Дочь Ричарда Викторова Анна – о создании фильмов «Москва – Кассиопея», «Отроки во Вселенной» и других картин режиссёра
https://otr-online.ru/programmy/kalendar/doch-richarda-viktorova-o-sozdanii-filmov-moskva-kassiopeya-otroki-vo-vselennoy-i-drugih-kartin-rezhissyora-39547.html Максим Митченков: «Действительность обгоняет экран со скоростями поистине космическими, космос уже обжит международным экипажем, а мы всё еще топчемся на крохотном кинопяточке и никак не решимся подняться над своими частными кинопроблемами, а зритель ждет, нет, не ждет, требует: «Снимайте научно-фантастические фильмы!».
Мария Карпова: Так писал кинорежиссёр Ричард Викторов в середине 70-х, он прославился самыми яркими советскими фильмами в жанре научной фантастики: «Москва – Кассиопея», «Отроки во Вселенной» и «Через тернии к звёздам». Получил множество награда и премий, но, главное, его фильмы были невероятно популярны в СССР, их посмотрели десятки миллионов зрителей.
Максим Митченков: Сегодня Ричарду Викторову исполнилась бы 90 лет, вспомнить его мы хотим вместе с дочерью мастера режиссёром кино и телевидения Анной Викторовой.
ФРАГМЕНТ Х/Ф «ОТРОКИ ВО ВСЕЛЕННОЙ»
Мария Карпова: Анна, рады Вас видеть в нашей студии!
Анна Викторова: Взаимно!
Мария Карпова: Вы собрались нас фотографировать?
Анна Викторова: Да.
Мария Карпова: А что это за фотоаппарат?
Анна Викторова: Это старый фотоаппарат, который снимался в «Москве – Кассиопеи».
Максим Митченков: И вот это плёнка, да?
Анна Викторова: Шпионский, вот это к нему плёнка, да, она маленькая была совсем и ее выдавали как за шпионскую.
Максим Митченков: Всё здесь на столе снималось в этом фильме?
Анна Викторова: Всё здесь на столе снималось или…
Максим Митченков: Или принимало участие…
Анна Викторова: Или принимало участие в производстве кино, необязательно «Москвы – Кассиопеи», но в основном да.
Максим Митченков: Давайте мы покажем…
Анна Викторова: Давайте покажем.
Мария Карпова: А это же, по-моему, режиссёрский сценарий… можно? Это просто, мне кажется, такая реликвия.
Анна Викторова: Берите это в руке.
Мария Карпова: «Режиссёрская разработка Ричарда Викторова».
Анна Викторова: Да.
Мария Карпова: Мне кажется, для всех советских мальчишек это сейчас прямо музейный экспонат.
Анна Викторова: Да, а если еще открыть, то для нынешних кинематографистов это будет очень хороший урок, как надо писать режиссёрский сценарий…
Мария Карпова: Как надо писать.
Анна Викторова: И его надо писать, это значительно удобнее, как ни странно, чем современная американская система написания сценариев.
Максим Митченков: А фотография Королёва и Гагарина тоже снималась?
Анна Викторова: Да, эта фотография висела в «Москве – Кассиопеи» в каюте у командира корабля Виктора Середы.
ФРАГМЕНТ Х/Ф «МОСКВА – КАССИОПЕЯ»
Анна Викторова: Если мы вернемся к тому, с чего вообще начинается фантастика в нашем кинематографе, то мы поймем, что если даже 74-й год за рубежом уже худо-бедно возникали компьютеры в кинематографе, и комбинаторы были вроде как более продвинутые…
Мария Карпова: Да-да, ну и спецэффекты они уже делали во всю.
Анна Викторова: Естественно, то у нас были потрясающие комбинаторы, это правда, их не зря называли «великие комбинаторы», но они ни коем образом не были связаны с компьютерами вообще.
Максим Митченков: Всё делали вручную?
Анна Викторова: Абсолютно всё делали вручную, начиная от макетов планет, заканчивая звёздами, камнями, вот здесь у вас камень «Бронзулит» называется.
Мария Карпова: Бронзулит.
Анна Викторова: Серьезно.
Мария Карпова: Можно я пощупаю?
Анна Викторова: Пожалуйста, пощупайте, потом я Вас разочарую. В продолжение того, что фантастика, снимаемая на Земле, при всем при том, что она должна быть реалистичная с точки зрения каких-то космических дел, потому что уже есть космонавты, которые могут сказать: «Это неправда». Ричард Николаевич очень серьезно относился к тому…
Максим Митченков: К достоверности, да?
Анна Викторова: Чтобы всё было правдой.
Мария Карпова: А как тогда невесомость, например, в «Москве – Кассиопеи» снимать?
Анна Викторова: Коридор был построен на Ялтинской киностудии, представлял из себя почти 20 метров, может, даже побольше, 25 метров длинной, конструкцию, которая стояла на таких полозьях, и от нее тянулись веревки, камера была на гвоздях прибита с одной стороны, первого главного командира корабля, который останавливается и поворачивается, его крепили на специальную конструкцию, и он был, по сути, тоже как прибит к декорации, самое интересное начинается дальше…
Максим Митченков: Когда вбегает второй.
Анна Викторова: Когда вбегает второй и начинает бежать по стенке и по потолку, в этот момент громко раздается команда «Поехали!»…
Максим Митченков: И…
Анна Викторова: И человек 30 снаружи тросами начинают крутить этот коридор.
ФРАГМЕНТ Х/Ф «МОСКВА – КАССИОПЕЯ»
Максим Митченков: Какие еще новаторские идеи применялись?
Анна Викторова: Сложность была, например, придумать, как выглядят роботы, неизвестно, но из чего-то надо их сделать, им надо сделать, наверно, всё-таки волосы какие-то или что-то, и вот Таисия Алексеевн Кунич, которая была художником-гримёром, а она частично участвовала, естественно, в создании костюма как такового и образа как такового, она сидела у себя в гримерной и смотрела на стол, что-то там придумывая, думая, и вдруг она видит щётку, массажную щётку, дальше она встает, выходит, уходит в магазин спортивный, покупает спортивные шапочки для плавания, в соседнюю галантерею заходит, покупает этих щёток, приходит обратно на студию, разбирает щётки и начинает эти иголки вставлять в шапочку.
Максим Митченков: Вот за Вами как раз и есть фотография с этими инопланетянами в этих шапочках со щётками как раз.
Мария Карпова: Да.
Анна Викторова: Да, а поскольку они вроде как биороботы, то, соответственно, кто-то даже был лысый, ну, там была проплешина у одного и у другого.
ФРАГМЕНТ Х/Ф «ОТРОКИ ВО ВСЕЛЕННОЙ»
Мария Карпова: Вот я сижу, слушаю Вас, но мне не дает покоя этот камень, Вы обещали рассказать, из чего сделан?
Анна Викторова: К сожалению, для современного поколения опять-таки в силу технического прогресса значительно проще сказать: «Окей, гугл, а куда мне ехать?». И он вам скажет, значительно сложнее…
Максим Митченков: Мне кажется, это мы у гугла не можем спросить.
Анна Викторова: Не спросите, даже если вы ему фотографию отдадите, он вам не ответит на это вопрос, потому что на этот вопрос вам в состоянии ответить только человек, который смотрит по сторонам и придумает, и никто не скажет, как выглядит бронзулит, из чего он состоит, а это, собственно, куски стекла, это отходы стекольного производства.
Мария Карпова: Тяжелый, наверно, можно я?..
Анна Викторова: Очень тяжелый, аккуратно.
Мария Карпова: Мамочки, не пугайте… тяжелый…
Анна Викторова: Он правда тяжелый.
Мария Карпова: Да.
Максим Митченков: Бронзулит держишь в руках, между прочим.
Мария Карпова: Стекло.
Анна Викторова: Да, но дальше Ваша вера в предлагаемые обстоятельства.
Максим Митченков: Анна, мы еще раз хотим сказать Вам спасибо огромное, что зашли к нам в гости, что помогли вспомнить этого замечательного режиссёра, новатора Ричарда Викторова, которому бы сегодня могло бы исполниться 90 лет, спасибо Вам огромное!
Мария Карпова: Спасибо!
Анна Викторова: Спасибо вам огромное за память, и я надеюсь, что он всегда с нами!
Мария Карпова: Спасибо!
Анна Викторова: Всего доброго!
Дочь Ричарда Викторова Анна – о создании фильмов «Москва – Кассиопея», «Отроки во Вселенной» и других картин режиссёра