не спросить тоже, там как раз история про Папанова: когда вы попали в театр, художественным руководителем был Плучек… Юрий Васильев: Да, Валентин Николаевич Плучек. Мария Карпова: И когда мы готовились к интервью, мы с большим удивлением узнали, что, оказывается, он якобы был двоюродным братом Питера Брука… Юрий Васильев: Не якобы, а точно он двоюродный брат Питера Брука. Мария Карпова: То есть это не миф? Юрий Васильев: Нет. Мария Карпова: А что там была за история, когда Папанов как-то его так… Юрий Васильев: Это была гениальная история: репетиция была «Горе от ума», он приехал от Питера Брука как раз, где посмотрел его спектакль, и он всегда рассказывал про эти спектакли труппе, он вообще был удивительно эрудированный человек, он очень хорошо знал поэзию, живопись, Валентин Николаевич Плучек, я имею ввиду, и на репетиции он сказал, а он всегда такой в позе Мейерхольда был: «Я всегда мечтал работать с такими артистами как Марчелло Мастроянни, Чарли Чаплин, а работаю с вами!». На что Анатолий Дмитриевич Папанов, сидя, пробурчал: «Я тоже всю жизнь мечтал работать с Питером Бруком, а работаю с его братом и то двоюродным». Мария Карпова: Потрясающая история! Максим Митченков: Да, очень здорово! А я так понимаю, что вообще это традиция – пародировать руководителей в Театре сатиры? Юрий Васильев: Да-да, но это ещё традиция Щукинского училища… Максим Митченков: Да. Юрий Васильев: Когда мы как бы показывали своих педагогов, и, в общем, никто на это не обижался, если это похоже и хорошо, то в принципе это проходило всегда. Мария Карпова: А Александра Анатольевича кто-нибудь рискует показывать? Юрий Васильев: Да, показывали, сейчас у меня на юбилее ребята потрясающе, причём Наталья Николаевна, его супруга, позвонила мне ночью и сказала, что Шура пришёл сейчас, не раздеваясь, сказал, как хорошо его показывали, как ему понравился капустник. Максим Митченков: Как Ширвиндт реагирует на то, как его пародируют? Юрий Васильев: Если это хорошо действительно, то он говорит: «Смешно», – или, – «Мило». Максим Митченков: В своём стиле с каменным лицом непроницаемым. Юрий Васильев: Да-да-да: «Мило». Мария Карпова: А вообще Александр Анатольевич – строгий руководитель? Может вызвать на ковёр, отчитать? Юрий Васильев: Нет, у меня был с ним интересней очень случай: мы репетировали… у нас такой популярный сейчас спектакль, я его уже не играю – «Слишком женатый таксист»… Мария Карпова: Да. Юрий Васильев: Рэя Куни… Мария Карпова: Да. Юрий Васильев: И когда он выпускался, то мы перед премьерой раз 8 его сыграли, причём на зрителей, такой, как для папы и мамы, нужен был очень такой накат, потому что нужно было очень быстро всё это делать, сохранят темпоритм, и вдруг на каком-то там седьмом у меня уже… а поскольку я играл вот этого таксиста и там очень сложная физически роли, я понимал, что я уже сдыхаю просто, и когда ты сдыхаешь, то ты начинаешь чуть-чуть киксовать, у тебя нет сил, ты начинаешь наигрывать чуть-чуть, и вдруг он в зале сказал: «Юра, что ты делаешь?!» – что-то он на меня накричал. Я к нему зашёл в кабинет и сказал: «Я прошу вас никогда на меня не кричать, на меня отец никогда не кричал». И вдруг он так спокойно совершенно это выслушал и сказал: «Если ты спросишь мою семью, то я кричу только на тех, кого люблю», – вот это я запомнил навсегда. Максим Митченков: Как сказал бы Ширвиндт: «Мило». Мария Карпова: Мило. Максим Митченков: Да, мы хотим пожелать успеха Театру сатиры, чтобы всегда вы сохраняли такое потрясающее чувство юмора, чтобы были полные залы и с днём рождения ещё раз театр, спасибо вам огромное! Мария Карпова: Поздравляем! Юрий Васильев: Спасибо вам огромное, что вы о нас помните и любите нас, я надеюсь! Мария Карпова: Конечно! Максим Митченков: Так и есть, да. Спасибо! Мария Карпова: Спасибо!